Присутствие армии Китая в Африке расширяется[i]. Она обучает все больше африканцев приемам современного боя, делится с ними данными разведки о терроризме. Также продолжает действовать китайская база в Джибути[ii]. Но в странах НАТО (в том числе и Турции) считают подобные шаги КНР угрозой своим национальным интересам. Но и интересы России, крупнейшего поставщика оружия и военных инструкторов в Африку, могут пострадать. По мнению Джона Калабрезе, главы департамента в Американском университете Вашингтона, расширение военного присутствия Китая на африканском континенте – закономерное событие на фоне инициативы «Один пояс, один путь», которая охватила весь мир. В этом плане смысл создания военной базы в Джибути и активизация участия Китая в миротворческих миссиях ООН очевидны. Китай почти 10 лет назад направил боевые подразделения в Судан, в 2013 году послал военных в помощь миссии ООН в Мали. Китайские военные также помогали ООН в Либерии и Демократической Республике Конго. А совместные учения китайцы проводили с Камеруном, Габоном, Ганой и Нигерией.
Бенджамин Бартон, доцент Университета Ноттингема, утверждает, что Пекин в первую очередь стремится представить себя как страну, которая заботится об африканских братьях. Но рост присутствия китайских частных военных структур объясняется и тем, что на них есть спрос в Африке. А Франция потеряла престиж в некоторых странах, таких как Мали. Там ее подразделения находились почти 10 лет, а в начале нынешнего года Париж объявил об их выводе. Их место медленно занимает Россия, в основном ЧВК «Вагнер». Что касается США, то экс-президент Д.Трамп сократил число американких военнослужащих в Африке. Президент США Дж.Байден пытается восстановить американскую роль, например, в Сомали. Байден даже объявил, что с 13 по 15 декабря организует саммит для африканских лидеров в Вашингтоне для того, чтобы «продемонстрировать обязательства США перед Африкой»[iii].
Алжир
Как сообщает военно-технический ресурс Navyrecognition.com, на страницах соцсетей появились новые фотографии, где демонстрируется начало ходовых испытаний строящегося в Китае по контракту с командованием ВМС Алжира модифицированного корвета класса «Тип-056»
Марокко
По информации неофициальных источников, Марокко ведет переговоры с Китаем о поставке ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) «Винг Лунг-2» для замены в перспективе состоящих на вооружении национальных Военно-воздушных сил (ВВС) «Винг Лунг-1», переданных из наличия Вооруженных сил (ВС) Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). Как сообщает аналитический портал Defensa.com, в 2020 году ОАЭ безвозмездно передали ВС Марокко 4 БПЛА «Винг Лунг-1», которые позволили сформировать ядро первой эскадрильи ударных БПЛА в составе ВВС Марокко. Они, в частности, активно применялись для нанесения авиаударов по формированиям сепаратистского Фронт ПОЛИСАРИО, борющегося за независимость Западной Сахары. Как предполагается, несмотря на то, что ВС Марокко подписали контракт на поставку 36 разведывательно-ударных БПЛА Bayraktar TB2 и уже получили около 25 аппаратов, они намерены сохранить диверсификацию поставщиков вооружения и военной техники (ВВТ) для ВС страны. Судя по тактико-техническим характеристикам (ТТХ), «Винг Лунг-2» представляет улучшенную версию БПЛА «Винг Лунг-1» и относится к классу MALE (Medium-Altitude Long-Endurance)[iv]. Корпорация авиационной промышленности Китая (AVIC) представила концепцию «Винг Лунг-2» на выставке Aviation Expo China в Пекине в сентябре 2015 года, а прототип самого БПЛА был впервые представлен публике в рамах авиасалона Airshow China в городе Чжухае в ноябре 2016 года. Летные испытания «Винг Лунг-2» начались в марте 2017 года[v].
Саудовская Аравия
Саудовская Аравия ведет предварительные переговоры с Китаем по вопросу приобретения многоцелевых истребителей пятого поколения FC-31 (Gyrfalcon) разработки Shenyang Aircraft Corporation. По информации ресурса Tactical Report, Китай предлагает передать технологии FC-31 и организовать местное производство истребителей, включая передачу ряда других систем. FC-31, также известный как J-31, представляет двухдвигательный многоцелевой истребитель, отвечающий требованиям боевых действий будущего. Согласно информационному бюллетеню Китайской авиационной промышленной корпорации AVIC за 2018 год, его длина составляет 17,3 м, размах крыла – 11,5 м[vi]. Морская версия, известная как J-35, находится в стадии разработки и предназначена для использования на новом китайском авианосце «Фуцзянь» (Тип-003) второго поколения, строящегося для китайских Военно-морских Сил (ВМС)[vii].
Судан
Судан запросил у Китая поставку большого количества истребителей «Цзянь-10CE». В результате соглашения страна станет первым государством на африканском континенте, которая будет эксплуатировать китайские истребители.
В заключение нашего обзора отметим, что Китай – первый экономический и военно-политический партнер старн Африки[viii]. Об этом говорит и база в Джибути, и участие китайских миротворцев в операциях ООН[ix]. Несмотря на фактическое доминирование США на Ближнем Востоке, китайцы стабильно продвигают свои вооружения в качестве альтернативы, что естественно создает вызов другому региональному экспортеру дешевых и надежных вооружений – Турции.
[i] https://www.ankasam.org/artan-abd-cin-rekabetinin-ortasinda-cin-afrika-zirvesi/
[ii] https://www.dha.com.tr/gundem/cavusoglu-dunya-yeni-bir-donemin-esiginde-kuresel-krizleri-firsata-cevirmeliyiz-2136995
[iii] https://beyazgazete.com/haber/2022/9/23/turk-silah-firmasindan-afrika-da-govde-gosterisi-6610852.html
[iv] «Винг Лунг-2» отличается от «Винг Лунг-1» улучшенной аэродинамической конструкцией, усовершенствованным планером, модернизированными бортовыми системами, может нести больше полезной нагрузки и выполнять полеты на большую дальность.
[v] Максимальная взлетная масса БПЛА – 4200 кг, максимальная продолжительность полета – около 32 ч, максимальная скорость – 370 км/ч. C максимальной внешней нагрузкой 480 кг БПЛА может выполнять полет в течение 20 часов. Дальность применения БПЛА в зоне прямой видимости составляет 200 км, но может быть увеличена до 2000 км при использовании канала спутниковой связи (SATCOM).
[vi] FC-31 имеет максимальную взлетную массу 25 т, боевой радиус действия – 1200 км, максимальную скорость – 1,8М, практический потолок – 16 тыс. м. Расчетный срок службы – около 6-8 тыс. летных часов или 30 лет.
[vii] Самолет имеет внутренний отсек для вооружения, расположенный под фюзеляжем. Возможна установка внешних пилонов для оружия. Максимальная боевая нагрузка – 8 т, в том числе 2 т – во внутреннем отсеке вооружения.
[viii] https://www.tgrthaber.com.tr/politika/midilli-ve-sisama-adasina-abdden-alinan-silahlari-getirdi-yunanisyan-ne-yapmak-istiyor-2848051
[ix] https://www.aydinlik.com.tr/fotogaleri/silahli-insansiz-deniz-araci-sancar-ilk-kez-vitrine-cikti-340960