Коптско-мусульманские столкновения после 1997 г. Коммуникационный аспект

Несмотря на существенное ослабление исламистского фактора, в период с 1997 г. по настоящее время в Египте продолжали происходить различные конфликты, освещавшиеся в СМИ как столкновения между мусульманами и христианами. При этом событийный ряд отражается в нескольких различных СМИ, и анализ специфики подачи события в том или ином информационном ресурсе позволяет не только выделить основные направления информационного потока по коптской проблематике, но и раскрыть коммуникативные различия в интерпретации событий.

В качестве основных источников информации могут быть использованы наиболее крупные оппозиционные СМИ Египта (например, газеты Дустур, Масри ал-Йаум, электронная англоязычная газета Дейли Ньюс Иджипт), СМИ эмигрантских коптских общин, главным образом в США (в частности, электронный информационный ресурс Ассоциации коптов США), независимые новостные агентства, а также различные египетские и западные аналитические работы. Анализ мейнстрима информационного потока позволяет выявить несколько наиболее распространенных причин, которые представлены как несущие наибольший риск для существования коптов в пространстве АРЕ.

В целом ряде случаев столкновения между представителями коптской и мусульманской общин были так или иначе связаны с возведением, реконструкцией и эксплуатацией коптских культовых сооружений. Имеется мнение, согласно которому практически любое столкновение между конфессиями, переросшее в конфликт с летальными исходами, неизбежно имеет своей первопричиной твердый отказ властей позволить коптам получить лицензию на строительство церкви[1].

Часто подвергались нападениям новоотстроенные коптские церкви, либо места, приспособленные коптами для отправления религиозного культа за неимением собственно церкви. Так, еще в 1978 г. в г. Ханка было сожжено здание, куда христиане собирались для молитв[2]. В феврале 2002 г. была атакована новоотстроенная коптская церковь – ее подожгли, затем напали на близлежащие дома и прихожан, 10 человек пострадали. В августе 2003 г. была разрушена изгородь, окружающая монастырь св. Антония[3]. В ноябре того же года было совершено нападение на христианский квартал деревни Гирза (в Гизе), в ходе нападения были подожжены 4 дома, магазины и поля; было разрушено до основания здание, использовавшееся местными коптами для молитв (оно и явилось причиной конфликта)[4].

Иногда для возникновения межконфессионального инцидента было достаточно слухов. В мае 2007 г. мусульмане напали на христиан в деревне Бамха после того, как имам местной мечети объявил, будто строится тайно новая церковь. Толпа подожгла 70 домов, нападала на магазины и частную собственность коптов[5]. При этом различные травмы и ранения получили 12 христиан. Нередко причиной столкновений становилось «стихийное» возникновение церквей. В январе 2006 г. межконфессиональные столкновения имели место в поселении Удаййсат близ Луксора, когда христиане служили праздничную молитву в праздник Богоявления в здании, с 1971 г. нелегально использовавшемся в качестве церкви. Мусульмане пытались поджечь здание; в ходе последовавших столкновений пострадало около 12 человек с обеих сторон[6]. Сходные столкновения имели место в ноябре 2008 г. в одном из пригородов Каира, где мусульмане атаковали здание, использовавшееся христианами для молитвы[7].

Важно отметить, что как межконфессиональные конфликты новостные источники коптских эмигрантских общин трактуют также и столкновения между служителями коптских культовых сооружений и представителями силовых структур Египта. Такие инциденты предствляются как проявление государственной агрессии по отношению к христианам. В целях же настоящего исследования представляется целесообразным рассматривать события такого рода в отдельности, как источник данных об отношениях коптской общины и государственной власти.

Конфликтная ситуация возникла в деревне Ибрахим-паша в Самалуте, где проживали 3500 коптов (и еще 2000 в соседней деревне) и не было ни одной церкви. В феврале 1991 г. местные копты приспособили для молитв небольшой дом одного из жителей, однако представители полиции велели им закрыть его; произошло столкновение, завершившееся победой полицейских сил. Аналогичная ситуация произошла в одной из деревень в Абу Тайг[8]. В феврале 2001 г. в каирском районе Шубра ал-Хаима более 100 полицейских разрушили бульдозерами коптскую церковь после того, как местный епископ попросил разрешения отслужить в ней службу. С 1998 по 2005 г. солдатами армии АРЕ было совершено 9 нападений на христианский благотворительный центр в Патмосе[9].

Однако необходимо отметить, что целый ряд конфликтов, представленных как межконфессиональные в масс-медиа коптов-эмигрантов, в египетской прессе освещались в совершенно ином аспекте, с выявлением причин неконфессионального характера. В частности, многие инциденты возникали вокруг спорных моментов землевладения, и прочих административных нюансов. Так, в 2008 г. произошел новый всплеск политической активности коптских эмигрантов, связанный с событиями в монастыре Абу Фана, когда в ходе конфликта между монахами и местными бедуинами получили ранения четверо монахов, один бедуин был убит. Спор возник между монахами этого монастыря и бедуинами. Монахи претендуют на территорию 600 феданов прилегающей к монастырю земли. В результате в начале июня произошло столкновение между монахами и бедуинами, напавшими на монастырь. Реакцией на данное событие на Западе стала волна протеста с лозунгами «В Египте стреляют в монахов», «Руки прочь от египетских христиан!» и др.[10] Однако вряд ли можно считать этот инцидент проявлением межконфессиональной розни, ибо причина его по сути не религиозная, а экономическая – владение спорным участком земли. Монастырь в данном контексте выступал не как религиозное учреждение, а как землевладелец. Именно эта трактовка превалировала в египетских СМИ[11].

Сходная ситуация наблюдается в отношении христианского благотворительного центра в Патмосе, так как причиной нападений на него служит нарушение закона о том, что все сооружения должны отстоять как минимум на 100 м. от каирско-суэцкой дороги (солдаты уничтожают стену, окружающую центр, так как она находится на расстоянии 50 м. от дороги)[12]  В августе 2003 г. подобный инцидент произошел в монастыре св. Антония, где более 100 сотрудников государственной службы безопасности пытались разрушить изгородь, возведенную монахами[13]. Также губернатор провинции Матрух подчеркнул, что территориальный спор местной администрации с церковью в Марине имеет абсолютно административные, а не религиозные причины[14].

Еще ряд межконфессиональных столкновений так или иначе связан с проблемой личных отношений между представителями различных конфессий. Так, например, в Файюме в июне 2008 г. несколько мусульман подожгли дом и заправку, принадлежавшие местной коптской семье. Причиной тому стало бегство замужней мусульманки с одним из молодых людей этой семьи на 3 дня в Александрию и Каир. Ее муж обратился в полицию, и они были найдены на съемной квартире. Обоим было приказано вернуться в свои семьи. В этом инциденте также скорее можно говорить не о религиозной розни, а об отмщении за честь мусульманской семьи; если бы молодой человек был мусульманином, скорее всего, он также подвергся бы мщению. Это предположение подтверждается соглашением, достигнутым в результате примирения сторон: пострадавшим должна была быть выплачена компенсация в обмен на удаление провинившегося молодого человека из города[15].

Несколько ранее, в 2007 г., произошли еще два сходных инцидента. Так, в феврале 2007 г. мусульмане подожгли христианские магазины в деревне Армант провинции Кена, после появления слухов о романе между мусульманской и коптом. В сентябре того же года аналогичные слухи распространились в Александрии, в результате чего произошло столкновение между десятками коптов и мусульман, где пострадало 9 человек[16]. Имелись и другие похожие случаи.

Еще более показателен инцидент, произошедший в октябре 2008 г. в Каире, когда брат христианки, перешедшей в ислам и вышедшей замуж за мусульманина, ворвался в квартиру, где она жила с мужем и дочерью, и открыл стрельбу. В результате муж женщины скончался, сама она с маленькой дочерью была доставлена в больницу в критическом состоянии[17].

Существует еще одна схема, по которой конфликты в личных отношениях представителей различных религий могут масштабироваться в межконфессиональные. Эта схема связана с проблемой исламизации молодых коптских девушек. Проблемность таких случаев и сложность их анализа заключается в том, что крайне сложно определить мотивацию перехода и добровольность этого решения. Большинство этих случаев сопровождается заявлением семьи девушки о ее похищении и принуждении к смене религии[18]. Однако очевидно, что нередко девушка может избрать такой путь для решения социальных проблем, в частности, для избавления от семейного диктата либо для выхода из-под юрисдикции коптской церкви. Таким образом, можно предположить, что проблема до некоторой степени порождена излишним консерватизмом КПЦ и жесткой иерархичностью традиционной коптской семьи.

Подтверждение этому предположению можно найти в описании подобных случаев в египетской оппозиционной прессе. Так, получил широкую известность «случай Вафа Константин», имевший место в конце ноября 2004 г. в Бахире. Инцидент начался с заявления брата Вафа Константин, жены местного священника, о пропаже его сестры. Через несколько дней полицейские заявили, что женщина обратилась в ислам; это сообщение повлекло значительные волнения среди местных коптов, начались коптские демонстрации в Бахире, а также в Каире перед коптской цитаделью в Аббасийи. По прошествии 2 недель женщина была доставлена в Бахиру полицией. Инцидент сопровождался слухами о том, что смена женщиной религии была вызвана ее романом с коллегой-мусульманином[19].

Более того, переход коптки в ислам может чаще всего рассматривается членами ее семьи как оскорбление семейной чести. Например, в конце июня 2008 г. в деревне ан-Назала мухафазы Файюм распространились слухи о похищении перешедшей в ислам христианки Далии Мухаммад (в христианстве Демиана Макрам) и ее маленького сына. Это была не первая попытка похищения; до того женщину несколько раз пытались похитить или убить, одна из попыток похищения была предпринята ее собственным братом. За этим последовали столкновения мусульман и коптов. В деревню были введены силы службы безопасности, все магазины, особенно коптские, были закрыты из опасения повторных нападений. Хотя женщина, как оказалось, навещавшая родственников, вернулась домой уже на следующий день, относительное примирение общин произошло лишь в первой декаде июля, когда в местной церкви состоялась встреча мужа пропавшей и делегации от мусульман с христианским духовенством[20].

Анализ прочих проявлений межконфессиональной розни, освещаемых в первую очередь в СМИ коптов-эмигрантов, позволяет выявить, что многие инциденты изначально носили характер межличностных конфликтов, семейных ссор, борьбы за власть между деревенскими лидерами[21]. Однако, очевидно, в силу большой значимости конфессиональной принадлежности для самоидентификации египетских граждан, при дальнейшем развитии конфликта консолидация сил каждой из противоборствующих сторон происходила не только по признаку родства или тесных персональных контактов, но по принципу общей конфессиональной принадлежности. С другой стороны, такие мелкие инциденты приобретают характер свидетельств межконфессиональной розни лишь в случае участия в них представителей и коптской, и мусульманской общин, в прочих же случаях вообще не дают информационного повода для масс-медиа выше локального уровня[22].

К примеру, в июне 2007 г. мусульмане атаковали несколько домов и магазинов в христианском квартале Завийа Абдель Кадер, травмы получили 7 человек. Нападение было спровоцировано конфликтом между водителем грузовика (христианином) и мусульманским подростком. Через несколько дней столкновение между мусульманином и христианином-плотником вылилось в нападение на церковь Святой Девы в Дакахлийе[23]. Сходным образом, спор между христианином и мусульманином-бизнесменом в деревне ал-Кушх (провинция Сухаг) привел к перестрелке с участием членов их семей. Напряженность быстро распространилась в близлежащие южноегипетские города[24]. В деревне Таййиба (Самалут, Минья) коптский мальчик не спешился, встретив мусульманскую похоронную процессию. Это было расценено как неуважение, в последовавшем за этим конфликте сельчане объединились по конфессиональному признаку. [25] Приблизительно за месяц до этого инцидента в той же деревне имело место подобное столкновение между христианами и мусульманами, начавшееся с того, что молодой мусульманин высказал обидное замечание по адресу проходившей по улице христианки, а ее брат заступился за нее, ответив обидчику[26].

Самое масштабное межконфессиональное столкновение, возникшее на основе межличностного конфликта, имело место также в деревне ал-Кушх, где 31.12.1999 торговый спор между христианином-продавцом тканей и мусульманином-покупателем перерос в жестокое столкновение между представителями местной коптской и мусульманской общин. В результате погиб 21 христианин, 1 мусульманин, получили травмы 39 жителей ал-Кушх[27].

С другой стороны, событийный ряд, касающийся сосуществования коптов и мусульман на повседневном бытовом уровне, позволяет предположить, что тема конфессиональных распрей чрезмерно педалируется в СМИ. Так, например, в августе 2008 г. копты и мусульмане совместно праздновали день рождения Девы Марии (Мариам). В провинции Дарнака (Асьют) в праздновании приняли участие более 2 млн христиан и мусульман[28]. Отмечается, что исторически сложилось так, что многие мусульмане также отмечают этот праздник[29]. Интересно, что в монастыре Девы Марии в Асьюте с 7 по 21 августа ежегодно проводятся церемонии крещения для мусульманских новорожденных (как правило, мать крестит ребенка, если дала обет сделать это). По словам преп. Йакуба Сулеймана, спикера монастыря, ежедневно в течение этих двух недель в монастыре крестят около 40 мусульманских новорожденных, а в последние 3 дня празднования – около 100 в день[30].

Также в августе 2008 г. на похоронах известного египетского кинорежиссера, любимца египтян Юсуфа Шахина (христианина), проходивших в церкви, присутствовало большое количество мусульман, которые даже включали запись рецитаций Корана. Никаких инцидентов в связи с этим не последовало. Спустя лишь один день после столкновения в Абу Фана между бедуинами и монахами и последовавших за этим христианских демонстраций, христиане и мусульмане мирно сидели в местном кафе всего в 200 м. от монастыря и наблюдали за ходом матча Египет-Конго и вместе праздновали победу своей сборной[31].

Таким образом, актуальные проблемы наблюдаются в следующих сферах жизнедеятельности коптской общины: строительство и реконструкция культовых сооружений, смена конфессиональной идентичности. Ряд проблем вызывает также трансформация межличностных и семейно-бытовых конфликтов в межконфессиональную плоскость (в том числе в ряде СМИ).

Говоря о коммуникационном регулировании и медийном освещении информационного потока, касающегося темы межконфессиональных отношений в современном Египте, можно отметить следующее. Имеется две основные тенденции трактовки релевантного событийного ряда, в особенности конфликтных инцидентов. В рамках первой тенденции, типичной для СМИ эмигрантских коптских общин, в особенности США, Канады и некоторых европейских стран, такие события репрезентируются как проявления межконфессиональной розни. Такая трактовка затем становится инструментом воздействия на массовое политическое сознание, а также потенциально является средством манипуляции. В оппозиционной египетской прессе (правительственная пресса предпочитает уделять минимум внимания конфликтным ситуациям в стране) прослеживается иная тенденция, а именно стремление к раскрытию различных аспектов конфликта, причем истинная его подоплека в абсолютном большинстве случаев оказывается далекой от религиозной ненависти – скорее, это бытовые, социальные причины. С другой стороны, анализ неконфликтного событийного ряда как в эмигрантских, так и в египетских медиа, позволяет выявить реальные проблемы, с которыми на сегодняшний день сталкивается коптская община, и как отдельное религиозно-социальное единство, и как часть египетского общества в целом.

Что касается раскрытия «коптской темы» в оппозиционной египетской прессе, здесь можно видеть смещение акцента в сторону раскрытия личных, бытовых и социальных аспектов конфликтов. Неоднократно звучит мнение, что проблемы коптов неспецифичны для данной религиозной общины, они есть отражение социополитических проблем Египта в целом, от которых страдает и христианское, и мусульманское население. Здесь уделяется внимание и внутренним проблемам КПЦ, которые практически не освещаются в эмигрантской прессе.

 


[1]             al-Sawaf H. 2007. The Bane of Naivety // Civil Society and Democratization in the Arab World. 13 (151): 12–14. P. 12.

[2]             Talhami G.H. 1996. The Mobilization of Muslim Women in Egypt. Florida: University Press of Florida. P. 96.

[3]          BDHRL. 26.10.2001. = Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor. Report on International Religious Freedom. Egypt. (http: //www.state.gov/g/drl/rls/irf/).

               BDHRL. 07.10.2002. = Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor. Report on International Religious Freedom. Egypt. (http: //www.state.gov/g/drl/rls/irf/).

               BDHRL. 18.12.2003. = Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor. Report on International Religious Freedom. Egypt. (http: //www.state.gov/g/drl/rls/irf/).

[4]             Barnabas = Barnabas Fund. 21.11.2003Christians Injured and Lose Homes as 5000 Muslims Protest (http: //www.barnabasfund.org/)

[5]             Loza P. 2007. Fanning the Flames // Al-Ahram Weekly 845.

[6]             Williams D. 23.02.2006. Attacks on Copts Expose Egypt’s Secular Paradox // Washington Post.

[7]             BNL. 25.11.2008. = BosNewsLife Christian News AgencyEgypt’s Pope Bans Worship Service after Sectarian Clashes. (http://www.bosnewslife.com/)

[8]             ал-Антуни А. 2004. Ватаниййа ал-каниса ал-кыбтыййа ва тарихуха ал-му‘асыр. Джуз раби‘. Искандарийя: Ширка ат-тыба‘а ал-мысриййа. С. 537.

[9]             Barnabas = Barnabas Fund. 05.01.2005. Christian Center Attacked by Army This Morning (http: //www.barnabasfund.org/)

[10]            Bayoumi A. 27.06.2008b. 300 Copts Demonstrate Before the Egyptian Embassy in Protest of ‘Persecuting Copts’ // United States Coptic Association (http://copts.com). USCA. 06.09.2008. Expatriate Copts Denounce Egypt to International Organizations because of Abou Fana Monastery // United States Coptic Association (http://copts.com).

[11]            См., например: ал-Мазахим Г.Г. 03.07.2008. Масира кыбтыййа би-канада ва амрика дыдда ахдас ат-таифиййа. Йаум саби’.

[12]            Barnabas = Barnabas Fund. 05.01.2005. Christian Center Attacked by Army This Morning (http: //www.barnabasfund.org/).

[13]         BDHRL. 25.02.2004. = Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor. Egypt Country Report on Human Rights Practices for 2003. (http: //www.dosfan.lib.iuc.edu).

[14]         al-Masry A. 18.08.2007. Matrouh Governor: Dispute over Marina Church Land is Legal Not Sectarian // Masri Alyoum.

[15]         ан-Наср А.С. 30.06.2008. аш-Шурта таджхад ахдас ‘ынаф та’ифиййа джадида би-л-Файюм би-сабаб хуруб зауджа муслима ма‘а шаб ал-масихи // Дустур, 1.

[16]            BDHRL. 11.03.2008. = Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor.Egypt Country Report on Human Rights Practices for 2007. (http: //www.dosfan.lib.iuc.edu).

[17]         Hussein A.R. 09.10.2008. Funeral of Muslim murdered by Christian in-law held under heavy security // Daily News Egypt (http: //thedailynewsegypt.com/).

[18]            См., например: ал-Антуни А. 2004. Ватаниййа ал-каниса ал-кыбтыййа ва тарихуха ал-му‘асыр. Джуз раби‘. Искандарийя: Ширка ат-тыба‘а ал-мысриййа. С. 506.

[19]            Nafie S., Bayoumi A. 29.07.2008. Pope Shenouda: Solve Abou Fana Crisis within 15 Days, No to Expatriate Copts’ Demonstrations // United States Coptic Association (http://copts.com).

[20]                                                                                                                                                  анНаср А.С. 23.06.2008. Заудж ал-масихиййати аллати асламат ва тамма ихтитафуха би-карийа ан-Назала йуталибу ал-амн би-хамайа зауджатихи мин ‘а’илатиха ва йарфад тахмал такалиф ислах мумталакат ал-акбат // Дустур, 5.

[21]                                                                                                                                                  Purcell M. 1998. A Place For the Copts: Imagined territory and Spatial Conflict in Egypt // Ecumene 5 (4): 432–451. Р. 445

[22]                                                                                                                                                                                       Egypt‘s Copts After Kosheh: Part 2: The Mubarak Era. 2000. // The Estimate 12 (3).

[23]            CSW Briefing 2007. Egypt. Religious Freedom Profile. For Public Use. (http: //dynamic.csw.org.uk). Р. 14.

[24]         Engel R. 2000. Egypt: Religious Violence // Global Security Database (http: //www.globalsecurity.org).

[25]         Kamal T. 10.11.2008. Sectarian Violence Erupts in Tayyiba, Minya // United States Coptic Association (http://copts.com).

[26]         USCA. 09.10.2008. Samalut’s Sectarian Violence // United States Coptic Association(http://copts.com).

[27]            См., например: BDHRL. 26.10.2001. = Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor.Report on International Religious Freedom. Egypt. (http: //www.state.gov/g/drl/rls/irf/).

[28]            Самир Х. 04.08.2008. Ал-акбат ва-л-муслимун йахталифун би-маулуд ас-саййида ал-‘узара’ ал-хамис ал-мукбил // Дустур, 5.

[29]            ад-Дахаби И.А. 1997. Ан-Намузадж ал-мысрий ли-л-вахда ал-ватанийа. Каир: Дар кубба ли-т-тыба‘а ва-н-нашр ва-т-тавзи‘. C. 88.

[30]            Fadle E. 01.09.2008. Baptism brings together Muslims and Christians in Drenka celebrations //Daily News Egypt(http: //thedailynewsegypt.com/).

[31]         el-Zahi M. 03.06.2008. Muslims and Christians in Mallawi Cheer National Football Team // Masri Alyoum.

52.34MB | MySQL:103 | 0,509sec