Что показывают опросы арабской молодежи и граждан Израиля

Несколько недавних опросов общественного мнения посылают неоднозначный сигнал автократическим реформаторам в Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах и Катаре.  Опросы показывают противоречивое отношение арабской молодежи к религии, а также широко распространенное неприятие идей умеренного ислама и официальных дипломатических отношений с Израилем. Один опрос, опубликованный на этой неделе базирующимся в Дубае агентством по связям с общественностью ASDA’A BCW, показал, что 41% из 3400 молодых арабов в 17 арабских странах в возрасте от 18 до 24 лет заявили, что религия является наиболее важным элементом их идентичности, при этом национальность, семья и / или племя, арабское наследие и гендерное в этом плане упоминалось указывалось сильно реже.  Это на 7% больше, чем данные опроса 2021 года. Более половины опрошенных (56%) заявили, что правовая система их страны должна основываться на шариате или исламском праве. 70% выразили обеспокоенность по поводу утраты традиционных ценностей и культуры. 65% заявили, что сохранение их религиозной и культурной самобытности важнее, чем создание глобализированного общества.

И все же, как это ни парадоксально, 73% опрошенных считают, что религия играет слишком большую роль на Ближнем Востоке, в то время как 77% считают, что арабские религиозные институты должны быть реформированы. Это подтверждает данные ранее проведенных опросов ASDA’A BCW, которое проводило опросы ежегодно в течение последних 14 лет,  по поводу роли религии и скептицизма по отношению к религиозной власти, Тем не менее, больший акцент на религии как основной опоре идентичности, забота о традиционных ценностях и культуре и призыв к исламскому праву бросают тень на социальные реформы, начатые наследным принцем КСА Мухаммедом бен Сальманом в Саудовской Аравии и президентом Мухаммедом бен Зайедом в ОАЭ. Более того, результаты опроса были опубликованы в то время, когда в Катаре обсуждались вопросы о том, как бороться с потенциальным поведением болельщиков чемпионата мира по футболу, которое нарушает катарские законы и нравы, такие как публичное опьянение и выражение привязанности, добрачный секс и сексуальное разнообразие. Катар предположил, что болельщики чемпионата мира, уличенные в совершении мелких правонарушений, таких как пьянство в общественном месте, избежат судебного преследования в соответствии с планами, разрабатываемыми властями. В то время как разрыв Саудовской Аравии с религиозным ультраконсерватизмом, который долгое время был отличительной чертой королевства, был ошеломляющим, реформы в ОАЭ были самыми радикальными в их разрыве с исламским правом, которое по конституции является основным источником законодательства страны. Реформы Мухаммеда бен Сальмана серьезно ограничили полномочия религиозной полиции, отменили запрет в королевстве на вождение автомобиля женщинами, расширили права и возможности женщин в бизнесе, ослабили гендерную сегрегацию и ввели развлечения в западном стиле – все меры, которые, по сути, не вызывают споров в большей части мусульманского мира, но идут вразрез со взглядами ультраконсервативной части населения и духовенства Саудовской Аравии. Этого нельзя было сказать о столь же далеко идущих реформ  Мухаммеда бен Зайеда, которые декриминализировали сексуальные отношения вне брака и употребление алкоголя для поданных ОАЭ и иностранцев и сняли запрет на совместное проживание для пар, не состоящих в браке. Ожидается, что эти реформы  убедят некоторых болельщиков обосноваться в ОАЭ во время чемпионата мира и ездить на матчи в Катар, который является социально более строгим в этом отношении. Тем не менее, опрос ASDA’A BCW показывает, что реформы в КСА и ОАЭ, возможно, не были восприняты с таким энтузиазмом значительной частью молодежи, как бы власти обеих стран не хотели  убедить себя в обратном.

Отдельные опросы Вашингтонского института ближневосточной политики показали, что 59% опрошенных в ОАЭ, 58% в Саудовской Аравии и 74% в Египте не согласны с мнением о том, что «мы должны прислушиваться к тем из нас, кто пытается интерпретировать ислам в более умеренном, толерантном ключе», и  «современным способом». Стремление молодежи к религии и традиционализму сочетается с отношением молодежи к демократии и дипломатическим отношениям с Израилем. Целых 82% опрошенных BCW ASDA заявили, что стабильность важнее демократии. В то же время две трети опрошенных считали, что демократия никогда не будет работать на Ближнем Востоке. Три четверти респондентов считают приоритетным партнером страны  Китай, за которым следуют Турция и Россия. Только 63% указали в этом контексте Соединенные Штаты и 12% —  Израиль. Несмотря на это, они считали, что США обладают наибольшим влиянием на Ближнем Востоке,  большинство высказалось за их уход. Тем не менее, Соединенные Штаты и Европа по-прежнему оставались предпочтительными направлениями для 45% опрошенных, желающих эмигрировать. Однако, несмотря на широко распространенный скептицизм по отношению к демократии, опросы также показали, что 60% выразили обеспокоенность по поводу возросшей роли правительства в их жизни. Установление два года назад дипломатических отношений с Израилем четырьмя странами, включенными в исследование ASDA’A BCW — ОАЭ, Бахрейном, Марокко и Суданом, — а также тот факт, что Саудовская Аравия стала более открыто заявлять о своих отношениях с еврейским государством и своем желании установить дипломатические отношения после разрешения палестинского конфликта, опрос показывает, что израильско-палестинский конфликт, безусловно, повлиял на ответы в опросах.

Осознавая такое настроение  общественности, Саудовская Аравия вместе с Лигой арабских государств и Европейским союзом на этой неделе созвала специальную встречу в Нью-Йорке в кулуарах Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, для того, чтобы постараться реанимировать арабский  мирный план 1982 года, предложенный Саудовской Аравией. План предлагал признание Израиля и дипломатические отношения в обмен на создание палестинского государства на территориях, оккупированных Израилем во время Шестидневной войны 1967 года. Со своей стороны, премьер-министр Израиля Яир Лапид в своем обращении к Генеральной Ассамблее ООН выразил поддержку решению о двух государствах. Впервые с тех пор, как Лапид стал премьер-министром, он поддержал схему двух государства, и впервые с 2017 года премьер-министр Израиля выступил в поддержку палестинской государственности. Тем не менее, только 14% египтян, опрошенных в ходе опросов Вашингтонского института, положительно оценили 43-летний мирный договор своей страны с Израилем и недавнее установление дипломатических отношений с еврейским государством ОАЭ и другими странами. В отличие от ОАЭ, Бахрейна и Марокко, где приветствовали израильских бизнесменов, туристов и местных жителей, только 11% опрошенных египтян высказались за нормализацию отношений между людьми. Аналогичным образом, 57% саудовцев, опрошенных институтом, выступили против нормализации отношений королевства с Израилем. Тем не менее, более высокий процент в королевстве и ОАЭ, чем в Египте, — 42% — согласились с тем, что «людям, которые хотят иметь деловые или спортивные контакты с израильтянами, следует разрешить это». Подводя итог, можно сказать, что автократические реформаторы в странах Ближнего Востока, похоже, намного опережают в своих реформах уклад значительной части местного населения.

При этом, только 32% израильтян поддерживают продвижение решения о создании двух государств как средства «разрешения конфликта с палестинцами», показывает новый опрос Израильского института демократии. Согласно опросу, который был проведен в сентябре и включал 753 респондента, 58% израильтян-евреев выступили против такого шага, еще 11 процентов не определились. Что касается арабских граждан Израиля, 60% согласились с тем, что следующее правительство должно добиваться дипломатических результатов для потенциального решения о создании двух государств. Интересно, что этот опрос был проведен всего через день после того, как премьер-министр Израиля Яир Лапид заявил в своей речи на Генеральной Ассамблее ООН, что большинство израильтян поддерживают решение о создании двух государств. Израильские лидеры, как правило, избегали упоминания решения о создании двух государств на Генеральной Ассамблее. Лапид сделал это замечание, готовясь к близким выборам и к борьбе с бывшим премьер-министром Биньямином Нетаньяху. Выступая  на Генеральной Ассамблее ООН, глава ПНА Махмуд Аббас в своей почти часовой речи заявил, что Израиль «разрушает» решение о создании двух государств, и раскритиковал ООН за неспособность положить конец израильской оккупации палестинских земель: «[Израиль] проводил и продолжает проводить свою нынешнюю политику, которая является преднамеренной и преднамеренной, разрушая решение о двух государствах.  Израиль не верит в мир. Израиль верит в навязывание статус-кво силой и агрессией».

52.21MB | MySQL:103 | 0,439sec