1 августа находящаяся у власти в Мали военная хунта «потребовала» от президента Франции Эммануэля Макрона, чтобы тот прекратил придерживаться своей «неоколониальной позиции» и прекратил критиковать малийских военных, обвиняя их в возбуждении этнической ненависти. Соответствующее заявление сделал представитель правительства полковник Абдулайе Майга. Таким образом Мали отреагировало на прозвучавшее ранее в Гвинее-Бисау заявление Э.Макрона, в котором тот утверждал, что страны Западной Африки в отношении Мали должны работать над тем, чтобы «малийский народ мог выражаться свой народный суверенитет» и «строить рамки стабильности», позволяющие «эффективно бороться против террористических групп». «Приходится констатировать, что малийская хунта сделала ставку на (ЧВК) «Вагнер», и они на пару особо неэффективны в борьбе против терроризма. Именно это вынудило нас покинуть территорию Мали», — утверждал он.
В Бамако также «в последний раз» осудили «ненавистнические и клеветнические» слова Э.Макрона, утверждавшего, что малийские военные якобы совершали злоупотребления против представителей народности пель в ходе недавних операций. В частности, малийские военные и бойцы ЧВК «Вагнер» обвиняются в бойне в населенном пункте Мура в центральной части страны, где в конце марта были убиты около 300 гражданских лиц. Зато никто не взялся опровергать данные о том, что именно выходцы из народности пель составляют костяк ряда джихадистских группировок, действующих в Сахеле.
Отношения между Парижем и Бамако резко деградировали за последний год. После 9 лет военного присутствия в Мали через операции «Серваль» и «Бархан» малийские власти показали французам на выход через 6 месяцев после прибытия в страну бойцов ЧВК «Вагнер». В свое время именно французские военные в ходе операции «Серваль» не дали джихадистам закрепиться в завоеванной ими северной части Мали.
Малийские власти вполть до последнего отвергали факт присутствия ЧВК «Вагнер» и говорили о неких «инструкторах». Однако этот факт недавно подтвердил глава МИД РФ Сергей Лавров, сообщивший, что ЧВК «Вагнер» действует в Мали «на коммерческой основе».
2 августа Мали предписало «иностранным силам» в 72 часа покинуть их базу в международном аэропорте в Бамако, которая служила логистическим хабом, в частности, для Миссии ООН в Мали. Этот ультиматум последовал через несколько недель после инцидента с ареcтом 49 ивуарийских солдат, связанных с этой базой частной авиакомпании компании Sahel Aviation Services (SAS). О деталях этого инцидента мы рассказывали в предыдущей статье.
5 августа в ООН был опубликован доклад экспертов этой организации, согласно которым малийские военные и «белокожие солдаты» были причастных убийству в начале марта в Мали близ границы с Мавританией 33 гражданских лиц, в том числе 29 мавританцев и 4 малийцев. Понятно, что под «белокожими солдатами» «эксперты» ООН подразумевали бойцов ЧВК «Вагнер». При этом они ссылались на данные неких «свидетелей», хотя понятно, что после подобных расправ таковых стараются не оставлять. После этого инцидента Нуакшот обвинил малийских военных в совершении «преступных актов» против граждан Мавритании. Бамако утверждал, что не указывает на причастность малийских военных к этой трагедии. Две страны начали совместное расследование, о результатах которого в начале августа ничего не было известно.
5 августа правительство Мали распространило коммюнике, согласно которому переходные власти этой страны договорились с вооруженными группами, подписавшими в 2015 году Алжирские мирные соглашения, об интеграции 26 тысяч бывших повстанцев в состав малийской армии. Согласно соглашениям, затем эта армия вернется на север страны в виде смешанных батальонов, в которых на равной основе будут представлены регулярная армия и бойцы из бывших повстанцев и вооруженных проправительственных групп. Дата начала операции, которую предполагалось провести в две фазы, при этом не уточнялась. При этом сообщалось, что вторая фаза придется на 2023 – 2024 гг.
8 августа стало известно о гибели свыше 20 человек, включая 17 малийских военных, при нападении джихадистов на военный лагерь в районе Тессит в зоне «трех границ» между Мали, Буркина-Фасо и Нигером. При отражении атаки были уничтожены 7 боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ). 9 малийских военных были объявлены пропавшими без вести, 22 получили ранения. 10 августа речь шла уже о 42 погибших малийских военных. Число уничтоженных джихадистов также выросло с 7 до 37.
9 августа глава хунты Ассими Гойта принял участие в церемонии получения новой партии оружия из России. Речь шла про 5 самолетов Су-25 и Л-39, а также боевом вертолете. 10 августа канцелярия главы государства сообщила о состоявшемся телефонном разговоре между А.Гойтой и Владимиром Путиным.
12 августа Германия объявила о приостановке «вплоть до нового приказа» своих военных операций в Мали в рамках Миссии ООН в этой стране Minusma, и в частности, разведывательные полеты. Одновременно в Берлине осудили очередной запрет Бамако на использование воздушного пространства Мали в интересах германского контингента. В Берлине планировали выполнить частичную ротацию личного состава. Как заявил представитель бундесвера, новые военные должны были частично «заменить французские силы», которые уходят из Мали. В этой связи, по его словам, «безопасность (на местах) больше не обеспечена» и «остающиеся силы должны заниматься собственной безопасностью» и они больше не смогут обеспечивать их обычные миссии.
13 августа МИД Мали и Minusma сообщили, что ротация контингентов Миссии после приостановки в течение месяца возобновится начиная с 15 августа. При этом будет введен новый механизм выдачи разрешений на ротацию со стороны Бамако в лице МИД.
15 августа последние французские военные из контингента «Бархан» покинули Мали после 9-летнего присутствия в этой стране. Последнее подразделение этого контингента покинуло Мали через границу с Нигером. Процесс вывода французских военных занял в общей сложности 6 месяцев. Как отмечалось в коммюнике канцелярии президента Франции, Париж «остается в Сахеле», а также «в зоне Гвинейского залива и районе озера Чад вместе со всеми партнерами, приверженными стабильности и борьбе против терроризма». Там напомнили, что 17 февраля, констатируя, «что политические и операционные условия теперь отсутствуют для нахождения в Мали», Франция приняла решение реорганизовать контингент «Бархан», выведя его с территории Мали. Предполагается, что численность контингента до конца 2022г. сократится с 5,5 тысяч до 2,5 тысяч человек. Они отныне будут дислоцироваться в Нигере, Чаде и Буркина-Фасо. За 9 лет нахождения в Мали в ходе операций «Серваль» и «Бархан» французы потеряли убитыми 59 своих военных.
15 августа «Группа поддержки ислама и мусульман» (ГПИМ) сообщила, что джихадисты из засады в центральной части Мали убили 4-х бойцов ЧВК «Вагнер». Эта информация позднее была подтверждена местными жителями.
17 августа Мали потребовало срочного созыва Совбеза ООН, чтобы тот обсудил – как назвали в Бамако – «акты агрессии» Франции в форме нарушений суверенитета Мали, «поддержки» джихадистских группировок и шпионаже. Письмо соответствующего содержания было датировано 15 августа. В нем уточнялось, что Мали «оставляет за собой право использования законной обороны», если действия Франции продолжатся. В письме утверждалось, что малийские власти располагают «несколькими докозательствами, что эти вопиющие нарушения воздушного пространства Мали нужны были Франции для сбора разведывательной информации в интересах террористических групп, действующих в Сахеле, для доставки им оружия и боеприпасов». В Париже никак не ответили на эти обвинения.
17 августа, два дня спустя после того, как г.Гао покинули французские военные, правительство Германии сообщило о появлении в этом городе «предположительно российских сил в униформе». В г.Гао близ бывшей французской военной базы дислоцируется германский воинский контингент из состава Minusma. На аэродроме г.Гао был замечен самолет Л-39, вероятно, ранее переданный малийцам.
21 августа глава хунты полковник А.Гойта назначил министра по делам территориальных администраций и децентрализации полковника Абдулайе Майгу на пост исполняющего обязанности премьер-министра взамен госпитализированного несколькими днями ранее Хогюэля Кокаллы Майги. Кроме министерского поста А.Майга занимал пост официального представителя правительства. В этом качестве в последние месяцы он сделал наиболее громкие антифранцузские заявления.
22 – 23 августа в Бамако с рабочим визитом побывал глава МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан, который провел переговоры со своим малийским коллегой Абдулайе Диопом. По итогам переговоров главы МИД двух стран указали на «совпадение точек зрения» своих президентов по вопросам безопасности и суверенитета.
29 августа «Национальное движение освобождения Азавада» (НДОА) высказалось за объединение всех вооруженных групп бывших постанцев, подписавших в 2015 г. мирное соглашение с Бамако. НДОА входит в коалицию «Координация движений Азавада» (КДА). НДОА поручило своему Исполнительному бюро «начать процесс слияния» другими группами бывших повстанцев с целью создания «единой политико-военной структуры». Съезд НДОА проходил в г.Кидаль в присутствии нескольких сотен человек.
В целом понятно, что объединение – в случае его реализации – трех основных составных частей КДА в единой организации позволит северянам с более сильных политических и военных позиций общаться с центральными властями.
2 августа канцелярия президента Нигера сообщила, что президент этой страны Мухаммед Базум принял нового командующего французского контингента «Бархан» генерала Бруно Бараца, который «поблагодарил» главу Нигера за поддержку действий Франции. Согласно коммюнике, генерал отметил, что «мы покидаем Мали, и нам необходимо вывести огромное количество военных материалов, которые накопились за 8 лет операций в этой стране». По его словам, «единственное решение для того, чтобы это сделать – воспользоваться Нигером (для транзита), и мы бы хотели официально поблагодарить президента Республики за его поддержку в этом смещении акцентов». Он напомнил, что французам предстояло вывезти из Мали наземным путем в общей сложности 6 тысяч контейнеров.
22 августа Буркина-Фасо и Нигер – две страны, на которые из Мали распространились действия джихадистов – пригласили Бамако «вернуться к исполнению его обязательств» в рамках регионального сотрудничества в борьбе против джихадистов. Напомним, что в середине мая переходные власти Мали приняли решение о выходе из региональной группы «Г5 Сахель» и ее совместного воинского контингента. В Бамако обосновали этот шаг «потерей автономности» и «инструментализацией» в рамках этой группы, находившейся под большим влиянием Франции, куда также входят Мавритания и Чад. Как заявил министр обороны Нигера Алькассум Индатту, «мы обсудили ситуацию в регионе и мы подумали, что Мали стало сегодня большим отсутствующим в сотрудничестве по вопросам обороны, необходимо работать над возвращением Мали». Состоится ли это возвращение – вопрос пока остается открытым.