О сотрудничестве между Россией и Ираном в газовой отрасли

Согласно сообщению иранского информационного агентства Shana от 19 июля 2022 года, компании «Газпром» и The National Iranian Oil Company (далее – NIOC) подписали меморандум о взаимопонимании (далее – Меморандум)[i]. Информация была опубликована  в день, когда состоялись переговоры президентов России Владимира Путина и Ирана Эбрахима Раиси. По некоторым данным, подписание документа состоялось еще в июне 2022 года.

Согласно сообщению российской газеты «Ведомости» от 20 июля 2022 года, «Газпром» не ответил на запрос издания относительно подробностей Меморандума и возможных совместных проектах[ii]. Текст документа также отсутствует в открытом доступе. В связи с этим часть информации, приведенной в настоящей статье, основана на данных средств массовой информации (далее – СМИ), комментариев чиновников, аналитических исследованиях, а некоторые выводы носят характер предположений.

Согласно утверждению Shana, Меморандум предполагает инвестирование со стороны российской компании в нефтяную и газовую индустрии Ирана в объеме до 40 млрд долл. США[iii]. Сообщение было процитировано рядом ведущих мировых СМИ, в том числе российскими. Позднее, 24 июля 2022 года, информационное агентство The Islamic Republic News Agency подтвердило факт подписания Меморандума со ссылкой на генерального директора Petroleum Engineering and Development Company (PEDEC) Абузара Шарифи[iv]. По мнению чиновника, документ откроет новую главу в отношениях двух стран, его реализация может проложить путь к позитивным изменениям в нефтегазовой отрасли Ирана.

В октябре российские СМИ подтвердили факт заключения соглашения со ссылкой на министра нефти ИРИ. Упомянуто, что объемы инвестиций достигнут 44 млрд долл. США[v], целью которых является разработка месторождений, а также строительство газопроводов.

Британский аналитический центр OilPrice, ссылаясь на собственные неназванные источники, а также на данные СМИ сообщил, что в рамках Меморандума планируется[vi]:

— оказание различной помощи со стороны «Газпрома» в адрес NIOC в разработке морских газовых месторождений Киш и Северный Парс (оба расположены в водах Персидского залива) на общую сумму 10 млрд долл. США с целью достижения объемов добычи на них более 10 миллионов кубометров газа в сутки;

—  оказание помощи со стороны «Газпрома» в реализации проекта стоимостью 15 млрд долларов США по увеличению давления (комплекс технических мероприятий для целей увеличения показателей добычи сырья) на сверхгигантском газовом месторождении «Южный Парс» (расположено в Персидском заливе на морской границе между Ираном и Катаром);

— участие «Газпрома» в завершении различных проектов по производству сжиженного природного газа (далее — СПГ) и строительстве экспортных газопроводов;

— со ссылкой на неназванного «высокопоставленного источника, который тесно сотрудничает с министерством нефти Ирана», OilPrice утверждает, что документ предполагает использование Россией различных возможностей (вероятно, имеется виду дипломатические и экономические рычаги воздействия – авт.), чтобы побудить другие газовые державы Ближнего Востока присоединиться к новому картелю, называемым «Газовая ОПЕК»[vii]. По мнению авторов упомянутого исследования, подписание Меморандума свидетельствует о формировании неофициального «газового картеля» между Россией и Ираном, а также о намерении руководства двух стран осуществлять контроль значительной части рынка энергоносителей.

Издание Al-Monitor (США), в свою очередь, выразило сомнение в том, что двустороннее сотрудничество не способно привести к столь ощутимым результатам, так как технологические и промышленные возможности российской стороны на текущий момент ограничены[viii].

По данным издания Atalayar (Испания) документ также предполагает возможность импорта иранскими компаниями российского сырья в объеме до 20 млрд куб. м в год[ix].

Если допустить, что информация о намерениях российской компании вложить 40 млрд долл. США в развитие инфраструктуры Ирана соответствует действительности, следует выделить следующее.

Объем инвестиций является высоким и может позволить внести существенный вклад в укрепление потенциала энергетической промышленности Исламской Республики. Для сравнения, стоимость проекта, реализуемого катарскими компаниями и направленного на расширение технических и инфраструктурных возможностей по добыче природного газа на месторождении «Северное» с 77 млн тонн в год до 110 млн тонн в год, оценивается представителями экспертного сообщества в 28,75 млрд долл. США[x].

В настоящее время запасы традиционного (не сланцевого) природного газа, содержащихся в принадлежащих Ирану недрах оцениваются как вторые в мире исходя из объемных показателей, уступая только Российской Федерации. По данным Организации стран-экспортеров нефти (далее – ОПЕК) они достигают 34 077 млрд куб. м. Объемы добычи, в свою очередь, велики: по данным ОПЕК — 253,7 млрд куб. м в год (данные по итогам 2020 года), из них более 70% обеспечивается за счет эксплуатации месторождения «Южный Парс».

Большая часть (более 90%) извлеченного из иранских недр сырья идет на удовлетворение внутреннего спроса, который достиг по итогам 2020 года 232 млрд куб. м (данные ОПЕК). Показатели экспорта при этом относительно скромные (около 12 млрд куб. м в год). В иранской общественности широко распространено мнение, что ресурсный потенциал республики позволяет обеспечить более значимые объемы добычи и последующих поставок природного газа в адрес зарубежных импортеров и таким образом существенно увеличить суммы поступлений в виде выручки от продажи от энергоносителей.

В качестве ключевого препятствия для роста показателей производства и переработки представителями как иранского, так и зарубежного экспертного сообщества указываются особенности расположения месторождений (наиболее крупные находятся в Персидском заливе), недостаточный уровень промышленного и технологического потенциала иранских предприятий для добычи в таких условиях и создания мощностей по сжижению природного газа, сложность в привлечении иностранных подрядчиков и зарубежных источников финансирования в связи с введенными в отношении Исламской Республики санкциями и недостаточно комфортным инвестиционным климатом в стране. Иранские власти прилагают усилия, направленные на привлечение внешних инвестиций в проекты по добыче «голубого топлива» и создание мощностей по производству сжиженного природного газа (далее – СПГ). Потребность в привлечении различных инвестиций в развитие газового сектора неоднократно подчеркивалась министром нефти и  иными чиновниками. Однако компании, обладающие необходимым технологическими и промышленными возможностями для их реализации (по ряду оценок, обеспечить рост добычи на морских месторождениях в Персидском заливе могут только американские, японские, корейские и некоторые европейские предприятия, тогда как потенциал российских и китайских инвесторов недостаточен) в настоящее время не участвуют в реализации подобных проектов. В частности, в 2016 году компания Total рассматривала возможность своего участия в модернизации инфраструктуры на месторождении «Южный Парс», но позднее отказалась от этого по причине ужесточения санкций в 2019 году со стороны США в отношении Ирана.

Существует вероятность сокращения показателей производства. Так, отдельные СМИ со ссылкой на данные министерства энергетики Исламской республики сообщают, что в условиях отсутствия модернизации инфраструктуры имеются серьезные предпосылки для того, чтобы объемы добычи на месторождении «Южный Парс» начнут снижаться на 10 млрд куб. м ежегодно. Издание Bloomberg со ссылкой на иранские источники приводит следующие слова министра нефти республики Джавада Оуджи: «В ближайшие годы мы должны инвестировать 80 миллиардов долларов (в развитие газовой промышленности – авт.). В отсутствие адекватных инвестиций мы будем вынуждены импортировать»[xi].

При этом зависимость экономики страны от природного газа высокая: по разным данным, от 65 до 70% общего спроса на энергию со стороны внутренних потребителей удовлетворяются за счет «голубого топлива». Стагнация и снижение показателей производства природного газа может создать серьезные предпосылки для обострения проблемы дефицита энергии в стране, что будет иметь негативные последствия для экономического развития и, возможно, политической обстановки в Иране. Не исключено, что угроза возникновения кризиса в энергетической отрасли может стать одним из основных рычагов политического давления на Тегеран давления со стороны США.

Таким образом, дополнительные инвестиции в модернизацию и развитие месторождений природного газа с точки зрения интересов Ирана обусловлены не только исходя из целесообразности роста добычи «голубого топлива» и расширения экспортного потенциала, но и необходимостью не допустить сокращения текущих объемов производства этого сырья для стабильного удовлетворения внутреннего спроса.

В связи с вышесказанным мы можем предположить, что возможные инвестиции со стороны «Газпрома» в сумме 40 млрд долл. США, а также возможные поставки природного газа из России в адрес иранских импортеров в объеме до 20 мдрд куб. м в год по своему масштабу могут существенно укрепить энергетический потенциал Исламской Республики. Реализация подобных проектов будут способствовать углублению экономического сотрудничества России и Ирана. Не исключено также создание предпосылок для экономического партнерства, роста зависимости Тегерана от Москвы и расширения взаимодействия в военно-политических аспектах между двумя странами.

Вместе с тем, исходя из характера проблем, стоящих сегодня перед энергетическими отраслями иранской промышленности, технологических возможностей российских предприятий и интересов Российской Федерации как экспортера природного газа, на наш взгляд, более логичным представляется то, что основной направленностью описанных в настоящей статье инвестиций, если таковые состоятся, будет скорее минимизация угрозы энергетического кризиса в Исламской Республике, связанного с обеспечением внутреннего потребления энергоносителей, а не расширение экспортных возможностей Ирана или создание некоего «газового картеля».

[i] https://en.shana.ir/news/459590/NIOC-Gazprom-strike-40b-MoU

[ii] https://www.vedomosti.ru/business/articles/2022/07/20/932124-gazprom-iranskaya-nioc-dogovorilis

[iii] Там же

[iv] https://en.irna.ir/news/84831292/Iran-Russia-40b-oil-contract-is-a-win-win-deal-Official

[v] https://newizv.ru/article/general/10-10-2022/rossiya-vlozhit-v-gazoprovod-v-irane-44-mlrd-otkuda-dengi-na-proekt

[vi] https://oilprice.com/Energy/Natural-Gas/Russias-New-Gas-Deals-With-Iran-Are-A-Threat-To-The-West.html

[vii] https://oilprice.com/Geopolitics/International/Iran-And-Russia-Move-To-Create-A-Global-Natural-Gas-Cartel.html

[viii] https://www.al-monitor.com/pro/memos/russian-gazproms-deal-iran-could-prompt-further-cooperation

[ix] https://atalayar.com/en/content/iran-and-russia-plan-create-opec-gas-exports

[x] https://www.offshore-technology.com/projects/north-field-expansion-project/

[xi] https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-04-20/iran-says-its-natural-gas-sector-needs-80-billion-of-investment?leadSource=uverify%20wall

52.24MB | MySQL:103 | 0,511sec