Ситуация в Алжире: июнь 2009г.

Дерзкое нападение, совершенное 17 июня боевиками «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» /АКМ/ на автоколонну жандармерии в районе Бордж-Бу-Арредж /235 км к юго-востоку от Алжира/, в очередной раз продемонстрировало хрупкость ситуации в АНДР, уже 17 лет живущей в условиях противостояния между властями этой страны и религиозными экстремистами. Исламисты действовали из засады. Они действовали по хорошо отлаженной схеме, взорвав головную и замыкающую машины, а затем атаковав остановившуюся автоколонну. В результате нападения, по данным СМИ, погибли по меньшей мере 18 военнослужащих и двое гражданских лиц. Это подразделение жандармерии направлялось в казарму на отдых после выполнения миссии по охране китайских рабочих. Они строят автомагистраль, которая должна связать западные и восточные районы страны.

Ответственность за теракт 17 июня взяла на себя АКМ. В распространенном в Интернете заявлении она утверждала о гибели 24-х жандармов. В любом случае речь идет о самом кровопролитном теракте, совершенном АКМ с августа 2008г.

Немедленно после инцидента алжирские «силовики» начали широкомасштабную операцию по прочесыванию местности, и, по данным СМИ, уничтожили 7 боевиков, арестовали 5 подозреваемых в принадлежности к бандформированиям, захватили большое число бронежилетов и автоматов Калашникова, которые боевики захватили при нападении на жандармов.

Несмотря на теракт 17 июня уже неделю спустя глава МВД Алжир Язид Зерхуни выступил с утверждением, согласно которому численность действующих в стране бандформирований «очень ограничена». «Давление на террористов постоянно растет. Их численность очень ограничена в результате ударов, которые по ним постоянно наносятся в рамках борьбы с терроризмом», — заявил он. Тем не менее Зерхуни признал, что террористы сменили тактику, начав наносить удары в местах, где о них подзабыли.

Инцидент от 17 июня был не единственным с участием боевиков АКМ. 2 июня в районе Бу-Мердас /50 км к востоку от Алжира/ 10 человек, включая 8 полицейских и 2 преподавателей, погибли в результате подрыва на мине машины полицейского эскорта, охранявшего другую автомашину, перевозившую документы о результатах школьных экзаменов. Информацию об этом инциденте сообщили алжирские газеты при том, что официально она не была подтверждена.

13 июня алжирские СМИ сообщили об уничтожении в боестолкновении с формированием АКМ пяти исламистов близ Константины /430 км к западу от Алжира/.

21 июня пять коммунальных гвардейцев погибли в засаде, устроенной исламистами в районе Хеншела /450 км к юго-западу от Алжира/.

2 июня много шума наделала арабоязычная газета «Ан-Нахар», опубликовавшая интервью безуспешно разыскиваемого Соединенными Штатами Иззата Ибрагима ад-Дури — «правой руки» Саддама Хусейна. «Американцы смогут получит меня только мертвым», — подчекрнул Ад-Дури, опровергнув своим интервью сообщения об «его аресте или бегстве в одну из арабских стран». Ад-Дури, которого американцы обвиняют в том, что он является одним из организаторов и финансистов вооруженной борьбы в Ираке, отметил, что «в ближайшее время мы пригласим на переговоры президента США Барака Обаму». Как утверждает «Ан-Нахар», чтобы получит возможность задать вопросы Ад-Дури, сотрудники газеты «в течение шести месяцев вели интенсивные переговоры» в Ираке, Иордании, Сирии и Египте. В итоге вопросы были направлены в письменном виде, в таком же виде был получен ответ. В настоящее время Ад-Дури — самый высокопоставленный из ближайшего окружения Хусейна, которому удается скрываться от американцев. По оценке Ад-Дури, «и ракское сопротивление вынудило американскую армию понести такие потери в живой силе и технике, которые ужаснули американскую администрацию». В марте с.г.бывшая партия Баас /в настоящее время она запрещена/ во главе с Ад-Дури отвергла «примирение», предложенное иракским премьером Нури аль-Малики, назвав действующее правительство Ирака «предателями и шпионами».

Из экономических новостей следует отметить сделанное 1 июня заявление министра энергетики и шахт Алжира Шакиба Хелиля о том, что строительство газопровода «Галси», который должен связать Алжир и Италию, начнется в 2010 году. Он также сообщил о завершении работ по проектированию этой магистрали. Как заявил в этой связи министр развития Италии Клаудио Скаджола, Европейский Союз рассматривает этот проект как «стратегический для энергетической безопасности Европы».

Протяженность нового трубопровода — 1470 км.

В настоящее время Алжир поставляет одну треть потребляемого Италией газа. В настоящее время поставки примерно 8 млрд куб.метров газа ежегодно осуществляются по трубопроводу «Энрико Маттей», который проходит через Тунис и о.Сардиния. В Алжире два министра договорились увеличить поставки по этой трубе на 7 млрд куб.метров в год. С вводом в строй трубопровода «Галси» Алжир к 2012 году ежегодно будет подавать в Италию около 40 млрд куб.метров газа.

25 июня британская юстиция дала согласие на экстрадицию в Алжир бывшего предпринимателя Рафика Халифы, где он был заочно приговорен в марте 2007г. к пожизненному заключению по обвинениям в «создании группы злоумышленников, воровстве и мошенничестве». Р.Халифа укрылся в Лондоне в 2003г. сразу после того, как разразился скандал вокруг банка «Халифа банк» и нескольких предприятий, входивших в его «империю», основанную в 1994г. В Великобритании он был арестован 27 марта 2007г. на основании европейского ордера на арест, выписанного судом Нантера /город близ Парижа/. Его ареста добивались Алжир и Франция.

Оборот группы «Халифа» в 2002г. составил 1 млрд евро. На то время общий штат сотрудников составлял около 20 тыс.человек. Компании принадлежала сеть предприятий, работавших в области информатики и транспорта, в том числе авиакомпания «Халифа эйр», располагавшая тремя десятками «Аэробусов». «Халифа банк» занимал в Алжире второе место по объему финансовых операций. Банк был ликвидирован в мае 2003г. после того, как в его кассе была обнаружена «черная дыра», через которую исчезли 329 млн евро. В «Халифа банк» хранили свои сбережения 1,5 млн вкладчиков. Они соблазнились высокими дивидендами, которые в полтора, а то и в два раза превышали начисления в государственных банках. «Злые языки» ранее утверждали, что Халифа не смог бы развернуться без покровительства на самом «верху». Если это так на самом деле, то показания Халифы вряд ли будут удобны для этого «верха», поэтому можно только предполагать, что ждет его в Алжире.

В июне в Алжире прошел семинар военных экспертов группы «Пять плюс пять» /в нее входят пять стран Магриба и пять стран Южной Европы — Испания, Италия, Мальта, Португалия и Франция/. По итогам его работы была выработана рекомендация создать рабочую группу по унификации геодезических систем стран-участниц группы с использованием спутниковых систем глобального позиционирования — американской GPS, российской ГЛОНАСС и будущей европейской «Галилео».

Российская корпорация «Иркут» в текущем году завершит поставку истребителей Су-30МКА в Алжир. Об этом сообщил 15 июня на пресс-конференции в ходе авиационно-космического салона в Ле Бурже президент корпорации «Иркут» Олег Демченко. Говоря о военных программах корпорации «Иркут», он отметил, что «ее основным продуктом является истребитель Су-30МК и его модификации». «Мы завершаем поставку 18-ти машин для Малайзии. В этом году завершим поставку в Алжир. Продолжаем поставку комплектов в Индию», — сказал Демченко.

Ранее сообщалось, что в 2009 году «Иркут» планировал поставить в Алжир 6 истребителей Су-30МКА.

Контракт на поставку Алжиру 28-ми истребителей Су-30МКА был подписан в начале 2006г. Первая партия самолетов была поставлена заказчику в декабре 2007г.

«Иркут» также выполнит алжирский заказ на поставку 16-ти учебно-боевых самолетов Як-130. Соответствующий контракт был подписан в 2006г. Ожидается, что первые 6 машин этого типа Алжир получит в 2010 году. Первые два «алжирских» самолета этого типа поднимутся в воздух в июле с.г.

Як-130 представляет собой учебно-боевой самолет нового поколения и может использоваться для основной и углубленной подготовки военных летчиков пилотированию истребителей 4 и 5 поколений. Самолет оборудован девятью узлами подвески вооружений и способен нести боевую нагрузку весом до 3 т. Максимальная взлетная масса Як-130 — 9000 кг, максимальная скорость — 1050 км/ч, максимальная дальность полета — 2 тыс. км.

52.12MB | MySQL:103 | 0,379sec