О проблемах, связанных с экспортом алжирского газа в европейские страны

В условиях усугубляющегося энергетического кризиса в Европе Алжир выкручивает ей руки по газу. Речь идет не только о стремлении получить дополнительные сверхприбыли от резкого подорожания газа, но и унизить страны, ранее замеченные в попытках давления на АНДР.

5 сентября алжирский президент Абдельмаджид Теббун принял президента Европейского Совета Шарля Мишеля. Последний не скрывал, что главным вопросом был торгово-энергетический в условиях остановки газопровода «Северный поток-1». Не случайно, что в расширенных переговорах сторон участвовали министры иностранных дел АНДР Рамтан Ламамра, энергетики и горнорудной промышленности Мохаммед Аркаб и торговли Камель Резиг. Причем европейский чиновник прямо заявил, что приехал в Алжир попросить алжирские власти помочь Европе преодолеть нынешний кризис.

Примечательно, что в тот же день председатель Европейского Совета из Алжира экстренно отбыл в Катар, где встретился с главой местной государственной газовой компании Qatar Energy. Там он также искал альтернативу российскому газу.

Впрочем, и в Алжире, и в Катаре ему дали понять, что готовы нарастить поставки газа в Европу, но не ранее 2025 года. Например, именно тогда ожидается ввод в эксплуатацию еще одного крупного участка газового месторождения «Северный купол», что позволит заместить до 40% нынешнего российского экспорта голубого топлива в страны Евросоюза.

Однако это будет потом, тогда как газ требуется сейчас, поскольку при текущем положении дел большинство европейских государств истратят свои накопленные газовые запасы к декабрю текущего года. Кроме того, дает о себе знать и увеличение розничных цен на голубое топливо, способное уже в ближайшие месяцы обанкротить целый ряд производств и лишить работы многих европейцев, а других сделать действительно нищими.

Интересно, что, несмотря на факт неспособности Алжира удовлетворить европейские запросы, его руководство не спешит отказывать посланцам Брюсселя и отвечает на его запросы расширить поставки несколько «обтекаемо», что порождает там определенные надежды.

Впрочем, реально в обозримом будущем Алжир это сделать неспособен из-за недостатка инвестиций в энергетическую отрасль. В условиях наблюдаемого с 2014 до начала 2020-х годов спада на мировом рынке стоимости газа и наличия многочисленных ограничительных барьеров в Алжире для работы иностранных компаний до последнего времени она испытывала стагнацию. А теперь же, когда к нему вдруг появился повышенный интерес западных стран, его руководство намеревается по максимуму выжать из этой ситуации.

Так, присутствие на встрече с Шарлем Мишелем алжирского министра торговли оказалось неслучайным. Напомним, что в последние годы руководство АНДР выражало недовольство ситуацией с Соглашением об ассоциации с Европейским союзом, действующим с 2005 года, поскольку Алжир в данном случае оказывался в невыгодной ситуации. Так, его положения подразумевают взаимный отказ от налогового обложения товаров, причем в условиях сильного перекоса в сторону европейской продукции лидеры АНДР пожелали исправить ее.

Соответственно, еще в октябре прошлого года глава АНДР поручил Совету министров «разработать пересмотр его положений пункт за пунктом в соответствии с видением национальных интересов страны в направлении создания промышленной структуры и рабочих мест».

До сих пор подобные алжирские пожелания не принимались всерьез, но сейчас ситуация изменилась и руководство АНДР пытается навязать Брюсселю измененное соглашение в свою пользу.

И с высокой долей вероятности ему удастся хотя бы частично добиться своего.  Дело в том, что руководство Евросоюза волнует не только отсутствие альтернативы российскому газу, но и проблемы, возникшие в последние месяцы у Алжира с отдельными европейскими странами вроде Испании и в меньшей мере Франции.

Напомним, что в марте текущего года между АНДР и Испанией разгорелся серьезный дипломатический скандал, вызванный выражением поддержки испанским правительством планам алжирского конкурента Марокко сохранить власть над Западной Сахарой. В итоге Алжир 8 июня объявил о приостановке действия договора с Испанией о дружбе и прекращении практически всех финансовых операций между двумя странами.

Примечательно, что это произошло на фоне проводимых сторонами переговоров (между испанской Naturgy Group и алжирской Sonatrach Group) о дальнейших поставках Мадриду газа из Алжира.

Представители испанского правительства жаловались на то, что коллеги из АНДР их сознательно затягивают и выдвигают неприемлемые условия относительно его стоимости.

И хотя точные пожелания стороны до сих пор не оглашали, по неофициальным данным руководство Алжира желает за сохранение прежнего объема поставок голубого топлива дополнительно 1.49 млрд евро. Причем когда сейчас Мадрид продемонстрировал готовность подписать это соглашение, якобы представители АНДР вновь стали затягивать заключение договора.

В Испании считают, что это во многом вызвано действиями России, которые привели к новому витку удорожания газа на мировом рынке и в результате Алжир опасается продешевить и получить как можно больше сверхприбылей.

Однако ситуация гораздо сложнее. Причем даже сложнее, чем если бы Алжир просто хотел покарать Мадрид за «марокканский» выбор. Дело в том, что в 2019 году, когда газовый рынок, казалось бы, был в некоторой стагнации, Испании удалось навязать Алжиру, находящемуся в сложной ситуации из-за заметного снижения доходов от нефти и газа, выгодное ей соглашение. Однако теперь лидеры АНДР готовы за это на ней отыграться.

Причем попытки испанских властей объяснить происходящее на июньском саммите НАТО «происками России», которая, дескать, руками Алжира пытается бить по Евросоюзу, вызвали лишь дополнительное желание проучить Мадрид.

Кроме того, это вызвало повышенное внимание официальных лиц ЕС – в частности, главы европейской дипломатии Жозепа Борреля и исполнительного вице-президента Европейской комиссии и комиссара ЕС по торговле Валдиса Домбровскиса, назвавших решение Алжира «крайне тревожным».

Однако МИД Алжира расценил эти заявления «поспешными» и «необоснованными», по сути, предупредив представителей Евросоюза от вмешательства в двусторонние алжиро-испанские отношения. В Брюсселе же так не считают с учетом принятых документов Евросоюза относительно энергобезопасности всего ЕС, а не отдельной страны, поскольку каждое входящее в него государство находится под его «патронажем».

Однако Алжир и далее демонстрирует свою решимость вести свои «газовые» дела с каждой из них в отдельности и ему сложно доказать что-то обратное. Так, например, воспользовавшись ссорой Испанией с АНДР, Рим перехватил у нее значительную часть поставляемых прежде объемов газа и восполнить их в нынешней ситуации кроме как из России неоткуда. Даже если у Мадрида вдруг найдутся средства на дополнительную оплату подорожавшего газа.

Причем Франция также в данной ситуации предпринимает противоречивые действия, свидетельствующие о невысоких шансах Мадрида более – менее нормально урегулировать данную ситуацию. Так, министр экономики Франции Брюно Ле Мэр заявил 3 сентября, что строительство газопровода между Испанией и Францией не является приоритетом для Парижа, поскольку он считает более неотложным сосредоточиться на энергетических проблемах, которые необходимо решить приближающейся зимой. «Краткосрочная задача состоит в том, чтобы получать больше газа, больше электроэнергии из других стран, чем Россия ( … ) я не уверен, что новый газопровод поможет нам пережить зиму», — заявил он журналистам в Черноббио (Северная Италия), в кулуарах европейского экономического форума.

Иными словами, во Франции имеется четкая убежденность относительно того, что Испания не получит газопроводного газа в объемах, позволяющих перекачивать его в соседние страны.

Но откуда же намеревается брать этот газ Париж с учетом физической неспособности в ближайшие три года для Евросоюза получить крупные объемы голубого топлива, способные заместить российское сырье?

Предположим, что это все тот же алжирский газ. С учетом итальянских трубопроводных возможностей АНДР действительно способна заметно нарастить по ним прокачку своего газа за счет полного ухода с испанского рынка. А уже в Италии Франция рассчитывает перекупать эти «излишки».

Иными словами, никакого «единства» в Евросоюзе по такому чувствительному вопросу как газ не наблюдается. И в Алжире это прекрасно понимают, рассчитывая поиметь с Европы как можно больше прибыли, да еще и ценой унижения некоторых ее государств, представители которых осаждают порог алжирского президентского дворца Эль-Мурадия, пытаясь перехватить друг у друга газ. А в ответ тот же Теббун по своему усмотрению словно кость «бросает» его той стране, которая ему больше нравится.

Причем сейчас Алжир откровенно «намекает», что в условиях стремительно растущего по стоимости голубого топлива возврата к прежней схеме продаж трубопроводного газа по привязанной к нефти цене уже не будет. Отныне его руководство намеревается продавать его по стоимости, как минимум близкой к спотовой, по которой продается СПГ.

И это хорошая новость для России, чье сырье в такой ситуации становится для Евросоюза вдвойне ценным.

52.3MB | MySQL:103 | 0,439sec