Визит президента Турции А. Гюля в Китай

Президент Турции А. Гюль 24-29 июня посетил Китай с официальным визитом по приглашению своего китайского коллеги Ху Цзиньтао. Предыдущий визит главы турецкого государства в Китай состоялся 14 лет назад.

Китай является крупнейшим торговым партнером Турции на Дальнем Востоке. Объем двусторонней торговли Анкары и Пекина составляет 17 млрд долларов, что, по-мнению президента Турции, не исчерпывает всех имеющихся возможностей. В 2008 г. объем турецкого экспорта в Китай составил 1,43 млрд долларов, в то время как объем импорта из Китая достиг 15,5 млрд долларов.

По словам А.Гюля, одной из основных задач турецкой делегации в Китае является создание благоприятных возможностей для развития турецко-китайских торгово-экономических отношений, для укрепления деловых связей между бизнесменами обеих стран и для разработки новых проектов. По этой причине в поездке президента Турции сопровождала большая делегация предпринимателей, а повестка дня турецко-китайских переговоров на 90% состояла из экономических вопросов.

На переговорах были рассмотрены вопросы повышения инвестиционной активности китайских компаний в Турции, развития сотрудничества в сферах энергетики и туризма и совместной деятельности турецких и китайских бизнесменов в третьих странах. А.Гюль отметил, что структура промышленного производства Турции и Китая носит взаимодополняющий, а не конкурирующий характер. Президент Гюль заявил, что Китай только открывает для себя Турцию и, возможно, в ближайшем будущем произойдет активизация экономического сотрудничества, объем инвестиций, находящийся на уровне 60 млн долларов, возрастет до 60 млрд долларов. Выгодное географическое положение Турции позволяет ей играть роль логистического центра при движении торговых потоков из Китая в Европу, Россию, на Ближний Восток и Кавказ. Это обстоятельство должно повышать инвестиционную привлекательность Турции для китайских предпринимателей.

В ходе визита были подписаны межправительственные соглашения:

— О сотрудничестве в сфере энергетики;

— О создании Объединенной рабочей группы министерств иностранных дел двух стран;

— Об охране культурного наследия;

— О борьбе с контрабандой.

Китайский «Эксимбанк», финансирующий масштабные проекты, подписал рамочные соглашения с тремя турецкими банками («Акбанк», «Гаранти банкасы» и «Ишбанкасы») о предоставлении каждому из них кредита в размере 100 млн долларов с целью финансирования внешнеторговых операций в Китае. Кроме того, соглашение о кредите в размере 500 млн долларов подписано с турецкой компанией «Тюрк телеком».

Заместитель генерального директора «Гарантии банкасы» Т.Эгемен, выступая с заявлением по поводу соглашения, сказал, что цель его подписания — увеличение объема внешней торговли за счет создания дополнительных возможностей для краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного финансирования экспортно-импортных операций между Турцией и Китаем. Соглашение позволяет турецким компаниям, торгующим с Китаем, выбирать удобные для них условия кредитования.

На заседании Турецко-китайского делового форума в присутствии президента Турции состоялось подписание шести соглашений между компаниями двух стран. В турецкой прессе появилась следующая информация о стоимости заключенных соглашений:

— Соглашение между китайской компанией CNEEC и турецкой компанией «Colakoglu Meteoroloj?» о создании теплоэлектроцентрали (300 млн евро);

— Соглашение между китайской компанией CNEEC и турецкой компанией «Cenay Group» о строительстве метро в Турции, а также строительстве автодорог и инвестициях в сферу энергетики в Азербайджане (750 млн евро);

— Соглашение между китайской компанией «Asia China Ltd» и турецкой компанией «Sinotrade» о торговле мрамором и осуществлении строительных проектов (230 млн евро);

— Соглашение между китайской компанией «Min Metals» и турецкой компанией «Promeks» о производстве металлопроката (15 млн долларов);

— Соглашение между китайской компанией «Sino Steel Cooperation» и турецкой компанией «Promeks» о производстве металлопроката (15 млн долларов);

— Соглашение между китайской компанией «Menniu» и турецкой компанией «F?nd?k Tan?t?m Grubu» об увеличении использования турецкого фундука в производстве молока и молочных продуктов.

Сопровождавший А.Гюля государственный министр З.Чаглаян отметил, что в ближайшие 10 лет потребность турецкой экономики в инвестициях в сферу энергетики достигнет 130 млрд долларов. Данная сфера может привлечь китайских предпринимателей, прежде всего, заинтересованных в строительстве АЭС. Министр также заявил, что планируется строительство автомобильного завода при совместном участии турецких и китайских компаний. Место строительства еще не определено окончательно, в качестве вариантов называются турецкие города Конья и Измир, в районе которых может быть реализован дорогостоящий проект.

По словам З.Чаглаяна, Турция возлагает большие надежды на увеличение экспорта табака в Китай, который потребляет порядка 40% производимых в мире табачных изделий.

Увеличение притока китайских туристов в Турцию также может способствовать ликвидации дисбаланса во внешней торговле двух стран. В прошлом году Турцию посетили 60 тысяч туристов из Китая, что, очевидно, отнюдь не соответствует имеющемуся потенциалу.

Было объявлено, что компания «Турецкие авиалинии» увеличит количество рейсов в Китай для содействия активизации турецко-китайских отношений во всех сферах.

На июль запланировано проведение в Пекине совещания Совместной экономической комиссии, которая займется вопросами реализации достигнутых экономических соглашений.

Отдельное внимание на переговорах в Пекине было уделено турецко-китайским политическим отношениям. Анкара надеется, что ее статус непостоянного члена Совета Безопасности ООН будет способствовать углублению политического диалога Турции и Китая. Президент Гюль считает обнадеживающим сигналом тот факт, что Китай стал первым из постоянных членов СБ ООН, выразившим поддержку кандидатуре Турции. Выступая на пресс-конференции, А.Гюль подчеркнул, что Турция и Китай являются важными региональными игроками и разделяют схожие позиции по таким проблемам как борьба с терроризмом, предотвращение экономического протекционизма и решение международных конфликтов дипломатическими методами.

В Пекине А.Гюль дал интервью турецкому телеканалу «TRT Turk», в ходе которого подчеркнул, что восточное и западное направления внешней политики Турецкой Республики не являются взаимозаменяемыми, подобно тому, как нельзя считать альтернативными отношения Турции с ЕС или с США. Стремление Турции интегрироваться в ЕС не ослабляет значения ее связей с Азией, Латинской Америкой, Африкой, исламским миром. Напротив, прогресс на любом из упомянутых направлений будет способствовать росту привлекательности Турции в качестве внешнеэкономического и политического партнера. А.Гюль заявил о том, что Турция с интересом следит за работой ШОС и желала бы получить статус наблюдателя в этой организации.

На вопрос журналиста о возможности использования национальных валют вместо доллара при осуществлении взаиморасчетов с Китаем, президент Гюль ответил, что на официальном уровне подобная возможность пока не обсуждалась. Представители бизнес-кругов озвучивали это предложение, но прежде чем говорить о его осуществимости, необходимо провести тщательный анализ всех аспектов проблемы.

Программа визита А.Гюля в Китай включала в себя посещение Синьцзяно-Уйгурского автономного района. Анкара расценила данный пункт программы официального визита в качестве знака доверия со стороны китайского руководства, с пониманием воспринявшего желание турецкого президента встретиться с тюркоязычными гражданами Китая. В этой связи А.Гюль заявил, что уйгуры являются «мостом дружбы, соединяющим Турцию и Китай».

Президент Турции пообещал, что его исторический визит в Китай откроет новую страницу в турецко-китайских отношениях. Очевидно, что углубление и развитие торгово-экономических связей отвечает интересам как Анкары, так и Пекина, и, с учетом потенциала обеих стран, входящих в двадцатку наиболее крупных экономик мира, имеет большие перспективы. В то же время можно предположить, что стремление Турции активизировать контакты с Китаем, представляющим собой самостоятельный центр силы в современной структуре международных отношений, объясняется не только экономическими интересами, но и желанием укрепить свои позиции на мировой арене. Тем более, что членство в СБ ООН предоставляет Анкаре возможность вести с Пекином регулярный прямой диалог по актуальным проблемам мировой политики и экономики.

52.22MB | MySQL:103 | 0,473sec