Партийные войны Израиля: «русские» против «русских». Часть 1.

Начало «русских» партий

Массовая алия (репатриация) из стран бывшего СССР в Израиль в конце 198-х — начале 1990-х годов внесла  существенные изменения в политическую карту страны. Непропорциональное распределение вновь прибывающих по городам, привело к тому, что численность русскоязычных репатриантов в отдельных городах страны составила от 10% до 15% от общей численности жителей города. Неопытность большой части вновь прибывших к местным правилам «демократических» выборов и желание многих из них как можно быстрее «абсорбироваться» и стать частью местного населения, привело к повышенному интересу к ним со стороны многих ведущих израильских партий.

На первых этапах, особый интерес к этой массе избирателей появился у кандидатов в мэры городов, которые порой стоя у избирательных урн, обещали вновь прибывшим русскоязычным репатриантам буквально квартиры, если они проголосуют за нужного кандидата. Стоит отметить, что для подавляющего большинства израильтян все репатрианты прибывшие в страну в период массовой алии стали ассоциироваться со словом «русские» вне зависимости от их национальности и страны прибытия. Поэтому в обиход вошли понятия «русский» список, «русская» партия, «русский» кандидат, куда включали всех репатриантов говорящих на русском языке.

«Русский» муниципалитет

В середине 1990-х годов численность выходцев из стран СНГ в Израиле достигла более миллиона человек и начиная с этого момента как на выборы в Кнессет, так  и на муниципальные выборы постоянно шли либо партии представляющие русскоязычных репатриантов, либо ведущие партии страны, которые включали «русских» в свои партийные списки.

На муниципальных выборах 1998 года почти в 60 городах страны депутатами муниципальных советов, стало более сотни представителей русскоязычных репатриантов, прибывших в страну после 1990-х годов. В тот год почти 40 человек из них в результате выборов получили должности заместителей мэров городов.

С того момента «русские» списки постоянно участвуют в муниципальных выборах и двум представителям из них даже удалось занять пост мэра города.

Если на муниципальных выборах 1998 года практически во всех городах с высоким процентом русскоязычного населения в основном шли представители партии «Исраэль ба-Алия»  то начиная с выборов 2003 года повсеместно доминируют списки от партии «Наш дом — Израиль» (НДИ). Однако несмотря на это, во многих городах на выборы сразу идет два, три и более  «русских» списков, представляющие интересы как независимых кандидатов, так и различных израильских партий. При этом постоянно воюющие между «русские» списки, за голоса одного итого же электората, приводит к  «растаскиванию» голосов и потерям возможных мандатов.

Многие из кандидатов в мэры, стали ставить в свои списки «русских» кандидатов в депутаты, именно для борьбы за «русские» голоса, если в этом же городе шел отдельно «русский» список, не поддерживающий этого кандидата но пост мэра города. За это период состоялось 5 муниципальных избирательных кампаний и практически не было случаев , когда идущие в  одном городе два «русских» списка объединились бы в один блок для достижения более крупной победы. Амбиции или партийные разногласия обычно превалировали над здравым смыслом.

Однако это очень естественно для Израиля и для всех других списков, представляющих как интересы различных партий, так и индивидуальные амбиции отдельных лидеров. Порой даже представители ведущих израильских партий, в отдельных городах, не могли договориться между собой и шли двумя списками, как бы от одной и той же партии.

В настоящее время практически в 50 городах страны в составы муниципалитетов входит до 100 «русских» депутатов, более 30 из них занимают должности заместителей мэров. Притом, что многие их этих депутатов и замов избираются уже третий и четвертый раз. Естественно утвердившись в муниципалитете, такой «русский» кандидат, чаще всего входящий в коалицию с мэром города, делает все, чтоб  не иметь конкурентов на «русской» улице и чтобы на ближайших муниципальных выборах у него в городе не возник новый «русский»  список , борющийся за его же электорат.

Репатрианты «старые» и «новые»

Стоит отметить , что в те годы было четкое противостояние между репатриантами из СССР 1970-х -1980-х годов и репатриантами из СНГ 1990-х годов. Первые считали себя настоящими сионистами, боровшимися  за право выезда из СССР и чаще всего подвергавшимся за это репрессиям со стороны властей. А вот репатриантов 1990-х окрестили «колбасной алией», то есть уехавшим не по сионистским побуждениям, а за лучшей жизнью.

Амбиции очень многих начинающих «русских» политиков практически всегда приводили к созданию «воюющих» между собой репатриантских списков на выборы в муниципальные советы и появлению спойлеров при выборах в Кнессет.

На выборах 1990-х годов репатрианты 1970-х — 1980-х годов, из-за знания языка и достигшие к тому времени статуса в Израиле, все чаще привлекались многими партиями в свои списки и в штабы для работы с вновь прибывшими репатриантами из СНГ.

Так большая часть списка первой «русской» партии «Исраэль ба-Алия» добившейся успеха на выборах в Кнессет  состояла из репатриантов «старожилов»: Н.Щаранский, Ю.Эдельштейн, Ю.Штерн, Р.Брофман и только двое М.Солодкина и М.Нудельман были репатриантами 1991 года.

На выборах 1996 года в партийном списке партии Авода баллотируется в Кнессет 14-го созыва и становится депутатом Софа Ландвер репатриировавшаяся в Израиль в 1979 году. Софа Ландвер продолжила свою работу и в Кнессетах 15-го и 16-го созыва (не полный срок). В преддверии выборов 2006 года она переходит в НДИ и продолжает свою работу в Кнессетах 17-го и 18-го созывов.

Яркую роль в израильской политике до сих пор играет Авигдор Либерман который репатриировался в Израиль в 1978 году. Во время учёбы в университете Либерман вступил в партию Ликуд. Несколько лет Либерман был руководителем иерусалимского отделения больничной кассы «Леумит». В 1986 году он вошёл в состав Совета директоров Иерусалимской экономической компании. В 1993 году Либерман был назначен генеральным директором партии Ликуд.

Авигдор Либерман сыграл значительную роль в победе кандидата от Национального лагеря Биньямина Нетаньяху на выборах премьер-министра (1996 г.). С июня 1996 года по декабрь 1997 года Либерман занимал пост генерального директора Министерства главы правительства. После резко критической по отношению к нему кампании в СМИ, Либерман ушёл в отставку (1997 г.) и занялся бизнесом, связанным с крупными торговыми операциями в Восточной Европе. В январе 1999 г. Авигдор Либерман объявил о создании партии «Наш дом — Израиль» как партии-сателлита Ликуда, во главе которой он пошел на выборы в Кнессет 15-го созыва.

С тех пор на все выборы в Кнессет идет «русская» партии НДИ и еще две , три создаваемые под выборы «русские» партии, а так же партии созданные «русскими» депутатами Кнессета, не получивших мест в партийном списке своих партий. При этом в ведущих израильских партиях Ликуд, «Еш атид» и ряда других постоянно присутствуют «русские» кандидаты и эти партии так же создают отдельные штабы выборов для работы на «русской» улице.

С  начала  2000-х годов, практически все «русские» кандидаты как на выборах в Кнессет, так и в муниципальные советы были уже в основном репатрианты 1990-х годов.

52.19MB | MySQL:103 | 0,489sec