Как смена премьер-министра Великобритании может отразиться на отношениях с Израилем

Британский политик Л.Трасс в начале текущей недели избранная лидером Консервативной партии, после встречи с королевой Елизаветой II официально вступила в должность главы правительства Соединенного Королевства с 6 сентября. По этому случаю ее израильский контрпартнер Я.Лапид назвал коллегу «верной подругой Израиля», с участием которой премьер-министр ближневосточной страны «рассчитывает продолжить совместную работу». Основания надеяться на конструктивный характер отношений Иерусалима и Лондона после ухода Б.Джонсона действительно существуют, причем весьма серьезные. Более того, связаны они не только с личностью самой Л.Трасс, но и общей ситуацией в политических кругах страны, характеризующейся заметным ростом поддержки Израиля.

Прежде всего необходимо отметить, что израильская проблематика приобрела большое значение еще на стадии борьбы двух претендентов на пост лидера Консервативной партии – Л.Трасс и Р.Сунак, ранее занимавший пост канцлера Казначейства. Оба кандидата поочередно поддерживали перенос посольства Соединенного Королевства из Тель-Авива в Иерусалим, признавая за последним действительный столичный статус. Более того, в определенной степени, с их точки зрения, несмотря на политико-дипломатическую деликатность темы, она представляет собой, скорее, технический элемент, связанный с расположением в городе правительственных учреждений. Другими словами, и Л.Трасс и Р.Сунак в фактически согласились с доводами Д.Трампа, озвученными на момент обнародования т.н. Иерусалимской декларации.

Риторика политиков, претендовавших на ключевой пост, имеет большое значение не только в контексте двустороннего сотрудничества Иерусалима и Лондона, но и всей британской внешней политики, особенно ее ближневосточного вектора. Продиктовано это тем, что с одной стороны, если королевство действительно пойдет на такой шаг, то он спровоцирует критику со стороны палестинцев, а это, в свою очередь, способно привести и к пересмотру правительством Великобритании характера оказываемой им помощи. С другой стороны, как уже отмечалось, указанное намерение, еще и высказанное единогласно двумя кандидатами, выдержано в духе не действующей демократической, а прошлой республиканской администрации США, в то время как сейчас, особенно на фоне подготовки к промежуточным выборам в Конгресс в Вашингтоне продолжаются дебаты по поводу пересмотра отношений с Израилем.

Повлиять на консерваторов предположительно могли два обстоятельства.

Во-первых, деятельность лобби, которая проявилась ярче всего на примере парламентской группы Conservative Friends of Israel (CIF), которая взаимодействовала с каждым из претендентов на лидерство в партии отдельно и особенно много, если сравнивать с другими аналогичными структурами.

Во-вторых, на курс Лондона попытался воздействовать сам Иерусалим. Здесь обнаруживается одно из преимуществ избрания Л.Трасс преемником Б.Джонсона. Именно она первая подняла вопрос переноса посольства, добавив, что у нее «было много бесед на эту тему» с «хорошим другом премьер-министром Лапидом». В результате, если обращаться к израильским источникам, создается впечатление, что ее контрпартнер из ближневосточной страны весьма вероятно будет предпринимать попытки использовать данный канал коммуникации и установившийся личный контакт для блокировки возвращения к исполнению СВПД. Базируются подобные прогнозы именно на том, что заявлениями по статусу Иерусалима Л.Трасс фактически показала готовность пересмотреть текущую генеральную линию Великобритании в целом.

Действительно, два новоиспеченных премьер-министра хорошо знакомы и в конце ноября прошлого года подписали от лице своих государств Меморандум о британо-израильском стратегическом партнерстве. Данный документ призван создать основу для разработки т.н. «Дорожной карты взаимодействия», на базе которой предполагается наращивать контакты с фокусом на таких сферах, как дипломатия, оборона и безопасность, киберпространство, наука и технологии. Завершение работы над планом расширения  связей намечено на 2022 г. Разумеется, политикам, стоявшим у истоков договоренностей, потенциально легче воплощать их на практике. Впрочем, принимая во внимание значение Великобритании в израильской системе внешнеполитических координат, есть основания полагать, что поставленные цели будут достигаться, независимо от исхода ноябрьских выборов в Кнессет.

Пребывание на посту министра иностранных дел дает Л.Трасс и хорошее знакомство с международными организациями, а также характером их взаимодействия с Израилем. В результате, именно она стала продвигать тезис о необходимости солидаризироваться с ближневосточным партнером на голосованиях в ООН и особенно специализированных учреждениях, занимающихся правами человека. По словам нового премьер-министра Великобритании, сказанным в одном из более ранних интервью, «такие органы, как Совет по правам человека использовались для продвижения определенной повестки дня, которая откровенно содержит явные элементы антисемитизма».

Борьба с антисемитизмом и стремление продемонстрировать близость к еврейской общине как на личном, так и на партийном уровне также свойственна Л.Трасс и видится политологам как элемент преемственности с  Б.Джонсоном. В частности, ранее она неоднократно  рассказывала в общении с журналистами о «друзьях-евреях в школе», опыте работы с начальником – ортодоксальным евреев в Shell, который был «лучшим руководителем» и показал ей «как еврейская жизнь может быть включена в корпоративную жизнь», а также о том, что «многие еврейский ценности, являются консервативными ценностями, а также британскими ценностями». Наконец, политик заявляла о готовности усилить борьбу с антисемитизмом, в том числе в британских школах, где рост такого рода враждебных настроений фиксируется в последнее время.

Таким образом, вступление Л.Трасс в должность премьер-министра Соединенного Королевства создает благоприятные условия для Иерусалима как с точки зрения перспектив двустороннего сотрудничества, так и во взаимодействии на площадках международных структур, прежде всего ООН и ее специализированных учреждений. Заметная преемственность с курсом Б.Джонсона на израильском треке позволит продолжать шаги к реализации достигнутых ранее договоренностей, а критика лейбористов эпохи Дж.Корбина за антисемитизм с происходящей сейчас попыткой в их рядах изменить имидж партии, будет подталкивать нового лидера консерваторов активнее бороться с враждебностью в евреям.

Интересам Израиля в определенной степени отвечает и кадровая политика нового британского премьер-министра, которая назначила главой внешнеполитического ведомства Дж.Клеверли. Ранее он занимал пост государственного министра по делам Ближнего Востока и Северной Африки и поддерживал процесс нормализации отношений между Израилем и умеренными региональными режимами. Учитывая его интерес к странам Персидского залива, можно ожидать появления многосторонних инициатив сотрудничества. Вместе с тем, его включение в кабинет министров в определенной степени осложняет кампанию израильского правительства на иранском треке, поскольку занимаясь освобождением арестованной в ИРИ по обвинению в шпионаже Н.Загари-Рэтклифф, имеющей двойное гражданство, Дж.Клеверли лоббировал выплаты Тегерану, утверждая, что средства не пойдут на финансирование терроризма. В сочетании с некой неопределенностью относительно позиции Л.Трасс по вопросу СВПД, его приход в МИД может создать препятствия для продвижение израильских опасений в правящих кругах Великобритании в силу свойственного ему более лояльного взгляда на иранский режим.

В целом же назначение Л.Трасс согласуется со стратегическими интересами Израиля на двустороннем треке и возможно, как минимум частично, на ближневосточном, под чем понимается предположительно более широкий подход нового премьер-министра к т.н. вопросам окончательного статуса в ближневосточном мирном урегулировании. Если же говорить об Иране, то эксперты не прогнозируют пока радикальной смены приоритетов Соединенного Королевства, даже учитывая произраильскую риторику и интерес к взаимодействию в сфере безопасности.

Кроме того, отношения Иерусалима и Лондона не до конца вписываются во внешнеполитический курс Я.Лапида. В то время, как глава правительства ближневосточной страны делает ставку на Европу и ее наднациональные институты, Л.Трасс, будучи сторонницей Brexit, пусть и не с момента начала дискуссий на этот счет, наоборот нацелена на достижение страной самостоятельности в международных делах и помещает Израиль в один ряд с такими партнерами, как Австралия, страны НАТО и G7, выводя тем самым отношения из европейского контекста. Впрочем, актуальность последней проблемы для перспектив британо-израильского партнерства будет зависеть в том числе от исхода выборов в Кнессет и конфигурации нового правительства ближневосточного государства.

52.3MB | MySQL:106 | 1,572sec