Удар, нанесенный по Крымскому мосту, привлек широкое внимание турецкой общественности. На фоне новостей с полей сражений, свидетельствующих о том, что ВС Украины удается местами переходить в контратаку, удар по Крымскому мосту, ответственность за который взяла украинская сторона, получил символическое и психологическое значение для наблюдающей публики.
При этом, изначально, зарубежной публике, включая турецкую, было понятно, что Крымский мост является для России некоей красной линией. Единственно, что оставалось неясно, на какие действия будет готово российское военно-политическое руководство после таких шагов со стороны Украины. У многих, как можно судить из обзоров турецких СМИ, включая ТВ и прессу, началось складываться впечатление о том, что в России, одновременно, наблюдается нехватка политической воли и проблемы с боеспособностью Вооруженных сил. Более того, сложилось впечатление, что, напротив, украинское руководство демонстрирует решительную политическую волю. А ВСУ, за счет своей выучки и мотивации (тема «численного перевеса» — не затрагивается, вообще – И.С.) начинает «разматывать» российскую Армию.
Часть 1 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=90592.
Напомним, что мы остановились на достаточно трезвом взгляде Мехмета Барласа в газете Sabah, который не увидел в Крымском мосту никакой поворотной точки в пользу Украины. За рамками того, что конфликт вступает в фазу очередной, большей эскалации. Возможна «переквалификация» СВО в «контртеррористическую операцию». Вспоминаются турецким автором и оценки тех экспертов, кто продолжает ставить вопрос о будущем украинской государственности.
Как показывают события, начавшиеся с раннего утра 10 октября, обещания российского руководства о том, что оно будет использовать «все средства» для защиты своей территории имеют под собой весьма серьезную основу. На момент написания данной публикации ракетные обстрелы центров принятия решений и объектов критической инфраструктуры Украины начались и продолжаются.
Всеобщее внимание внешней публики, в том числе турецкой, развернулось в сторону российских ударов, которые для начала предстоит правильно квалифицировать: являются ли эти удары ударами «возмездия» или же эти удары открывают новую страницу российско-украинского противостояния? И какова будет реакция Запада на нынешние российские действия?
Имея в виду изложенное, корректируем название цикла наших статей на «Реакция в Турции на удар по Крымскому мосту и ответные действия России» и обращаемся к турецкой реакции на свежие по времени события.
Начнем с информации о телефонном разговоре между министрами иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу и Украины Дмитрием Кулебой. Информация опубликовано в известном турецком издании, газете Daily Sabah. Цитируем:
«Министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу в понедельник поговорил по телефону со своим украинским коллегой Дмитрием Кулебой, обсудив последнюю волну российских ракетных ударов по столице Киеву и другим крупным городам Украины.
Атаки рассматриваются как месть Кремля за взрыв, произошедший в выходные дни и повредивший стратегически важный мост, соединяющий аннексированный Крым с материковой частью России.
«На данном этапе подтверждена гибель пяти и ранения 12 киевлян», — сообщил в своем Telegram-канале советник МВД Антон Геращенко.
По словам Геращенко, среди объектов Киева, пострадавших от ракетного обстрела, была детская площадка. На видео видно, что сотрудники МЧС оказывали помощь пострадавшим и тушили горящие машины.
В понедельник утром в Киеве прогремело несколько взрывов, над центром города поднялись клубы дыма. Свидетели сообщили, что районы продолжали подвергаться взрывам примерно через два часа после того, как раздались первые звуки.
Столица Украины несколько раз подвергалась обстрелу российскими ракетами с начала войны 24 февраля. Но происшедшее в понедельник стало наихудшим инцидентом такого рода и первым ударом по Киеву за несколько месяцев.
Сообщалось также о ракетных обстрелах и в других частях Украины, от Львова на западе до районов на востоке, где происходили более ожесточенные бои. Предупреждения о воздушном налете звучали почти по всей стране, призывая украинцев искать убежище, а мэры городов призывали людей искать бомбоубежища.
На юго-востоке Днепропетровской области губернатор Валентин Резниченко сообщил, что в результате обстрелов вокруг промышленного города Днепр есть несколько погибших и раненых».
Итак, как мы можем видеть, что телефонный разговор с турецким коллегой – это одно из первых «рефлексивных» действий украинской стороны.
Роль турецкой стороны здесь, разумеется, должна заключаться в том, чтобы публично, во всеуслышание, выступить с очередной миротворческой инициативой.
Кроме того, как можно заключить из опыта предыдущих российско-украинских переговоров с участием турецкой стороны, существует связь между турецкой стороной и не только Кремлем, но и с российскими околокремлевкскими элитами, представляющими «партию мира», чье влияние на процесс с российской стороны является до сих пор, как минимум, заметным.
По первым действиям украинской стороны, представляется, что главная надежда украинского руководства заключается в том, что удастся «локализовать» действия России до уровня «ударов возмездия» — в противовес опасности того, что это начало нового этапа и новых практик проведения Россией СВО. Достигнуто это может быть лишь только ослаблением российской политической воли, после достижения «чувства глубокого удовлетворения» за Крымский мост. Некоторую надежду на это официальному Киеву дает то, что действия российского руководства нередко носят спорадический характер: за краткими периодами активных, решительных действий следуют периоды откровенной «вялости и спячки».
За рамками миротворчества, про критическую роль Турции в «удерживании» России от крайних мер, среди которых, в первую очередь, выделяется использование ядерного оружия.
Цитируем в этой связи свежий материал, опубликованный изданием Daily Sabah под заголовком «Роль Турции имеет решающее значение для предотвращения применения Россией ядерного оружия».
Цитируем этот материал:
«Турция может сыграть ключевую дипломатическую роль в предотвращении применения Россией ядерного оружия в войне на Украине, заявил в понедельник председатель комитета эстонского парламента по иностранным делам Марко Михкельсон.
«Турция и президент Реджеп Тайип Эрдоган предприняли важные дипломатические шаги, посадив недавно воюющие стороны за стол переговоров. Что касается ядерного оружия, у Эрдогана также могут быть эффективные слова, чтобы сказать (президенту России Владимиру) Путину», — сказал он агентству Anadolu (АА) о возросшей в последнее время возможности применения ядерного оружия в войне.
Михкельсон, посетивший Турцию в рамках официального визита, сказал, что и Эстония, и Турция являются членами НАТО и имеют схожие взгляды на мир.
Он отметил, что обе страны сталкиваются с проблемами безопасности, возникающими из-за конфликтной обстановки в соседних странах.
«Мы две союзные страны, которые ищут решения схожих проблем», — подчеркнул он.
По поводу заявления Путина о том, что он, не колеблясь, применит все имеющиеся в его распоряжении возможности, ссылаясь при необходимости на ядерное оружие, он сказал: «Если Россия даже применит ядерное тактическое оружие, это будет конец истории применения ядерного оружия».
Заявив, что России следует обратиться по дипломатическим каналам, Михкельсон сказал, что президент Эрдоган может сыграть важную роль в предотвращении такого кризиса.
Отметив, что Турция в последнее время добилась значительных успехов в посредничестве по таким вопросам, как зерновой кризис и обмен пленными, он сказал: «Турция и президент Реджеп Тайип Эрдоган предприняли важные дипломатические шаги, посадив недавно воюющие стороны за стол переговоров. оружия тоже, у Эрдогана могут быть эффективные слова, чтобы сказать Путину».
Отметив, что НАТО является гармоничным союзом и защищает только свою территорию, Михкельсон использовал следующие выражения: «Если целью является Эстония, целью является Турция, если целью является Турция, Эстония также находится под угрозой. Одна из целей Путина — вызвать разделение в альянсе НАТО. Я считаю, что идея ‘все за одного, один за всех» — очень сильна и сохраняется среди союзников по НАТО уже более 70 лет. Россия должна понять, что у НАТО нет планов уничтожить Россию. НАТО — это структура, которая защищает только свою территорию».
Совсем недавно Турция организовала обмен пленными между воюющими странами. Кроме того, турецкое посредничество оказалось жизненно важным для содействия подписанию соглашения между Турцией, Организацией Объединенных Наций, Россией и Украиной в Стамбуле об открытии некоторых украинских портов для выгрузки зерна, которое застряло на несколько месяцев из-за продолжающейся российско-украинской войны. Это сыграло решающую роль в реагировании на растущий глобальный продовольственный кризис.
Турция является одной из самых активных стран, работающих над обеспечением постоянного прекращения огня между Украиной и Россией. Её тонко сбалансированный акт взятия на себя роли посредника, сохраняя открытыми каналы связи с обеими воюющими сторонами, дает проблеск надежды на дипломатические усилия по поиску решения и достижению мира в украинском кризисе.
Благодаря своему уникальному положению, заключающемуся в дружеских отношениях как с Россией, так и с Украиной, Турция заслужила широкую похвалу за свое стремление положить конец войне.
С самого начала конфликта, Анкара предлагала посредничество между двумя сторонами и проведение мирных переговоров, подчеркивая свою поддержку территориальной целостности и суверенитета Украины. Хотя Анкара выступала против международных санкций, направленных на изоляцию Москвы, она также закрыла свои (черноморские – прим.) Проливы, чтобы не допустить прохода через них некоторых российских судов.
В качестве прорыва российская и украинская делегации встретились для мирных переговоров в Стамбуле 29 марта, когда война шла второй месяц, и с обеих сторон накапливались потери. В марте Турция также принимала в Анталье министров иностранных дел России и Украины.
Недавно Эрдоган заявил, что Стамбульская зерновая сделка и обмен заключенными между Россией и Украиной являются дипломатическим успехом Турции, несмотря на все трудности.
Турция, ООН, Россия и Украина подписали в Стамбуле 22 июля соглашение о возобновлении экспорта зерна из трех украинских черноморских портов, который был приостановлен после начала российско-украинской войны в феврале.
В Стамбуле был создан Совместный координационный центр (СКЦ) с официальными лицами трех стран и ООН для наблюдения за поставками.
Эрдоган сообщил, что с тех пор, как первое судно покинуло Украину в рамках сделки 1 августа, более 6 миллионов тонн сельхозпродукции покинули порты.
«Продолжение отгрузок зерна в предстоящий период пойдет на пользу народу Украины, всей Европы и мира», — сказал Эрдоган.
Президент также подчеркнул, что российские удобрения должны поставляться в нуждающиеся страны через Турцию».
Итак, фиксируем главное, что можно заключить из приведенного выше: как мы сказали, на фоне активизации российских действий на Украине будет неизбежно наблюдаться и резкий рост деятельности Турции в плане продвижения в России идеи миротворчества. При этом, если обратиться к выступлению президента РФ В.Путина, которое появилось днем 10 октября, то можно, действительно, заключить то, что речь не идет о постоянной практике российских действий, а скорее к «принуждению Киева» к определенной практике ведения военных действий. По крайней мере, это – то, что может заключить внешняя публика, включая турецкую.
Обратимся к самому тиражному изданию Турции, газете и интернет-сайту Hürriyet. По состоянию на середину дня в «карусели» главной ленты новостей речь шла, в первую очередь, о том, что Турция может стать площадкой для очередного раунда переговоров между Россией и Украиной. В этом смысле, издание цитирует пресс-секретаря президента России Д.Пескова. Смотрим, что турецкая публика заявила из последних заявлений официального представителя Кремля:
««Путин и Эрдоган могут обсудить предложение Турции провести у себя российско-украинскую встречу», — говорится в заявлении Кремля.
В своем заявлении в последнюю минуту Кремль объявил, что президент России Владимир Путин может встретиться с президентом Тайипом Эрдоганом на Саммите по безопасности, который состоится в Астане, столице Казахстана.
Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков ответил, что предложение президента Эрдогана провести украинские переговоры будет рассмотрено.
«Путин и Эрдоган могут обсудить предложение Турции провести у себя российско-украинскую встречу», — говорится в заявлении Пескова.
Кремль отказался комментировать вопросы о нападении на украинскую столицу Киев сегодня утром.
Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков сказал: «Все это в рамках нашей специальной военной операции. Все ответы по этому вопросу должны быть получены от нашего Министерства обороны».
Президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Турция, в которой прошли мирные переговоры между Россией и Украиной в Анталии и Стамбуле, также может провести переговоры между двумя лидерами, и призвал к переговорам как президента России Путина, так и президента Украины Зеленского.
Сегодня утром в Киеве прогремели подряд три мощных взрыва. Украина объявила, что сегодня Россия запустила по территории Украины 75 ракет, 41 из которых была уничтожена в воздухе. МВД Украины сообщило, что в результате обстрела Киева 8 человек погибли и 24 получили ранения.
Выступая впервые после взрывов в Киеве, Путин заявил, что Россия ответит на обстрелы с такой же интенсивностью. Президент Украины Зеленский заявил, что в результате нападения есть убитые и раненые, и сказал: «Они хотят нас уничтожить и стереть с лица земли»».
Итак, обратим внимание на то, что главное издание Турции сфокусировано, в первую очередь, на предстоящей встрече в Казахстане между президентами В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом, по итогам которой можно ожидать очередного раунда миротворчества в виде той или иной инициативы. В этой связи, достаточно вспомнить о том, что за встречами двух лидеров в Тегеране и в Сочи последовало две громких сделки между Россией и Украиной. Одна, из них – это известная «зерновая сделка». Вторая – это не менее известная сделка по обмену российских и украинских военнослужащих. Среди последних были одиозные руководители «Азова», которых, как утверждалось ранее, не будут обменивать ни при каких обстоятельствах.
Таким образом, понятно, что именно в этом направлении следует ход турецкой мысли. Очевидно, что турецкое руководство будет пытаться оседлать очередную войну эскалации для продолжения своей миротворческой роли в конфликте. При этом, рискнем предположить, что эти устремления Турции не противоречат и российскому видению того, как должен развиваться последующий процесс. В том смысле, что уже сейчас надо смотреть возможности выхода из конфликта и наиболее выгодные для российской стороны варианты выхода.