С момента начала Россией 24 февраля 2022 г. специальной военной операции на Украине, в израильских СМИ и экспертно-аналитических центрах анализируют развитие военной кампании, ее разные аспекты и возможные последствия для участников конфликта, Израиля, Ближневосточного региона и всего мира в целом.
В израильских СМИ в первой половине сентября обсуждались успехи украинского контрнаступления «против русских в оккупированной ими Харьковской области», в частности, «взятие украинцами под контроль важного автомобильного и железнодорожного узла, соединяющего российский сектор Изюма с российской границей»[i]. «Масштаб успешно отвоеванных многих территорий на северо-востоке Украины оценивался в более 6000 квадратных километров».
В начале октября в статье под названием «Драма в России: по непроверенным сообщениям из-за неудач на поле боя отстранен командующий Западным военным округом» сообщалось о том, что «бойня в районе [Красного] Лимана на севере Донецкой области привела к сильному давлению на российское руководство и беспрецедентным обвинениям в его адрес». В результате «генерал Александр Журавлев поплатился за украинские успехи на поле сражения»[ii].
По мнению Шая Хар-Цви, старшего научного сотрудника Института политики и стратегии (IPS) Университета Райхмана в Герцлии, «успех Украины стал возможным благодаря сочетанию ряда факторов: обманных действий, направленных на то, чтобы скрыть истинную цель контратаки и застать врасплох российскую армию, которая готовилась к наступлению украинских сил на юге, в районе Херсона, растягивая при этом силы, дислоцированные на востоке [Украины – здесь и далее прим. автора]; отработки украинской армией территории на востоке с использованием качественной разведки и передовых систем вооружения, предоставленных Западом для нанесения существенного ущерба российской армии и созданной ею инфраструктуре; боевого духа и высокой мотивации «воюющих за свой дом» украинских сил, по сравнению с истощением и низким боевым духом российской армии; и, наконец, неспособности российских спецслужб в очередной раз понять и предвидеть оперативную задумку украинской армии».
Эксперт полагает, что «эти события оказали огромное влияние на будущее кампании и логику действий России», поэтому он пытается разобраться в том, как Россия намерена на стратегическом уровне справляться со сложившейся ситуацией, и могут ли последние тенденции осложнить Москве действия, которые она планирует предпринять.
В этом контексте Хар-Цви выделяет два основных столпа, на которых зиждется стратегия России.
Во-первых, «русские демонстрируют решимость и сопротивление западным санкциям, а также масштабной военной помощи Украине. При этом они дают понять, помимо прочего, следующее: Россия готова продолжать кампанию и военное подавление врага в течение длительного времени; продвигать экономическое партнерство с азиатскими державами и другими странами Ближнего Востока и Африки; продолжать продавать газ и нефть в Европу; проводить встречи на высшем уровне. Так, Путин встретился с главами БРИКС, президентами Раиси и Эрдоганом и другими, так как, по его мнению, это подчеркивает способность России формировать противостоящую [Западу] ось».
Во-вторых, Россия пытается «сокрушить решимость и сплоченность Европы в вопросе продолжения кампании ввиду растущей обеспокоенности рецессией и неспособности удовлетворить основные потребности промышленности и населения (что уже проявляется в правилах, введенных некоторыми странами для минимизации потребления газа)». При этом «Россия это делает посредством увеличения давления в сфере продовольствия и энергии. Так, Москва объявила, что перекроет подачу газа по газопроводу «Северный поток» в Германию и другие европейские страны из-за «технических проблем» [Хар-Цви это писал до подрывов на газопроводах]. Точно так же президент Путин недавно намекнул, что может прекратить экспорт пшеницы с Украины, заявив, что большая часть ее поступает не в бедные страны, а в европейские. Россия также использует опасения по поводу ядерной катастрофы и возможной утечки радиоактивных веществ из ядерного реактора в Запорожье (крупнейшего реактора в Европе) для усиления своего давления на Запад», – полагает израильский эксперт.
Хар-Цви не рискует прогнозировать развитие военной кампании на Украине. Он полагает, что «многое зависит от способности украинской армии удержать отвоеванные территории и от успехов российской армии в перегруппировке и сдерживании украинских контратак». Тем не менее, ему представляется, что «в более широкой перспективе украинские успехи имеют стратегические последствия и повысили моральный дух [бандеровцев]. Это может возродить надежду как среди украинцев, так и среди западных стран, что в этой кампании может произойти перелом, который в конечном итоге приведет к выводу российских войск с большей части территорий, которые они оккупировали в последние несколько месяцев. Такое достижение стало бы возможным, в первую очередь, из-за ощутимого снижения боеспособности и боевого духа российских вооруженных сил, в том числе ввиду превосходства западного оружия, поставленного Украине в беспрецедентных масштабах». Израильский эксперт считает, что, таким образом, украинцы «были бы готовы продолжать военную кампанию, получая массированную помощь от Соединенных Штатов в виде поставок оружия, несмотря на ожидаемое обострение энергетических проблем и экономических трудностей в предстоящие зимние месяцы, при этом полностью отвергая любые попытки пойти на компромисс или даже начать переговоры с Москвой о прекращении огня».
Что касается оценки внутриполитической ситуации в России, то, по словам Хар-Цви, «на сегодняшний день Путин наслаждается сплоченностью внутри страны, успешно подавляя любую критику войны, подавляя и уничтожая оппозицию. Но поспешный отход российских войск уже начал вызывать в России осторожную критику. Хотя в настоящее время неодобрение направлено на военных, в том числе на министра обороны Шойгу, это может усилить давление, оказываемое на президента Путина, с тем, чтобы он быстро изменил нынешнее положение дел».
Израильский эксперт допускает, что в таких условиях «Россия окажет еще более жесткое давление на Украину и Запад и прибегнет к использованию еще более силовых и насильственных средств, чем это было ранее». При этом цель Москвы будет заключаться в том, чтобы, прежде всего, «отразить контратаку и не допустить потери новых территорий, чтобы показать, что украинские усилия неэффективны в долгосрочной перспективе. В то же время Россия будет стремиться продемонстрировать Западу цену, которую придется заплатить за продолжающееся наступление, наносящее ущерб гражданскому населению, оказывая большее давление в вопросах энергоносителей и продовольствия». Израильский эксперт пишет о том, что «Россия атаковала электростанции на Украине, что привело к перебоям с электроэнергией и отключениям в различных районах страны». Он ожидает также, что «Россия активизирует свои усилия по получению оружия от таких стран, как Иран и Северная Корея, чтобы облегчить себе задачу продолжения затяжной войны на истощение».
Хар-Цви делает вывод, что «масштаб шагов, которые Россия готова предпринять, напрямую зависит от ее способности сдержать контратаку, а также от уровня доверия президенту Путину». Президент России «понимает, что на его наследие и, возможно, даже на его способность оставаться на своем посту сильно повлияют результаты этой войны. Поэтому, чем больше Путин будет чувствовать себя загнанным в угол, особенно перед лицом весьма вероятного военного поражения, тем скорее он решится на кардинальные меры, которые он сочтет решающими для сохранения своего президентства и достижения успехов на местах», – пишет эксперт IPS.
На основе проведенного анализа эксперт рекомендует израильскому руководству учитывать следующее. Развитие ситуации на местах и упорное отстаивание каждой стороной своей позиции таят в себе потенциал для эскалации и увеличения масштабов конфликта. «Так, президент Зеленский неоднократно заявлял, что Украина продолжит борьбу за освобождение всех оккупированных территорий до тех пор, пока все российские силы не отступят к своим границам. Напротив, российский режим, не колеблясь, предпримет любые действия, необходимые для того, чтобы попытаться обуздать контратаку и, возможно, даже восстановить контроль хотя бы над частью утраченных земель».
Отмечается, что «эта реальность еще больше осложняет дилемму, с которой Израиль столкнулся в последние месяцы. У Израиля и так были сложные отношения с Россией, определяемые тем, что рано или поздно он продемонстрировал бы безоговорочную поддержку Украины, «оказавшись на правильной стороне истории». Это противоречит признанию того, что Москва тоже может нанести огромный ущерб израильским интересам в регионе и еврейскому населению, проживающему в пределах России». По мнению Хар-Цви, «о том, что Россия может это сделать, свидетельствуют ее действия, направленные на прекращение работы Еврейского агентства в стране».
Исходя из этого, эксперт предлагает Израилю «пока продолжать придерживаться осторожной политики, которую он проводит с момента начала войны». Он видит успех этой политики в том, что Россия позволяет Израилю продолжать наносить удары по иранским объектам в Сирии. Особенно это важно для Израиля «в нынешних условиях, когда нарастает напряженность в отношениях с Ираном и «Хизбаллой»». Поэтому «Израиль должен сохранить в своем распоряжении все доступные инструменты, чтобы иметь свободу действий в регионе». Ключевым аспектом для Израиля является «сохранение механизма предотвращения военных недоразумений с Россией и продолжение попыток разрешить споры между двумя странами (например, по поводу Еврейского агентства) за закрытыми дверями»[iii].
[i] מודאגים בקרמלין — קדימה שועט אוקראינה צבא:במלחמה מפנה // Ynet. 09.09.2022. https://www.israelhayom.co.il/news/world-news/europe/article/13050907
[ii] הקרב בשדה הכישלון בשל הודח מערב פיקוד שמפקד מאומתים בלתי דיווחים :ברוסיה דרמה // Ynet. 03.10.2022. https://www.israelhayom.co.il/news/world-news/article/13131011?dicbo=v2-cfe9014acd007482080aa4e74cf792a1
[iii] Towards Escalation in Ukraine / IPS. 14.09.2022. https://www.runi.ac.il/en/research-institutes/government/ips/activities/newsletter/har-zvi22-9-22e/