Одной из важных составляющих нынешних экономических трудностей Исламской Республики Иран является коррупция. Местные СМИ, особенно- либерального и оппозиционного направления, иногда и государственные, описывают коррупцию как непременную часть переживаемых страной кризисных явлений, в ряду которых на этом треке можно отметить и безработицу, и страшную, по-прежнему галопирующую инфляцию, и непомерно растущие цены. Среди этого набора отрицательных факторов коррупции принадлежит первой место. Понятно, что это не чисто иранский прецедент, но по своим объемам иранская коррупция оставляет далеко позади соседствующие с Исламской Республикой страны. Цифры коррупции настолько высоки, написало на днях издание Bahar News, что в них просто трудно поверить. Как считает издание, коррупция (перс. фэсад) буквально пронизывает режим аятоллы Али Хаменеи. Вот свежий пример. Комплексное расследование фактов коррупции на одном из крупнейших и высокодоходных предприятий страны – Металлургическом комбинате «Фуладэ Мобараке» в городе Исфахане – выявило цифры схем коррупции, в результате которых в карманах руководителей предприятия оказались средства на сумму в 92 тысячи миллиардов туманов. Как пишет Bahar News, чтобы представить, как велика эта сумма, нужно перевести ее в доллары. Так вот, в американской валюте она составляет примерно 3 млрд долларов. Именно столько не дошло до казны страны, остро нуждающейся в средствах, чтобы удовлетворить основные жизненные потребности ее населения. Цифры нарушений, воровства и коррупции настолько невероятные, пишет издание, что приходится пересчитывать их несколько раз, чтобы осознать масштабы этого, попросту говоря – воровства. У нас в стране, напоминает Bahar News , столько неотложных нужд, куда можно направить эти средства. Вот, например, их можно было использовать на восстановления зоны подлинного экологического бедствия — озера Урмийе на северо-западе Ирана. «У нас много и других экологических проблем, они повсюду в стране. Достаточно отметить и проблемы нехватки воды, идут процессы опустынивания, но, похоже, коррумпированные управленцы «Фуладэ Мобараке» лучше всех умеют тратить эти деньги, а проблемы народа и страны их вообще не касаются».
Издание Bahar News использует тему вопиющей коррупции на одном из крупнейших предприятий ИРИ, чтобы поразмышлять и над другими фактами нынешней экономической ситуации в стране накануне возможного выхода Ирана из атомного тупика. «В стране, где зарплаты бюджетников за последние полгода не изменились, несмотря на 50-процентную годичную инфляцию, нищету большой части населения, безденежье. В это же время, там, прикрываясь бюджетным дефицитом лишают самые уязвимые слои общества элементарных средств на пропитание. Такое трудно оправдать». Издание обращает внимание на то, что случаи коррупции, подобные исфаханскому — не редкость в Иране, они довольно часты и очень жаль, что их не пресекают и они продолжаются. Случаи коррупции, пишет Bahar News, случаются в Иране везде, где есть большие деньги. Жертвой этого чаще становятся бесправные трудящиеся, которых лишают последнего, что у них есть. Над ними просто издеваются, пользуясь их бесправием. Об этом редко пишут, но официальные СМИ просто боятся поднимать темы коррупции, которая пышным цветом расцвела в государственных и частных компаниях, даже в муниципалитетах. Но эта тема довольно часто присутствует в социальных сетях, хотя и там она еще не вышла в главную, находясь на периферии общественного сознания.
Государственные СМИ Ирана подробно сообщили в эти дни о том, что вышел в свет парламентский отчет на 300 страниц о коррупции на исфаханском сталелитейном гиганте. Это предприятие, как и многие другие крупные инфраструктурные объекты иранской экономики, находится в собственности Корпуса стражей исламской революции (КСИР). КСИР превратился в ИРИ в своеобразную финансово-промышленную империю, своего рода государство в государстве. Именно патронаж КСИР над исфаханским сталелитейным гигантом, пишут СМИ, обусловил оплату за счет предприятия при коррупционной составляющей громадных расходов на содержание многочисленных офисов пятничных имамов и даже специального Штаба пятничных молитв, наличие при предприятии исламской семинарии, строительство мечети, а также создание частной авиакомпании. СМИ приводят следующие цифры: более 22 млрд туманов было выплачено радио и телевидению и около 417 млн туманов — в Твиттере, чтобы скрыть эти нарушения и предотвратить расследование. Коррупционные схемы коснулись и принадлежащего предприятию футбольного клуба «Сепахан» в Исфахане, который будучи прибыльным еще три года назад, ныне несет громадные убытки, выплачивая при этом игрокам бонусы сверх установленного законом предела.
Громадную статью о распространенных в Иране коррупционных схемах на гигантском предприятии в Исфахане поместила на этой неделе и проправительственная газета Farhikhtegan. Из названия — «Чудеса многомиллиардной коррупции белых воротничков в Mobarakeh Steel» — видно, что главными акторами коррупционных схем были управленцы, госслужащие. Как ясно из статьи, многолетние коррупционные схемы работали как при производстве, так и при реализации продукции. Такие же схемы использовались при взаимодействии крупнейшего иранского сталелитейного предприятия с отечественными производителями автомобилей, основном – компанией «Иран Ходро» , которой по заниженным ценам продавали излишки продукции, укрывая эти доходы от налогообложения. Коррупционные схемы работали и при создании финансовых рынков, при покупке и продаже акций крупнейших иранских фирм. На должности консультантов в директорате сталелитейной корпорации приглашали государственных чиновников, которым предлагали заоблачные зарплаты. Среди них можно было видеть и некоторых членов парламента. Опубликованные в иранских СМИ материала показывают в списках получателей коррупционных средств супругу экс-главы президентской администрации Махмуда Ваэзи, бывшего министра дорог и городского строительства Аббаса Ахунди, бывшего мэра Исфахана Кудратуллу Ноурузи и других влиятельных личностей.
Отметим в этой связи, что Bahar News обращает внимание на царящее в иранском обществе ханжество. Имеется в виду то, что случаи коррупции и воровства не очень-то беспокоят общество. Пойманные на этих прегрешениях отделываются штрафами, небольшими наказаниями, в худшем случает – увольнением с работы. Общественность редко узнает об этом, а сами государственные органы и структуры предпочитают не предавать эти неблаговидные дела излишней огласке. Большей и жесточайшей обструкции, утверждает издание, подвергаются те, кто нарушает правила исламской морали. Их великое множество, их отслеживают специальные патрули блюстителей нравственности. В Иране постоянно закручивают гайки, ужесточают правила ношения хиджаба, подвергают наказаниям тех, кто отказываются от этой одежды, не выполняют специальные требования при езде на велосипедах, не носят специальную спортивную одежду, кто предпочитает чересчур короткие волосы. Все это касается женщин и девочек. Наказания с каждым годом все более ужесточаются, и религиозные инстанции все с большим рвением отслеживают нарушения исламской морали. Однако кражи, казнокрадство, протекционизм не вызывают в стране столько внимания и усердия силовых структур. «Почему, — вопрошает издание Bahar News, — многочисленные случаи коррупции не вызывают особой тревоги у религиозных моралистов, а женские волосы и их одежда их оскорбляют ?».