О перспективах турецко-шведского военно-технического сотрудничества в новых условиях международной обстановки

Шведская государственная инспекция по стратегической продукции (ISP) выдала разрешение на экспорт вооружений в Турцию. Ранее, в октябре 2019 года разрешение было отозвано в связи с военными операциями ВС Турции против курдских вооруженных формирований. После подачи Швецией заявки на вступление в НАТО, турецкие власти потребовали снять эмбарго[i]. Чисто формально эмбарго никогда не вводилось, однако возобновление экспорта вооружений было одним из ключевых требований администрации Р.Т.Эрдогана, которая до сих пор блокирует вступление Швеции и Финляндии в НАТО. До сих пор шведские власти ссылались на сложный механизм одобрения поставок вооружения, поскольку ISP как независимый орган действует по своему усмотрению. Однако, как заявили в инспекции, во имя обеспечения шведской безопасности решение по Турции было кардинально пересмотрено[ii].

Швеция сняла эмбарго на поставки оружия Турции, в связи с этим, на повестку дня турецкого государства стал выноситься вопрос покупки шведских истребителей поколения 4+ Saab JAS-39 Gripen NG для турецких ВВС. Это также связано с тем, что покупка американских истребителей F-16 Block 70 стала проблематична. Почему Турция хочет F-16 Block 70? В настоящее время большинство новоиспеченных пилотов проходит подготовку на платформе F-16. Это важный фактор при выборе F-16 Block 70, так как такой подход не требует иного типа подготовки. Кроме того, ВВС Турции эксплуатируют самолеты F-16 уже почти 40 лет. Это критический фактор при выборе F-16 Block 70. Также запрос Турции на F-16 Block 70 имеет статус «срочной необходимости», потому что Греция начала получать самолеты Rafale поколения 4+. Учитывая все эти факторы, наиболее оптимальным самолетом для Турции является F-16 Block 70[iii].

Достоверно известно, что основным недостатком стоящих на вооружении ВВС Турции истребителей является устаревший радар AESA. В связи с этим турецкие научно-исследовательские организации проводят непрерывную работу по сбору сведений о подобных разработках за рубежом. В связи с современными требованиями воздушного боя турецкие специалисты определили основные образцы авиатехники зарубежных стран, которые представляют для страны наибольший интерес (таблица 1).

 

Таблица 1 – Сравнение дальностей действия радаров AESA истребителей поколения 4+ (угол наклона радара не берется в расчет)

 

Истребитель Тип радара AESA Дальность действия, км
Rafale RBE2-AA более 200
Typhoon Captor-E около 150
F-16 Block 70 APG-83 100
Gripen RAVEN ES-05 100

 

JAS-39 Gripen[iv] – один из трех одномоторных истребителей поколения 4+, наряду с американским F-16 Block 70 и китайским J-10. Этот истребитель имеет важное преимущество для воздушных боев, так как имеет гораздо меньшую площадь поперечного сечения радара по сравнению с другими самолетами. Gripen вдвое дешевле платформ Typhoon и Rafale. Другими словами, Gripen является самым дешевым на рынке истребителем поколения 4+, совместимым со стандартами НАТО. С другой стороны, почасовая стоимость полета Gripen является самой низкой среди этих самолетов. Турбовентиляторный двигатель GE-F414G обеспечивает питание самолета с помощью сенсорного синтеза. Самолет также оснащен радаром AESA, инфракрасной системой слежения (IRST), передовыми системами РЭБ и связи, а также станциями вооружения, позволяющими нести до 7 ракет класса воздух-воздух METEOR с активной радиолокационной ГСН и дальностью действия за пределами видимости[v]. Здесь очень важны радар AESA, система IRST и ракеты METEOR с двигателем RamJet. Учитывая эти характеристики, можно сказать, что Gripen-E находится в лучшем положении, чем F-16 Block 70 в плане воздушного боя.

Самым большим недостатком Gripen является то, что при его производстве используются некоторые детали американского производства. Известно, что двигатель самолета, компьютер полетных данных и вспомогательная силовая установка изготовлены в США. Будет ли это препятствовать продажам в Турцию – вопрос сугубо технический. Однако двигатель может стать препятствием для экспорта. С точки зрения стоимости, можно сказать, что Gripen имеет преимущество перед Typhoon. Gripen выделяется как привлекательный самолет с точки зрения как удельной стоимости, так и стоимости почасового полета. Еще один момент, который следует подчеркнуть: Gripen NG может противостоять F-16 Block 70, а Typhoon может противостоять как F-16 Block 70, так и платформам Rafale. Поэтому Gripen NG и F-16 Block 70, Rafale и Typhoon представляют разные классы.

Еще одним преимуществом JAS-39 Gripen является то, что плотность производственной линии меньше, чем у Rafale, Typhoon и F-16 Block 70. Это может позволить осуществить поставки раньше. Возможная закупка Gripen одновременно разгрузит ВВС Турции и позволит продержаться до завершения проектов турецких летательных аппаратов MMU (перспективный истребитель национальной разработки) и HÜRJET (учебно-тренировочный самолет), которые являются основным направлением развития авиационной промышленности Турции[vi].

В результате можно сказать, что по своим возможностям истребитель JAS-39 Gripen превосходит F-16 Block 30, 40, 50, 50+ и даже 70. Здесь одним из основных технических факторов, выделяющих Gripen по сравнению с Block 70, является ракета METEOR Beyond-Visibility Airborne Air Missile. Gripen может стать лучшей альтернативой для ВВС Турции. Однако, конечно, важным вопросом здесь является ход двусторонних отношений.

[i] https://haber.sol.org.tr/haber/isvec-turkiyeye-silah-ambargosunu-kaldirdi-350211

[ii] https://www.facebook.com/people/UID-%C4%B0sve%C3%A7/100064362502689/

[iii] https://www.siyasetcafe.com/ali-hikmet-ince-yazdi-babasini-agilayan-padisah-95455h.htm

[iv] Длина Gripen-E составляет 15,2 метра, ширина – 8,6 метра, максимальная взлетная масса – 16,5 тонны, максимальная тяга – 98 кН, скорость – 2+ Маха, предельная высота – 52 000+ футов, радиус действия – 1500 километров, 10 станций полезной нагрузки.

[v] Радар RAVEN ES-05 AESA компании Leonardo обеспечивает зону покрытия самолета в 100 градусов.

[vi] https://politikadam.com/isvec-turkiye-ye-fiili-silah-ambargosunu-kaldirdi/3633/

52.2MB | MySQL:103 | 0,542sec