О возобновлении военной помощи США Пакистану и интересах Индии

Пентагон заявил в сентябре о планах начала программы  технической поддержки   самолетов F-16 ВВС Пакистана, пояснив,  что предлагаемая продажа «значительно повышает способность Пакистана поддерживать контртеррористические операции благодаря его мощному потенциалу «воздух-земля»». Инженерные, технические и логистические услуги правительства США и подрядчика для последующей поддержки программы поддержки парка самолетов F-16 Пакистана  включают в себя модификацию и поддержку аппаратного и программного обеспечения самолетов и двигателей, а также ремонт и возврат запасных частей для самолетов и двигателей, секретного и несекретного программного обеспечения и его техническую поддержку.  Министр иностранных дел Индии С.Джайшанкар предсказуемо  резко раскритиковал это решение США: «Вы никого не обманете, говоря такие вещи. В 2019 году Пакистан использовал тот же самолет для нанесения удара по Индии после удара по Балакоту и использовал поставленный американцами AIM-120 C-5 AMRAAM (усовершенствованная ракета средней дальности класса «воздух-воздух»), чтобы сбить МиГ 21 Bison тогдашнего командира авиакрыла Абхинандана Вартхамана». США впервые обсудили вопрос о поставках F-16 в Пакистан в начале 1980-х годов. Президент Рональд Рейган воспользовался исполнительной властью, несмотря на противодействие Конгресса, чтобы согласиться на продажу F-16 в обмен на помощь Пакистана США в Афганистане. Пакистанские F-16 сбили по меньшей мере 10 афганских и советских самолетов, вертолетов. Однако после выхода Советского Союза из Афганистана в 1989 году эта зависимость США от Пакистана быстро пошла на убыль. Необъявленная программа Пакистана по созданию ядерного оружия привела к отмене поставок 30 истребителей F-16, за которые Пакистан уже заплатил около 658 млн долларов. Теракты 11 сентября 2001 года переориентировали интересы США в регионе, восстановив Пакистан в качестве центрального канала в войне против «Аль-Каиды» и «Талибана» (обе организации запрещены в России) в Афганистане. Администрация Дж.Буша согласилась передать Пакистану ранее заблокированные F-16 и продать Пакистану новые самолеты F-16 Block-50/52 стоимостью около 3 млрд долларов. Нынешняя программа технической поддержки — это первый пакет американской военной помощи Пакистану после того, как администрация Д.Трампа прекратила сотрудничество в области обороны и безопасности со страной в 2018 году, обвинив ее в том, что она дает только «ложь и обман» за миллиарды долларов, которые США «по глупости» дали ей. Однако, несмотря на значительное стратегическое сближение между США и Индией в последнее время в Индо-Тихоокеанском регионе через создание альянса QUAD, нынешнее объявление администрацией Байдена  об утверждении программы поддержки парка самолетов F-16 стоимостью 450 млн долларов  для Пакистана посылает Нью-Дели ясные сигналы. По сути, правительство США во главе с президентом Джо Байденом решило отменить решение своего предшественника Дональда Трампа о приостановке военной помощи Пакистану.  Представитель Госдепартамента Нед Прайс заявил журналистам на своей ежедневной пресс-конференции в ответ на заявление министра иностранных дел С. Джайшанкара: «Мы смотрим на обе страны (Пакистан и Индия) как на партнеров, потому что у нас во многих случаях общие ценности. У нас действительно во многих случаях общие интересы. И наши отношения с Индией стоят сами по себе. Наши отношения с Пакистаном стоят сами по себе».

Индийские военные эксперты указывают в этой связи, что  причинами поддержки США программы технического обслуживания F-16 могут быть слежующие:

1.Среди основных предполагаемых причин, по которым администрация Байдена изменила политику Трампа в отношении Пакистана,  связана с убийством Аймана аз-Завахири в Кабуле. Если проще, то именно пакистанцы предоставили разведданные для удара беспилотника, в результате которого был убит главарь «Аль-Каиды» в шикарном доме в Кабуле, принадлежавшем министру внутренних дел Сираджуддину Хаккани. Сам Хаккани является креатурой Межведомственной разведки Пакистана (ISI). И начальник штаба армии Пакистана генерал Камар Джавед Баджва, и глава ISI генерал-лейтенант Надим Анджум активно контактируют со своими американскими коллегами. Анджум посетил США в мае, и Баджва, как сообщается, попросил своих коллег в Вашингтоне о поддержке в получении пакета МВФ для Пакистана, который был в конечном счете предоставлен.

2.Генерал Баджва в рамках секретной сделки с Вашингтоном поставлял боеприпасы в поддержку военных действий Украины на британских самолетах. Нынешняя программа технического облуживания  F-16 является платой за эту услугу, тем более, что что Пакистан отчаянно нуждается в запасных частях для своего устаревшего парка F-16.

3.США пытаются таким образом ослабить влияние Китая на Пакистан.

Факт в том, Индия  не хочет вставать  на сторону США и Запада в войне на Украине. В этой связи отметим, что эти выводы имеют под собой основания, поскольку согласно утечкам нынешняя позиция Госдепартамента США по этому вопросу заключается в том, что   по мере того, как боевые действия на Украине идут восьмой месяц, Индии становилось все труднее балансировать.  Неудачи России на поле боя в августе, снизили политические и политические риски осуждения вторжения или критики президента В.Путина. На двусторонней встрече в кулуарах саммита 16 сентября в Узбекистане премьер-министр Индии Нарендра Моди прямо раскритиковал действия России, сказав президенту Путину: «Я знаю, что сегодняшняя эпоха — это не эпоха войны, и я говорил с вами об этом по телефону».  В тот же день Индия проголосовала за то, чтобы позволить президенту Украины Владимиру Зеленскому фактически участвовать в Общих дебатах Организации Объединенных Наций посредством заранее записанного обращения, шаг, против которого Россия категорически выступала. Помимо международной дипломатии, некоторые индийские стратеги, похоже, обеспокоены тем, что плохие характеристики российского оружия на Украине означают, что индийский арсенал российского производства больше не удовлетворяет оборонным требованиям Индии. Кроме того, собственные запасы оружия в России сократились из-за боевых действий на Украине, и России необходимо будет пополнить собственные запасы, прежде чем она сможет выполнять новые заказы от международных покупателей, таких как Индия. Западные санкции также ограничивают поставки полупроводниковой продукции, необходимой России для производства многих своих систем вооружения, что еще больше ограничивает возможности России по выполнению заказов на вооружение из-за рубежа. Опасения индийского оборонного ведомства побудили США и других западных поставщиков вооружений предложить Нью-Дели различные системы. Индия в последние годы увеличила свои заказы на вооружение из Соединенных Штатов, Франции и Израиля, но такой сложный переход потребует времени. Комментарии индийских военных чиновников указывают на то, что в краткосрочной перспективе правительство в первую очередь стремится расширить свои возможности по производству необходимых систем и компонентов внутри страны. Индийские лидеры не дали никаких указаний на то, что они намерены сократить закупки российского энергетического экспорта со скидкой или ввести большинство западных торговых санкций против России. Переход Индии к более критической позиции в отношении военной операции России на  Украине увеличивает потенциал для индийских лидеров к более широкой интеграции в международные институты и региональные группировки, возглавляемые США. Индийских военных чиновников, вероятно, привлекает то оружие американского производства, которое Украина использовала с разрушительным эффектом на поле боя, в том числе ХИМАРС (высокомобильный артиллерийский ракетный комплекс). Несмотря на свое историческое отвращение к присоединению к «блокам», возглавляемым США, Индия присоединилась к «Четверке», возглавляемой Западом (Четырехсторонний диалог по безопасности: Соединенные Штаты, Япония, Австралия и Индия QUAD) альянсу, созданной в 2007 году, чтобы уравновесить растущее стратегическое влияние Китая в Индо-Тихоокеанском регионе, хотя группировка в основном бездействовала в течение нескольких лет до 2017 года. Тем не менее, Индия стремилась поддерживать экономические и политические отношения с Пекином. Коллеги-члены QUAD должны быть убеждены в том, что Индия впредь будет более тесно сотрудничать с ними, чтобы противостоять Китаю, а также России. Индия также присоединилась к многосторонней группе, в которую входят Соединенные Штаты, Израиль и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) –I2U2 – образована в октябре 2021 года, которая опубликовала свое первое совместное заявление в июле 2022 года. Группа, по крайней мере, на начальном этапе, ограничивала свои обсуждения функциональными вопросами, такими как экономическое развитие, торговля, связанная с технологиями, и изменение климата, но форум I2U2 может все больше способствовать объединению своих различных членов по таким вопросам, как растущая стратегическая угроза Ирана, израильско-палестинский спор, возвращение к власти талибах в Афганистане и связанных с ними региональных проблемах. При этом однако указывается, что, хотя Индия может сблизиться с Соединенными Штатами и альянсами ими возглавляемыми, сохраняющаяся зависимость от России предполагает, что любая перестройка отношений  в Индии будет постепенной, взвешенной и, вероятно, медленнее, чем этого хотели бы официальные лица США и Запада. И последнее по времени решение о возобновлении военной помощи Пакистану  со стороны США является ясным индикатором этого положения вещей.

52.34MB | MySQL:103 | 0,541sec