На смерть влиятельного египетского мусульманского священнослужителя Юсуфа аль-Кардауи

Представители семьи эмира Катара и ХАМАСа были среди тысяч людей, которые шли в похоронной процессии влиятельного египетского мусульманского священнослужителя Юсуфа аль-Кардауи в Дохе 27 сентября. Ю.аль-Кардауи, духовный лидер «Братьев-мусульман», скончался в Катаре в понедельник в возрасте 96 лет. Он был одним из самых известных  и противоречивых  священнослужителей и общественных интеллектуалов исламского мира и является одним из немногих мусульманских священнослужителей, которые публично поддержали восстания «арабской весны» 2011 года в Египте и во всем арабском мире. На похоронах присутствовали эмир Катара шейх Абдалла бен Хамад Аль Тани, его представитель шейх Джассим бен Хамад Аль Тани, премьер-министр и министр внутренних дел Халид бен Халифа Аль Тани и министр пожертвований Ганем бен Шахин аль-Ганим. В процессии также приняли участие Исмаил Хания, глава политического бюро палестинского движения ХАМАС, которое поддерживал аль-Кардауи, Халед Машаль, который возглавляет офис диаспоры ХАМАСа, и глава по делам религии Турции Али Эрбаш. Выступая на похоронах, Хания сказал, что «арабский и мусульманский мир потерял одного из своих самых выдающихся ученых, который посвятил свою жизнь служению арабским и мусульманским проблемам, особенно палестинскому делу». Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в телефонном разговоре выразил свои соболезнования сыну аль-Кардауи, Абдель-Рахману Юсефу. Эрдоган сказал, что аль-Кардауи «никогда не отказывался от своих убеждений на протяжении всей своей жизни и был примером для подражания в том, как сбалансировать принципы ислама и жизни». Сам по себе факт присутствия на похоронах аль-Кардауи красноречиво говорит о том, кто и как на Ближнем Востоке делает ставку именно на «Братьев-мусульман», а также ставит точку в дискуссиях о том, отказывается ли Анкара от поддержки глобального движения «Братьев-мусульман».

Вместе с тем будучи одним из самых выдающихся идеологов, связанных с «Братьями-мусульманами», аль-Кардауи и его учение оказались в центре событий, потрясших мир. Его будут помнить как первого и, возможно, последнего глобального мусульманского ученого-активиста. На протяжении всей его карьеры в качестве общественного интеллектуала его подход к исламскому праву, сочетающий ученость и политическую активность, и его способность излагать эти идеи простым языком, принесли ему миллионы последователей.

Юсуф аль-Кардауи родился и вырос в Египте, и прекрасно помнил  британское колониальное правление. В юности он сочетал религиозное образование с антиколониальной активностью, что привело к его неоднократным арестам со стороны египетского правительства. После обретения Египтом независимости его связь с организацией «Братья-мусульмане» также привела к его аресту.  В конце концов он уехал из Египта в Катар в начале 1960-х годов, когда был назначен деканом факультета шариата во вновь созданном Катарском университете и получил катарское подданство в 1968 году. Живя в Катаре, он прославился как ученый благодаря своей книге 1973 года «Фикх аль-закят» («Юриспруденция закята»), которая была попыткой объяснить и реформировать правила, регулирующие закят, один из пяти столпов ислама, сосредоточенный вокруг обязательной подачи милостыни. Амбиция аль-Карадауи при написании книги состояла в том, чтобы переформулировать эти правила, чтобы придать им большее соответствие чаяниям современных мусульман, связав их с концепциями экономической справедливости, вместо того, чтобы укоренять их в жестком и ритуалистическом подходе. Его желание сформулировать новые интерпретации исламского права, имеющие отношение к жизни современных мусульман, привело к тому, что он использовал специальные методы, в которых он был готов учитывать нестандартные мнения как внутри, так и за пределами четырех доминирующих суннитских школ права, включая, наиболее радикально, шиитских юристов. Аль-Кардауи рассматривал свои усилия по юридическому толкованию и общественному обучению как часть проекта исламского обновления, основанного на реформаторском движении 19-го века, известном как исламский модернизм, начатом Джамалем ад-Дином аль-Афгани и его египетским учеником Мухаммедом Абдухом. Правовая реформа была одной из мер, которые аль-Афгани и его последователи считали необходимыми, если мусульманские общества хотели обеспечить условия для своей независимости перед лицом агрессивного западного империализма. Необходимость практических реформ для продвижения общего политического проекта мусульманского самоопределения была единственным наиболее важным соображением для аль-Кардауи на протяжении всей долгой жизни преподавания и написания, что привело к созданию сотен книг и брошюр, а также тысяч часов публичных лекций и проповедей. Аль-Кардауи утверждал, что его подход к исламу основан на срединном пути умеренности, или васатийе. Похоже, что он понимал под этим то, что он избегал либо чрезмерно ограничительного понимания ислама, которое эффективно запрещало бы все, что явно не допустимо с исламской точки зрения, либо распущенного понимания ислама, которое хотело игнорировать четкие текстовые правила Корана, используя аргументы, основанные на общественных интересах или научном или материальном прогрессе. Соответственно, хотя он много писал против традиционных ограничений участия женщин в общественной сфере и стремился ограничить рамки традиционных доктрин, которые обязывали женщину подчиняться своему мужу, он никогда не ставил под сомнение обязанность повиновения как таковую в браке или что при определенных обстоятельствах муж может прибегнуть к физическому насилию.    Точно так же его подход к религиозному плюрализму предполагал открытость по отношению к немусульманам, но только на исламских условиях, причем аль-Кардауи даже высказал мнение, подразумевающее, что немусульмане, которые не были мотивированы иррациональной ненавистью к исламу, также могут быть спасены в следующей жизни. В соответствии с этими взглядами он вступил в ожесточенную полемику с учеными-салафитами-джихадистами, которые занимались такфиром, т. е. практикой обвинения других мусульман в отступничестве или категорически запрещали мир и дружбу с немусульманами. В 2009 году он опубликовал «Закон джихада», важный двухтомный труд, в котором он подтвердил законность международного права и институциональной структуры Организации Объединенных Наций в противовес заявлениям салафитско-джихадистской идеологии. Его приверженность плюралистическому порядку в рамках исламской системы также привела его к формулированию видения мусульман, живущих в демократических странах, стимулируя развитие новой области прикладного исламского права, известной как «юриспруденция меньшинств» («фикх аль-акаллийят»)». Вместе с другими учеными-единомышленниками аль-Кардауи учредил Европейский совет по фетвам и исследованиям, чтобы контролировать и направлять эти усилия. Тем не менее, аль-Кардауи также был яростным противником всего, что отдавало религиозным синкретизмом, настаивая на том, что мусульмане всегда должны судить о своих делах по тому, что он считал четкими предписаниями ислама. Более того, если аль-Кардауи приходил к выводу, что противником движет антимусульманская враждебность, такая как сионизм, коммунизм, или позже в его жизни, антисуннитская враждебность в случае сирийского правительства, он был готов принять риторику, которая  одновременно исключала и оправдывала воинственное сопротивление на условиях, которые часто входили в противоречие  с другими его работами. Его защита палестинских террористов-смертников против Израиля во время Второй интифады принесла ему непреходящую дурную славу на Западе, а позже была использована его врагами в арабском мире, чтобы обвинить его в том, что он проложил путь для принятия этой тактики салафитско-джихадистскими группировками боевиков, такими как «Аль-Каида» (запрещена в России), несмотря на его последовательное осуждение их взрывов и зверств. То же касается и его фетвы о правильности присоединения к джихаду в Чечне в период первой антитеррористическоц  кампании, которая, однако, никакого логического продолжения не имела.   Его откровенно сектантская риторика во время гражданской войны в Сирии, в которой он зашел так далеко, что извинился перед саудовским религиозным истеблишментом за свою предыдущую защиту Ирана, наводит на мысль, что он стал рассматривать конфликт как экзистенциальный конфликт между суннизмом и шиизмом, а не «революцию против диктатора». Однако авторитет аль-Кардауи в мусульманском мире, особенно в его арабоязычных частях, был обусловлен не только длительностью, характером и последовательностью его усилий как ученого и общественного интеллектуала. Он извлек большую выгоду из создания «Аль-Джазиры», катарского спутникового новостного канала, который завоевал широкую панарабскую аудиторию зрителей, и в течение почти 15 лет пользовался фактической монополией на рынке панарабских телевизионных новостей. Его еженедельное шоу «Аш-Шариа валь-Хайят» («Исламский закон и жизнь») представляло собой комбинацию ток-шоу и интерактивного общественного форума, в котором аль-Кардауи участвовал в общественной дискуссии и отвечал на вопросы в прямом эфире от абонентов, которые звонили со всего арабского мира и за его пределами. Послания аль-Кардауи до 2011 года также было относительно объединяющим в то время, когда было общее согласие о большей необходимости межарабской солидарности как против американо-израильского господства, так и против вдохновленного «Аль-Каидой» салафитского джихадизма. Но, хотя первые дни «арабской весны» – и его проповедь на площади Тахрир – стали вершиной его карьеры в качестве общественного интеллектуала, этот момент оказался недолгим. После военного переворота в  Египет в 2013 году «Братья-мусульмане» снова были объявлено вне закона, а сам  аль-Кардауи был объявлен в розыск Интерполом, который впоследствии им был отменен на том основании, что он был признан политически мотивированным.  В 2018 году он был заочно приговорен египетским военным судом к пожизненному заключению. Учитывая жесткую идеологическую конкуренцию между различными арабскими государствами за контроль над публичными дискуссиями о религии, кажется маловероятным, что аль-Кардауи после своей смерти сохранит свой культовый статус. Также маловероятно, что какой-либо другой нынешний или будущий религиозный деятель сможет сравниться с его общеарабским статусом. Успех аль-Кардауи был в значительной степени следствием относительно закрытой медиа-среды эпохи, предшествовавшей появлению социальных сетей, в которой «Аль-Джазира» была единственной относительно бесплатной платформой, доступной для арабоязычных мусульман. Аль-Кардауи надеялся, что его направление исламизма сможет объединить достаточно мусульман и немусульман, чтобы обеспечить неавтократическое будущее для арабских государств, способных противостоять как салафитскому джихадизму, так и западному и израильскому господству. Но почти десятилетие региональных потрясений вместо этого выявило глубокие и неразрешенные расколы в арабских общества, а все  подобные иллюзии были разрушены.

52.37MB | MySQL:106 | 0,684sec