Оценки в Израиле происходящего на Украине и ситуации вокруг нее. Часть 54

С момента начала Россией 24 февраля 2022 г. специальной военной операции на Украине, в израильских СМИ и экспертно-аналитических центрах анализируют развитие военной кампании, ее разные аспекты и возможные последствия для участников конфликта, Израиля, Ближневосточного региона и всего мира в целом.

По мнению Цви Магена (старший научный сотрудник ведущего в Израиле экспертно-аналитического центра Институт исследований национальной безопасности, INSS) и Софи Кобзанцевой (научный сотрудник программы по изучению России в INSS), «с начала войны Россия приняла ряд мер против Израиля». К ним они относят: «разведывательные воздушные патрули, которые угрожают авиарейсам в районе сирийской границы; жесткую публичную критику Израиля по поводу его отношений с палестинцами в контексте проблемы Иерусалима; прямые контакты с ХАМАСом и Палестинской национальной администрацией; критику с антисемитским подтекстом (со стороны министра иностранных дел России Сергея Лаврова); и открытое недовольство израильскими ударами по иранским целям в Сирии». В качестве самой жесткой меры в отношении Израиля упоминается вызов израильского посла в Москве Александра Бен Цви в МИД РФ для выговора в связи с израильским авиаударом по международному аэропорту в Дамаске в июне этого года. Напомним, что заместитель министра иностранных дел России Михаил Богданов тогда сказал Бен Цви: «Обоснования, полученные от израильской стороны по поводу атаки, представляются неубедительными, и Москва ждет дальнейших разъяснений, в том числе, через существующий российско-израильский механизм предотвращения опасных инцидентов в Сирии…». Россия также выразила беспокойство по поводу того, что израильские атаки и повреждение взлетно-посадочных полос в аэропорту могут ударить по поставкам гуманитарной помощи ООН миллионам сирийцев[i].

Еще одним антиизраильским выпадом эксперты считают подготовленное Россией заявление Совета Безопасности ООН с осуждением того же авиаудара Израиля по аэропорту Дамаска. Отметим, что западные делегации заблокировали это заявление. Первый заместитель постпреда РФ Дмитрий Полянский на заседании СБ ООН заявил: «Сожалеем, что из-за политизированной и предвзятой позиции западных делегаций подготовленный нами проект заявления СБ ООН для прессы был заблокирован. Вновь и вновь убеждаемся, насколько ваши политизированные подходы отражаются на ваших принципах»[ii].

Все эти действия в INSS рассматривают как «свидетельства заинтересованности России в том, чтобы в отношениях с Сирией, Ираном и другими странами сохранить статус региональной державы, поскольку война на Украине также нанесла ущерб статусу России в этом регионе». «С точки зрения русских, – пишут эксперты, – господство в Сирии представляет значимый интерес, в том числе потому, что это дает им важный плацдарм на Ближнем Востоке; порт в Тартусе в Сирии обеспечивает им стратегический доступ к Средиземному морю, мягкому подбрюшью НАТО; к тому же Сирия расположена рядом с районами Кавказа, имеющими стратегическое значение для России». Более того, они допускают, что «это также может отражать заинтересованность России в разжигании регионального кризиса, прямо или косвенно связанного с Израилем, что обозначит Россию как державу, выступающую против Соединенных Штатов и их союзников, и поможет повысить статус России в регионе». Не исключается и то, что «Россия мотивирована отвлечь внимание международного сообщества от украинской проблемы на другие вопросы». Предполагается, что «для России хоть и очень важно сохранить стабильность и не допустить закрепления иранцев в Сирии, Москва хочет хотя бы дать сигнал сирийцам и иранцам, что она беспокоится о них и выступает на их стороне».

Все вышеперечисленные аспекты (включая рассмотренные в Части 52 и Части 53 данной статьи) эксперты INSS связывают с «попытками России перекроить международную карту и подтолкнуть мир к созданию новых альтернатив и союзов против США и их союзников». Такие меры, полагают они, «позволят России сохранить свой статус мировой державы. Они также служат российским интересам в краткосрочной перспективе, создавая видимость процессов и достижений, а не стагнации. Демонстрация достижений на этих этапах войны ослабляет давление на российское руководство внутри страны».

Несмотря на то, что «российско-украинская война» еще не окончена, Ц.Маген и С.Кобзанцева делают предварительные выводы и обозначают уроки, которые они считают нужным извлечь. Прежде всего, «война указывает на стремление сформировать новый мировой порядок, и действия России вынуждают другие страны конкурировать в рамках этой тенденции».

Израильские эксперты полагают, что в таких обстоятельствах «западные и другие страны обязаны просчитывать новые пути и лучше оценивать новые будущие международные соглашения». «В первую очередь это касается стран постсоветского пространства, но также затрагивает Израиль, который в этих условиях стал важным международным игроком, в том числе благодаря его попыткам выступить посредником между Россией и Украиной. Хотя эти попытки не дали значительных результатов, они подчеркнули его важность на международной арене. Россия воспринимает Израиль как единственного западного актора, не придерживающегося западных санкций, а потому способного лавировать между сторонами и стремиться к достижению договоренностей. В то же время, несмотря на усилия Израиля сохранить свою независимую позицию в конфликте, связанные с ним вопросы начинают иметь отношение к выбору будущего пути, и еврейское государство должно тщательно взвесить все «за» и «против». Среди прочего, по мере изменения мирового порядка, Израилю придется изучить вопрос о том, кто является его стратегическим партнером и на каких условиях можно поддерживать партнерские отношения и союзы». В качестве примера эксперты приводят ситуацию с израильско-китайскими отношениями, т.к. «по целому ряду соображений Соединенные Штаты являются наиболее стратегическим и важным союзником Израиля». В этой связи они не исключают, что «придет время, когда Израилю придется принимать решение о своей политике в отношении Китая». «Кроме того, Израиль должен учитывать свои природные энергетические ресурсы и их влияние на международную борьбу в целом и на противостояние в регионе в частности».

Отмечается, что «военная кампания на Украине преподает уроки, которые будут иметь непосредственное воздействие на военную сферу, основные принципы ведения боевых действий, включая вопрос об их эффективности на поле боя, на осознание необходимости инвестиций и развития перспективных систем вооружения, на когнитивную войну и многое другое. Израиль должен учитывать соответствующее стратегическое, тактическое и технологическое значение войны».

Несмотря на то, что пока трудно определить, когда и как закончится война, эксперты рассматривают ряд возможных сценариев. «В то время как Россия медленно продвигается к своим стратегическим целям на востоке и юге Украины, ход событий указывает на возможность ведения войны на истощение, которая будет продолжаться до тех пор, пока не произойдет одно из следующих трех событий:

— Страны Запада во главе с США приведут Россию и Украину к соглашениям и прекращению войны. В этой связи мотивация Запада может быть связана с ограничениями и давлением со стороны Украины, понесшей большие потери, и с осознанием того, что Россия исчерпала средства давления на Запад и теперь согласится играть по его правилам.

— Россия демонстрирует заинтересованность в прекращении войны и поиске договоренностей с Украиной. Такой сценарий возможен в том случае, если ситуация внутри России складывается таким образом, что масштаб давления со стороны общества и озабоченность по поводу дестабилизации, вызовы руководству и экономические трудности делают цену продолжающегося конфликта слишком высокой для российского режима в случае его вступления в войну на истощение. Если такое событие произойдет, Россия будет утверждать, что она запустила процесс разрушения и перестройки мирового порядка, создала угрозу и заставила тревожиться страны, входившие в состав Советского Союза, и добилась того, чтобы Украина не стала членом НАТО.

— Россия прекращает войну после краха режима [Путина] и дестабилизации ситуации. Смена режима в результате западного или внутреннего давления может заставить Россию прекратить войну и направить свои ресурсы на борьбу с разрушительными событиями, описанными выше».

При этом отмечается, что «любое прекращение войны означает переговоры на тех или иных условиях». Таким образом, на данном этапе израильским экспертам сложно предугадать итоги войны, но ход событий, по их мнению, указывает на возможные варианты и сценарии, описанные выше[iii].

[i]Kremlin summons Israeli envoy for dressing down over Damascus airport strike// Israel Hayom. 16.06.2022. https://www.israelhayom.com/2022/06/16/moscow-summons-israeli-envoy-for-dressing-down-over-damascus-airport-attack/

[ii] Запад заблокировал подготовленное Россией заявление по Дамаску в ООН // РИА Новости. 30.06.2022. https://ria.ru/20220630/zayavlenie-1799143179.html

[iii] The Ramifications of the Russia-Ukraine War / INSS. Strategic Assessment — A Multidisciplinary Journal on National Security Volume 25, No. 2, July 2022.

62.85MB | MySQL:102 | 0,503sec