Сомали: новое наступление исламистов

Ситуацию в Сомали в настоящее время необходимо рассматривать не с точки зрения уже почти рутинного межплеменного противостояния, а как хорошо организованное и спланированное наступление одного из подразделений «Аль-Каиды» на Африканском континенте. Нынешний всплеск наступления исламистов в Сомали не случаен. Ему предшествовала большая подготовительная работа. Избавимся от иллюзий, мы имеем дело с «отвлекающим ударом» исламистов, который был спланирован с целью отвлечь если не внимание, то точно ресурсы США и их союзников от Афганистана и Ирака, где в настоящее время наступили «горячие денечки».

По порядку. Около трех месяцев назад из Саудовской Аравии в Сомали началось постепенное организованное «десантирование» полевых командиров разгромленной ранее группировки «Исламских судов». Кто-то из них прибыл через Джибути и Эритрею, кто-то на самолетах малой авиации непосредственно в Сомали. Помимо сомалийцев, таким путем было переправлено порядка 3 тыс. ветеранов «горячих точек», в основном йеменцев, саудовцев, афганцев и пакистанцев (до этого в основном они находились в лагерях в Джибути и Эритрее). Поэтому сразу подвергнем сомнению тезис о том, что основной костяк воюющей ныне с правительством Сомали группировки «Шабаб» составляют несовершеннолетние юнцы.

Одновременно проходило насыщение группировки оружием. В этой роли ударно выступила Эритрея, эмиссары которой срочно начали закупать оружие в основном в бывших странах СССР: Белоруссии, Казахстане, Украине, а также. в Болгарии. Эритрея была выбрана эмиссарами «Аль-Каиды» не случайно. Во-первых, это «государственное» прикрытие сделок: оружие не помидоры, его продажа частной компании вызывают определенные проблемы. Во-вторых, чрезвычайно «удобное» географическое положение Эритреи. В-третьих, Эритрея переживает сейчас серьезный экономический кризис и остро нуждается в валюте. Наивно было бы полагать, что эритрейцы покупали оружие, что называется, «на свои». Финансы на закупку поступали из Саудовской Аравии и Ирана (!). Эритрея, имея свой процент от сделок, обеспечивала только логистику. Оружие переправлялось морским путем через контролируемый исламистами порт Кисмайо. Когда Африканский Союз (АС), а затем и США потребовали от Эритреи прекратить указанные операции, Асмара начала массовую пропагандистскую кампанию, в том числе через свои диппредставительства в разных странах, по отрицанию этого очевидного факта.

Кроме того, лидеры «Шабаб» провели в мае переговоры в Кении с основными сомалийскими пиратскими группировками. Итоги переговоров: «Шабаб» под угрозой расправы с пиратами добилась эксклюзивного права на получение оружия с печально известной «Фаины», перевозившей вооружение из Украины в Кению для дальнейшей переправки в Южный Судан. В результате исламисты получили все захваченное стрелковое оружие, гранатометы, боеприпасы и системы ПЗРК. Южному Судану досталось лишь 12 танков. Основным же итогом переговоров стала ежемесячная рента пиратов боевикам «Шабаб» для нужд «джихада». В противном случае исламисты угрожали полностью расстроить прибыльный бизнес пиратов. С учетом того, что последние «дрогнули», можно сделать вывод, что «Шабаб» из сомалийских группировок сейчас представляет наиболее реальную силу.

Эти события дают четкий ответ на вопрос, кому идет часть прибыли от пиратского бизнеса в Сомали. Пиратский бизнес, который возник спорадически как крайнее средство от голода и нищеты, в настоящее время является важной статьей дохода исламистов и одним из основных стимулятором их боевой активности. Не последнюю роль в таком развитии ситуации сыграла невнятная роль мирового сообщества и ООН, а также жадность судовладельцев, предпочитавших платить выкуп.

Здесь интересен момент поставок оружия «Шабаб» из Ирана. То есть два непримиримых антагониста Иран и Саудовская Аравия наперегонки снабжают оружием сомалийских исламистов, отбросив в сторону свои противоречия. Ларчик здесь открывается просто. Эритрея выступает как слуга двух господ, которые имеют разные интересы на Африканском Роге, но в качестве средства для их достижения используют «Шабаб».

Отметим, что Иран выступает в данной ситуации как государство. Он снабжает сомалийских исламистов оружием с целью дестабилизации ситуации на Африканском Роге в целом, отвлекая внимание США от своих собственных проблем. Кроме того, часть денег и оружия оседает в Эритрее, за что Иран имеет возможность использовать территорию этой страны в качестве канала для транзита оружия в район палестино-израильского конфликта, а также базы для своих подводных лодок-малюток.

Саудовские спонсоры к государству (в крайнем случае, официально) отношения не имеют. Это частные фонды и духовные отцы исламистов из числа шейхов. Их цель, как мы уже говорили ранее, нанести отвлекающий удар с целью оттянуть силы американцев от Афганистана и Ирака. При благоприятном развитии событий – восстановить исламистское образование на Африканском Роге. Снова повторим тезис о его исключительно выгодном географическом положении. В этой связи есть все основания полагать, что финансовая помощь преследует не только чисто идеологические, но, прежде всего экономические цели. Не случайно одним из главных финансовых спонсоров сомалийских «непримиримых» является семья Бен Ладенов, которая не скрывает своего интереса к ряду коммерческих проектов в этом районе.

В позиции Эфиопии по отношению к Сомали также есть свои нюансы. В период своей первой интервенции эфиопские войска, ценой приличных потерь, сумели свергнуть правительство исламистов, рассеяли их основные силы, а выживших командиров вынудили эмигрировать. Однако добивать окончательно не стали, несмотря на нажим из Вашингтона. Объясняется это тем, что Аддис-Абеба, как это не парадоксально, не заинтересована в установлении стабильного режима в Могадишо в силу того, что в этом случае возникает реальная опасность поддержки со стороны единого Сомали основной противостоящий нынешнему эфиопскому правительству силы «Фронта освобождения оромо». Оромо является титульным этносом в Сомали и составляет значительную часть населения нынешней Эфиопии.

Еще одним нюансом является характерная особенность сомалийцев, которые в случае внешней интервенции, имеют свойство объединятся и забывать на время все свои разногласия.

Ситуацию в Сомали в настоящее время можно охарактеризовать как критическую: бои идут в самом Могадишо, убито несколько высокопоставленных чиновников правительства, президент Шариф Шейх Ахмед обратился с просьбой к соседним странам срочно оказать военную помощь.

Необходимо признать, что попытка «Аль-Каиды» оттянуть силы США на Сомали пока срабатывает. Американцы уже направили оружия правительственным войскам на 40 млн долларов, еще 10 млн долларов выделено на подготовку армии и полиции. Это только первый транш. Основная надежда здесь на эфиопские войска, которые уже один раз свергали исламистов в Сомали. Правительство Эфиопии уже сообщило о готовности ввести свои войсковые соединения для помощи сомалийскому правительству. На самом деле войска уже введены. По конфиденциальным данным генштаба вооруженных сил Эфиопии, в операции по восстановлению порядка будет задействован воинский контингент в размере 40 тыс. человек, при этом официально объявлено о соединении в 15 тыс. человек. Платить за это удовольствие будут те же США. Кроме того, Госдепартамент созывает в Вашингтоне срочную встречу восьми основных сомалийских группировок с целью убедить их выступить единым фронтом на стороне правительства. Нетрудно догадаться, что такой «единый фронт» также потребует приличных финансовых затрат.

Конечно, все эти финансовые издержки пока не идут ни в какое сравнение с затратами на Афганистан и Ирак, но, как говорится, «лиха беда начало».

52.35MB | MySQL:103 | 0,479sec