О факторах, влияющих на процессы импортозамещения военной промышленности Ирана

Более 40 лет после Исламской революции 1979 году Иран подвергается санкционному давлению со стороны США и других стран Запада. Эта политика постепенно усиливалась на протяжении десятилетий, пока США не довели ее до практически максимально возможного давления на всех направлениях. Наиболее сильное давление США и их союзники оказывали и продолжают оказывать в вопросе недопущения поставок современных вооружений и военных технологий в Иран. Поэтому в условиях наличия постоянных внешних угроз руководство Ирана направило значительные ресурсы на развитие собственного военно-промышленного комплекса (ВПК), способного самостоятельно выпускать широкий спектр вооружений и военной техники (ВВТ). Для достижения этих целей в условиях санкций были предприняты решительные действия по импортозамещению как путем разработки собственных технологий, так и копирования иностранных решений.

Несмотря на большие усилия по развитию собственной военной промышленности, шахский Иран перед Исламской революцией 1979 году был крайне зависим от иностранных технологий, и даже построенные в Иране предприятия по большей части требовали бесперебойных поставок западных комплектующих и работы на них многих тысяч иностранных специалистов. По этой причине прекращение этих поставок после революции и отъезд иностранных специалистов привели к фактическому застою в иранской военной промышленности и большим проблемам с поддержанием в строю сложной военной техники. Срочно искать новых поставщиков ВВТ в КНР, КНДР и других странах, а также постепенно восстанавливать работу имевшихся оборонных предприятий в Иране пришлось уже в тяжелейших условиях полномасштабной войны, навязанной в сентябре 1980 года соседним Ираком.

При поддержке Северной Кореи и КНР в 1980–1990-х гг. в Иране началось создание полных циклов производства различных вооружений, военной техники и боеприпасов, от стрелкового оружия и артиллерии до баллистических ракет. Активное сотрудничество в этой сфере в начале 1990-х гг. Иран развернул и с Россией – страны заключили ряд крупных военных контрактов, предусматривавших в числе прочего организацию в Иране лицензионного производства танков Т-72С, боевых машин пехоты БМП-2 и боеприпасов к ним. В рамках исполнения этих контрактов в районе иранского города Доруд был даже построен новый танковый завод. Однако соглашение между США и Россией от 30 июня 1995 г., известное как меморандум Гора-Черномырдина, привело к разрыву российско-иранского военно-технического сотрудничества, что не позволило выполнить все ранее заключенные контракты в полном объеме. Хотя Россия в 2000 году объявила о выходе из ограничительного меморандума, все произошедшее еще раз убедило многих в руководстве Ирана, что в оборонной сфере следует в первую очередь полагаться на собственные силы. Важно было обеспечить стабильную работу и развитие именно полных производственных циклов, включая максимально возможное производство различных необходимых компонентов, частей, материалов, пусть даже выпускаемые в Иране ВВТ будут уступать передовым мировым образцам.

В Тегеране понимали, что невозможно обеспечить одновременное развитие по всем направлениям, поэтому были выделены приоритеты в виде программ разработки и массового производства баллистических и крылатых ракет, реактивной артиллерии, беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), легкого вооружения. Начавшийся в 2000-х гг. кризис вокруг ядерной программы Ирана, привел к новым международным ограничениям, направленным против иранских ВС и ВПК, апофеозом которых стало принятие 9 июня 2010 года резолюции 1929 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН). Эта резолюция запрещала не только передачу Ирану подавляющего большинства категорий ВВТ, но также не допускала поставки комплектующих для них и оказание каких-либо услуг и помощи в производстве и поддержании этих ВВТ.

Эти ограничения фактически продолжили действовать и в течение пяти лет после принятия и вступления в силу в 2015 году Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе, предусматривавшего снятие санкций с Ирана и одобренного резолюцией 2231 СБ ООН. Таким образом, международные ограничения на поставки ВВТ в Иран де факто были сняты только в октябре 2020 года. При этом односторонние санкции на поставки любых ВВТ в Иран со стороны США, ЕС и других западных стран действуют до сих пор.

Несмотря на это иранская промышленность продолжала развиваться, разрабатывая и запуская в производство новые вооружения и технику, а также поставляя свою продукцию не только иранским ВС, но и союзникам Ирана. Таким образом, на деле была доказана действенность принятых иранским руководством мер. К ним относятся различные схемы обхода санкций для приобретения тех компонентов, производство которых национальная промышленность еще не освоила, в том числе путем использования в военной промышленности подходящих распространенных компонентов гражданского назначения, а также их обратная разработка (в английской терминологии под данным процессом принят термин reverse engineering) с целью копирования или разработка подходящих аналогов.

В заключение отметим, что политика США по давлению на Иран имеет много схожего с тем, что сейчас развернуто против России. В Вашингтоне вычленяют наиболее проблемные участки и стараются отрезать военную промышленность, как и другие ключе- вые сектора экономики, от поставок необходимых товаров. Иранский опыт противодействия этому демонстрирует, что несмотря на имеющиеся проблемы ВПК не просто может пережить их, но и способен развиваться дальше. Для этого необходимо понять, что импортозамещение – это длительный и комплексный процесс, поэтому даже временные неудачи на отдельных направлениях не должны останавливать его. В то же время необходимо выделить приоритетные цели и сконцентрироваться на них, чтобы не распылять ресурсы.

62.82MB | MySQL:102 | 0,515sec