О текущей ситуации вокруг переговоров о возобновлении соглашения по иранской ядерной программе

Один из иранских парламентариев, представляющих Тегеран в Собрании исламского Совета (таково официальное название высшего законодательного органа власти в Иране), по имени Али Хазариан, изучив предложенный текст ядерной сделки, пришел к выводу, что ни одна из основных «красных линий» Исламской Республики не была включена в него. Сообщая об этом, иранские СМИ пишут, что Хосейн Шариатмадари, представитель лидера Исламской Республики аятоллы Али Хаменеи и главный редактор газетного концерна «Кейхан» заявил, что ядерные переговоры «никогда не достигнут конечной точки». Более дипломатично выразился  американский сайт Politico, написав, что на сегодня неясно, как долго могут продолжаться переговоры между Ираном и США.

А.Хазариан оставил свою запись в воскресенье в Твиттере, уточнив, что в предложенном тексте не отражены такие требования как полное снятие санкций СВПД и их предварительная проверка до реализации шагов Ирана по остановке процессов обогащения урана, «причем проверка реализации снятия санкций возложена на саму Америку». Продолжая свой твит, депутат иранского парламента также написал, что давление Ирана в предоставлении гарантий со стороны США, заключающихся в том, что Америка в будущем больше не выйдет из соглашения и не применит для возврата незаконные механизмы, тоже пока не учтено в тексте соглашения. Он коснулся и очередного этапа возможного соглашения по возрождению СВПД, в котором Ирану будет разрешено продавать до 50 млн баррелей нефти, при этом США должны будут одобрить кандидатуры покупателя иранской нефти, а также Иран не сможет «перевести полученную от продажи валюту в любую другую по своему выбору, кроме доллара или евро». По данным иранского парламентария, в случае достижения соглашения более 1600 иранских физических и юридических лиц все еще останутся в санкционном списке, и досье Ирана в МАГАТЭ также не будет закрыто. В то же время главный редактор газеты «Кейхан» Х.Шариатмадари в интервью информационному агентству «Фарс», которое было опубликовано в начале текущей недели, выразил пессимизм в отношении договоренности о возрождении СВПД. Он сказал, что единственный путь вперед для Исламской Республики — это выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), тем более, что статья 10 этого документа предоставляет такое право всем странам-членам. Эти заявления были сделаны после того, как официальный представитель Белого дома предупредил накануне, что между возрождением СВПД и обязательствами Тегерана по ДНЯО не может быть никаких условий. В последние дни СМИ ИРИ не раз писали о требовании Тегерана, чтобы расследование МАГАТЭ в отношении ядерных материалов и ранее незаявленных иранских объектов было закрыто одновременно с подписанием соглашения о возрождении СВПД.  Х.Шариатмадари обвинил Агентство в том, что оно «под предлогом незаявленной ядерной деятельности» проводит «всеобъемлющие инспекции военных объектов Ирана» и предоставляет «полученные секретные военные данные Ирана в распоряжение США, Израиля и некоторых европейских стран».

В этой связи отметим, что Генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси в последние месяцы неоднократно предупреждал, что Исламская Республика не будет сотрудничать в отношении происхождения следов урана, обнаруженного на трех незаявленных объектах Ирана, и резолюция по этому поводу также была принята  Советом Управляющих Агентства. Хотя СМИ сообщали, что Иран в своем последнем ответе на замечания США вновь связал закрытие дела о мониторинге незаявленных объектов с возобновлением  ядерной сделки, несколько американских официальных лиц заявили,  что ответ Ирана вновь завел переговоры о возрождении СВПД «в тупик». Представляется, что Иран намерен использовать сложившуюся ситуацию, вызванную военной операцией России на Украине, для усиления давления по реализации своих требований. Однако в Белом доме настаивают на принципиальной позиции в отношении расследований МАГАТЭ. Там считают, что Иран должен со всей скрупулезностью ответить на вопросы Агентства. Ожидается, что лишь в тот момент, когда директор МАГАТЭ доложит Совету управляющих о том, что оставшиеся вопросы прояснены и решены, вопрос Ирана будет снят с повестки дня Агентства. В Белом доме убеждены, что расследования МАГАТЭ в отношении ядерной программы Ирана «не являются политическими» и не считаются «рычагом давления» или козырем. Предпочтение отдается тому, чтобы при возвращении в СВПД были решены все вопросы и не осталось незавершенных дел. «Иран вполне способен это сделать». Как видно из твита Мохаммада Маранди, советника переговорной группы Ирана на венских переговорах, ИРИ предпочитает не спешить, тщательно работая над текстом, чтобы избежать всяческих «двусмысленностей или лазеек», ибо «у Ирана  есть терпение». Есть еще одно обстоятельство, на которое указывает М.Маранди, уповая  «на выход иранских энергоносителей на мировые рынки после возможного соглашения», — «Зима близка, а ЕС уже столкнулся с разрушительным энергетическим кризисом». При этом, официальный представитель МИД Ирана Насер Канаани заявил, что текст ответа Ирана США относительно проекта текста возможного соглашения был отправлен с «конструктивным подходом к целью завершения переговоров».

Что касается реакции США на такое развитие событий, то сайт Politico написал в ночь на четверг, опираясь на комментарии ряда официальных лиц этой страны, что ядерные переговоры Ирана с западными странами, в том числе с США, находятся «под угрозой». Американское правительство заявило ранее, что последнее послание, отправленное Ираном в ответ на предыдущее американское, «совсем не обнадеживает» и представляет собой «отступничество», которое Соединенные Штаты осуждают. Однако, по данным Politico, негативная реакция администрации Джо Байдена, а также недовольство европейских источников последним письмом, полученным ими из Ирана, показывают, что возрождение СВПД, вопреки недавним надеждам и несмотря на переговоры, продолжающиеся уже почти полтора года, на данный момент не является неизбежным. В этой связи СМИ касаются заявления Совета национальной безопасности США от четверга 8 сентября о том, что Вашингтон участвует в возрождении ядерного соглашения СВПД, но его терпение не вечно. В этом же заявлении говорится, что президент США Дж.Байден проверяет «другие доступные варианты», чтобы гарантировать, что у Ирана не будет доступа к ядерной бомбе в случае провала переговоров по СВПД.

62.83MB | MySQL:102 | 0,504sec