Оценки в Израиле происходящего на Украине и ситуации вокруг нее. Часть 61

С момента начала Россией 24 февраля 2022 г. специальной военной операции на Украине, в израильских СМИ и экспертно-аналитических центрах анализируют развитие военной кампании, ее разные аспекты и возможные последствия для участников конфликта, Израиля, Ближневосточного региона и всего мира в целом.

Ярон Шнайдер из ведущего в Израиле экспертно-аналитического центра Институт исследований национальной безопасности (INSS) беседует с Аркадием Мильманом, руководителем программы изучения России в INSS, бывшим послом Израиля в России (2003-2006), на тему войны на Украине.

А.Мильман отмечает, что «война идет уже почти 7 месяцев, эта война долгая, от нее все устали, но Россия все еще не сдается, Украина не сдается, продолжает сражаться, освобождать свои территории до границ, которые были до начала войны». «После украинского контрнаступления и успеха, которое было впечатляющим, русские осознали, что у них недостаточно сил». «Последовало решение президента РФ В.Путина о мобилизации, которое не было сюрпризом, так как его прогнозировали на Украине и на Западе, даже в России понимали, что им придется задействовать новые силы. Однако встает вопрос – окажутся ли призванные на службу граждане хорошими солдатами, пригодными к боевым действиям? Ведь люди, которые в жизни не держали в руках оружие, отправляются противостоять украинской армии!»

Интервьюер Ярон Шнайдер из INSS возмутился бесчеловечностью этого шага, удивляясь, «как люди не видят, что их посылают на убой?!»

По словам, А.Мильмана, в этом суть проблемы. Есть президентский указ, подписанный 21 сентября, в котором п.7 — «для служебного пользования» (ДСП). «Это значит, что возможны дополнительные меры по мобилизации. В первом пункте указа говорится об объявлении частичной мобилизации. Но сколько это человек? Министр обороны заявил о 300 тыс. чел. Однако согласно утечкам – призванными будут 1 200 000 чел. Таким образом, мобилизовывается еще одна огромная армия, тогда как сегодня армия России составляет миллион солдат и офицеров. Но даже эта армия – не то, что в Израиле, где каждый солдат и офицер проходит службу, участвует в учениях, каждый знает, что это нужно делать. Российская армия – другое. Там даже те, кто проходил службу, мог получить офицерское звание на военной кафедре в вузе, на службе типа летнего лагеря». «Как эти люди будут воевать?!» – удивляется А.Мильман. По его словам, «украинцы уже поймали несколько российских солдат, которых призвали неделю назад и направили на фронт, а они даже не понимают, где находятся. То есть ситуация убийственная, нет организации».

Я.Шнайдер не может понять, «как Путин собирается выигрывать?» Ведь ввязавшись в войну, происходят шокирующие события, беспорядок – это порядок, принимаются непродуманные решения.

А.Мильман указывает на то, что «такие вещи определенно проявились только сейчас и оказались сюрпризом, так как в России свою армию считали номер два («естественно, после США») в мире. Невозможно победить в такой ситуации, в какой Россия оказалась сейчас. Но до сих пор российское военное командование этого даже не понимает, так как не учит уроки. С момента объявления о мобилизации все СМИ показали, как из страны ринулись тысячи россиян, которые понимали, куда их посылают, в то время как у них нет минимального военного опыта. В Казахстан убежали около 100 тыс. чел., в Грузию – 53 тыс. чел., в Финляндию – 43 тыс. чел. и это  при том, что нет данных по Армении, Турции, т. е. по странам, с которыми у России безвизовый режим или упрощенная процедура въезда, где достаточно купить билет и улететь. При этом цены на билеты взлетели катастрофически. Таким образом из России убежали 250 тыс. молодых людей, которые понимают ситуацию, понимают свои возможности на войне, т.е. убежали те, которые вообще способны думать». А.Мильман говорит, что в таких условиях «призывают те социальные слои, которые не могут себе позволить билет на самолет, те, кто если и способен воевать, то плохо».

Я.Шнайдер интересуется внутренней ситуацией в России, проходят ли забастовки, нет ли дискурса по поводу того, что общество недовольно властью.

А.Мильман сообщает, что с одной стороны, «все привыкли, что в России нет протестов», но с другой – «там нет свободы выражения мысли, нет свободной прессы, там цензура, все боятся, так как людей сажают в тюрьму. Но вот где настоящие протесты – так это на Кавказе, в Дагестане, т. к. «многих призвали из Казахстана и многие из них погибли» (цитата). «По всей России уже десятки поджогов военкоматов, которые забросали коктейлями Молотова. Тем не менее большинство населения молчит. Те, кто проголосовал ногами и убежал из страны – определенно против войны, так как она уже пришла в их дома».

Он упоминает о нескольких европейских «интересных фильмах», которые демонстрируют разницу между Украиной и Россией. На улицах Ростова-на-Дону спрашивали молодых людей, «поддерживают ли они войну» и «должна ли Россия победить», на что они отвечали утвердительно. Однако когда их спросили, готовы ли они идти на фронт, ответ был уклончивым. На Украине на тот же вопрос молодые люди отвечали согласием и давали свои данные, чтобы немедленно отправиться на фронт. По словам А.Мильмана, «в России 90-99% патриотов, но как дело касается их лично, они сразу не могут». На Украине все наоборот – когда человека спрашивают, готов ли он защищать свою Родину, он говорит «Да!» и предоставляет свои паспортные данные. «В этом разница. Русские идут домой, а украинцы – воевать». «В России люди не понимают цели войны, за что они должны воевать», – говорит эксперт INSS.

Он указал на наличие в России «частной армии «Вагнер»». По поводу ее создателя, Пригожина, он отметил следующее: «начал свою карьеру с того, что сидел в тюрьме, бывший богач с судимостью, с которым все ясно. В свое время он был поваром Путина, а потом как-то сблизился с ним и получил от него всевозможные указания делать разные вещи, и с того момента началась особая дружба». При этом подчеркивается, «чтобы было понятно», «ему присвоено звание героя России». Отмечается, что «частная армия Пригожина «Вагнер» воевала в Сирии, в ЦАР, Ливии и, естественно, сейчас действует на Украине. Совсем недавно, по некоторым данным, он рекрутировал 6 тыс. заключенных из российских тюрем, освежив тем самым силы. Его армия даже получила – что против закона и даже против Конституции – самолеты, танки. Это просто невероятно. Но… они достигли определенных успехов на поле боя, так как бойцы обладают военным опытом, что нужно учитывать».

По словам Я.Шнайдера, это в основном свидетельствует о плохом состоянии российской армии, которая для решения задачи вынуждена прибегать к помощи наемников.

Возвращаясь к ситуации на фронте, «где русские сосредоточились на аннексии четырех областей, которые они занимали с начала войны, Я.Шнайдер спросил у А.Мильмана о проведенных там референдумах». По словам эксперта, это «имитация», а не демократия, «люди не могли там проголосовать демократическим путем», т. к. солдаты с представителями избирательных комиссий ходили по домам. Есть много видео, как они объясняли людям как голосовать. В некоторых местах местные жители сидели по домам, но в громкоговорители их призывали выходить, идти голосовать, т. к. «теперь мы вместе с Россией» и прочие подобные призывы. В конце концов, никто не сомневался, что результат будет 98%, как в Сирии, как в Северной Корее, т. е. в тех странах, которые не очень прогрессивные».

«Русские также привезли людей из разных стран – Италии, Германии (представителей немецких экстремистских партий), из Латвии (из числа русской общественности) – для того, чтобы можно было утверждать об  организованном наблюдении за выборами. Их водили общаться с местными жителями, которые за плату говорили какой честный референдум. Даже российские серьезные СМИ писали, что референдум был инсценирован, что безусловно граждане Украины не хотят присоединения к России. Более того, украинские граждане российского происхождения также хотят оставаться в составе Украины. Есть русские солдаты, которые воюют в украинской армии. Глава Харькова даже не знает украинского языка, но такие как он – лояльные граждане Украины. В России по-другому. Протесты против войны как раз проходят в национальных республиках, т. к. от войны сейчас в основном страдают этнические меньшинства, такие как чеченцы, дагестанцы, буряты. Бывший президент Монголии объявил о готовности принять «граждан Бурятии» (цитата), которые выступают против войны. Русские меньше страдают от войны. В качестве примера эксперт приводит Москву и Санкт-Петербург, откуда граждане не мобилизуются, т. к. там уровень жизни намного выше, поэтому если там и проводилась мобилизация, то она была «очень-очень частичной»[i].

[i] מאיראן מים»והכטב המחזות בארבעת העם משאל ,ברוסיה מילואים גיוס :באוקראינה המלחמה / INSS. 29.09.2022. https://www.inss.org.il/he/

52.25MB | MySQL:103 | 0,811sec