О росте конкуренции между ОПК РФ и КНР на примере контракта на поставку ПБРК для ВМС Алжира

Как известно, военно-политическое руководство Алжира на протяжении последних лет уделяет значительное внимание модернизации национальных ВС, что особенно актуально в свете постоянного повышения боеспособности ВС Марокко, поскольку межгосударственные отношения двух стран Северной Африки остаются достаточно напряженными.

Примечательно, что в секторе вооружений и военной техники подразделений Сухопутных войск  оба государства приобретают продукцию ОПК КНР, однако  официальный Рабат сохраняет ориентировку на сотрудничество с европейскими оружейниками, тогда как официальный Алжир старается распределять портфель оборонных контрактов между ОПК КНР и РФ.

Представляется возможным утверждать, что китайские оружейники по мере развития национальной промышленности будут навязывать ОПК РФ все большую конкуренцию по разным направлениям.

Согласно данных, поступающих от китайских и алжирских источников, в середине мая 2022 г. подразделения береговых ракетно-артиллерийских войск ВМС Алжира получили первую батарею подвижного берегового ракетного комплекса (ПБРК) YJ-12E (экспортная модификация ПКР YJ-12, стоящей на вооружении ВМС НОАК), который укомплектован сверхзвуковыми противокорабельными ракетами.

Данный комплекс является результатом кооперации 601-ого и 611 научно-исследовательских отделов Китайской авиационной промышленной корпорации, НИИ ВМС Академии военных наук КНР, и 3-его НИИ Китайской аэрокосмической научно-промышленной корпорации (КАНПК). Заводы, входящие в состав 3-его НИИ КАНПК обеспечивают производство основных компонентов и окончательную сборку ПКР.

Достоверно известно, что сверхзвуковая ПКР YJ-12 конструктивно является копией советской 3М80 «Москит» имеет длину 6,3 м, диаметр корпуса 0,5 м. Стартовая масса составляет 2490 кг. Масса БЧ осколочно-фугасного типа составляет 250 кг. Максимальная скорость составляет 3,5 МАХ. Дальность пуска при использовании высотной траектории составляет 290 км, тогда как при выполнении полета на малой высоте ракета может преодолеть 150 км.

Активная радиолокационная ГСН китайской ПКР способна самостоятельно обнаружить цель типа «корвет» на дальности 50 км.

Подрыв боевой части обеспечивает лазерный дистанционный взрыватель. Небольшая масса БЧ компенсирована ее конструкцией, которая позволяет проникать внутрь корабля, а последующий взрыв инициирует значительно большие повреждения.

Данная ракета может выполнять полеты в трех режимах. Первый режим предусматривает полет на высоте 14000 м. с последующим пикированием на цель со скоростью до 6 МАХ.  При таком режиме дальность пуска может достигать 400 км.

Второй режим подразумевает выполнение полета на большой высоте на первом участке с последующим снижением до 12-15 м. для ухода от радиолокационного обнаружения. При такой схеме полета дальность пуска может составлять 250 км.

Третий режим полета предусматривает следование к цели на минимально возможной высоте – 10 м., однако это приводит к тому, что дальность пуска не превышает 200 км.

На протяжении 2/3 полета ракета сохраняет скорость 1,5 МАХа, однако на удалении 50 км. от цели управляющий компьютер подключает четыре ускорителя, которые придают ПКР скорость до 4 МАХА. На последнем участке полета ракета приближается к цели на высоте от 3 до 5 м.

Известно, что еще летом 2021 г. Командование ВМС Алжира планировало заключить с ОПК РФ контракт на приобретение дивизиона ПБРК 3К55 «Бастион», однако переговоры с российской стороной посеяли сомнение в алжирских военных, в части касающейся производственных возможностей российских оборонных предприятий.

Новые ПКР необходимы официальному Алжиру для соблюдения паритета с ВМС Марокко, которые получают новые надводные боевые корабли европейского производства, оснащение ЗУР «Aster».

Очевидно, что благодаря установленным контактам в Командовании ВМС Алжира аппарат резидента разведки КНР в Алжире содействовал скорейшей организации и проведению переговоров между алжирскими военными и руководством КАНПК, которое пошло на главное условие алжирской стороны – оплата будет осуществляться в виде поставок нефти, которые замаскированы в рамках большого межгосударственного соглашения на поставку в КНР 95 млн баррелей нефти.  Следует отметить, что оборонные корпорации КНР неоднократно заключали контракты с ВС иностранных государств с учетом оплаты поставок продукции сырьем – углеводородным топливом.

Следует отметить, что поставку первой батареи ПБРК YJ-12E китайская сторона выполнила через 8 месяцев, т.е. подписание контракта состоялось в сентябре 2021 г., а ракеты были доставлены в середине мая 2022 г.

Достоверно известно, что в качестве доводов представители КАНПК в рамках переговоров с ВМС Алжира привели следующее:

– сверхзвуковые ПКР китайского производства обладают значительно большей скоростью в сравнении с российскими П-800 «Оникс», которые развивают не более 2,3 МАХ;

– система автоматического пилотирования китайских боеприпасов имеет в своем составе аппаратуру шифрованной многоканальной спутниковой связи, обеспечивающей устойчивое наведение даже в условиях применения НК противника средств РЭБ, тогда как российские П-800 лишены высокоточной навигации вследствие ограниченных возможностей группировки КА системы «ГЛОНАСС»;

– система многоканальной спутниковой связи обеспечивает группе ракет возможность самостоятельно распределить цели и выбрать оптимальную траекторию для каждой;

– одна мобильная пусковая установка ПБРК YJ-12E обеспечивает пуск трех ракет, тогда как российская только двух, т.е. возможности батареи/дивизиона ПБРК при использовании 3К55 будут скромнее на 30%;

– благодаря большей скорости и наличию аэродинамических рулей ПКР YJ-12Е обладает большей маневренностью в сравнении с П-800, кроме того российская ракета имеет меньшую дальность как при пуске по высотной траектории – 200 км., так и при запуске по низковысотной траектории – не более 120 км.

В качестве дополнительного довода китайская сторона указала на возможность использования 3-х корветов проекта С-28А (пр-во КНР), которые были ранее поставлены ВМС Алжира, в качестве кораблей, способных обеспечить наведение ракет от ПБРК YJ-12E.

Подводя итог вышесказанному, представляется необходимым отметить, что даже при стабильном и эффективном применении ПБРК 3К55 в ходе СВО ВС РФ на Украине данный комплекс уступает продукции ОПК КНР практически по всем параметрам, что и стало решающим доводом для официального Алжира сделать выбор в ползу новинки китайского производства, хотя российские оборонные предприятия стабильно выполняют контракты с ВС североафриканского государства и тем самым вызывают нервозность у китайских оружейников.

В дополнение к вышесказанному отметим, что ВС Алжира, равно как и другие покупатели продукции ОПК РФ пристально наблюдают за применением ВС РФ ракетного вооружения, поскольку благодаря боевым пускам  в условиях функционирования реальной системы ПВО можно оценить возможности, как крылатых, так и противокорабельных ракет, которые применялись российскими военными для ударов по военным объектам на территории Украины.

52.99MB | MySQL:103 | 0,593sec