Европейские эксперты о факторах, влияющих на политическую стабильность Алжира

Премьер-министр Франции Элизабет Борн и более десятка министров посетили   Алжир в октябре с. г. с целью стимулировать связи с крупнейшим экспортером газа. Всего через шесть недель после визита президента Франции Эммануэля Макрона в Алжир две страны подписали 11 соглашений об укреплении сотрудничества в различных секторах. На фоне серьезного энергетического кризиса, вызванного событиями на Украине, которые привели к сокращению поставок в Европу и росту цен на энергоносители, Франция предпринимает значительные шаги для восстановления своих напряженных отношений с Алжиром — и это не единственная страна ЕС, ухаживающая за этим североафриканским государством. Несколько европейских правительств ищут альтернативы, а президент Европейского совета Шарль Мишель недавно назвал Алжир «надежным» поставщиком газа. На южной стороне Средиземного моря рост цен на нефть и газ — при этом цены на газ сейчас в 10 раз выше, чем десять лет назад, — побудил алжирские власти отказаться от политики жесткой экономии, отменив повышение налогов и сокращение субсидий, которые были реализованы, чтобы помочь справиться с предпандемическим финансовым кризисом в стране. Но не все так безоблачно. Как полагают эксперты Института исследований безопасности Европейского союза (EUISS), украинский кризис и сопутствующие дополнительные доходы от продажи газа выиграют время для лиц, принимающих решения в Алжире, но это не позволит им предотвратить экономическую катастрофу. Нынешняя ситуация вынуждает алжирское руководство продолжать избегать проведения подлинных изменений и реформ, используя газовые доходы для поддержания сетей патронажа и обеспечения социального мира, когда вспыхивают беспорядки. В Алжире существует на сегодня пять основных столпов, которые поддерживали алжирский режим с момента обретения страной независимости в 1962 году. Без этих пяти столпов режим не смог бы пережить кризисы, с которыми он столкнулся в 1988, 1992, 2001, 2011 и 2019 годах; скорее, он бы давно рухнул. Армия, истинный источник власти Алжира, является первой опорой. Вторая — это кооптация оппозиции; третья — фрагментация гражданского общества; четвертая — распределение нефтяной и газовой ренты, коррупция и покровительство; и пятая — репрессии. Доходы от добычи нефти долгое время были предпочтительным методом режима для приобретения социального мира и политической лояльности граждан. Режим использует углеводородные деньги, чтобы исказить политический процесс, поддерживая сторонников режима во время выборов и позволяя им улучшить экономические возможности для клиентов и союзников режима. Коррупция режима имеет политическое измерение, поскольку часть незаконной прибыли распределяется через местные сети покровительства.  Лидеры страны продолжат удерживать власть в своих руках путем тщательно выверенного использования экономических ресурсов страны, чтобы привязать прибрежную элиту алжирского общества к государству. Распределение части нефтегазовой ренты элитам стало результатом выборочной либерализации экономики. На протяжении десятилетий эти элиты доминировали в частном предпринимательстве, и они периодически создают или финансируют дружественные бизнесу политические партии, чтобы усилить свое влияние в парламенте. При надлежащей компенсации эти элиты функционируют как эффективный посредник между режимом и массами, особенно в формате предоставления перспективы трудоустройства. С этой целью режим превратил определенные секторы экономики, такие как оборона и углеводороды, в источники политического покровительства для элит, которые затем распределяют блага и рабочие места среди населения. Но по мере роста недовольства среди алжирцев из рабочего класса режим перенаправил свои экономические ресурсы для передачи   прямой выгоды этой страте населения. Это произошло на самых ранних этапах «арабской весны» 2011 года, которая началась в соседнем Тунисе и угрожала поглотить Алжир и остальной регион. Режим в Алжире извлек выгоду из высоких цен на нефть в начале 2000-х годов: тогда Алжир занял 13-е место в мире по объему валютных резервов в 2013 году с 194 млрд долларов. Эта удобная финансовая подушка позволила режиму использовать экономические ресурсы, чтобы привести потенциально недовольные части общества к самоуспокоенности и купить социальный мир. Правительство инвестировало астрономические суммы в заработную плату в государственном секторе, инфраструктуру, социальное жилье и развитие рабочих мест. Для сокращения безработицы среди молодежи в возрасте от 15 до 34 лет, которая составляет более трети населения, правительство учредило Национальное агентство по поддержке занятости молодежи. В период с 2011 по 2019 год оно предоставило средства на сумму не менее 20 млрд долларов, большая часть которых была распределена в виде банковских кредитов, что позволило безработным начать собственный бизнес и достичь определенной степени экономической безопасности. Стратегия была успешной, несмотря на массовые протесты в 2019 году, в результате которых был свергнут президент Абдельазиз Бутефлика. Режим и его сторонники — политические лидеры, высокопоставленные военные и бизнесмены – смогли сдержать оппозицию, препятствовали массовой мобилизации и обеспечивали подчинение и даже лояльность большинства населения. Режимы Туниса, Египта и Ливии были свергнуты последовательно. Но Алжир выстоял, и десять лет спустя он все еще стоит. Сегодня режим продолжает следовать тому же методу распределения ренты, чтобы утихомирить общественное недовольство. В феврале этого года, когда разразилась война на Украине, открывшая перспективу дополнительных доходов от продажи газа, власти объявили о новой стипендии по безработице для впервые ищущих работу, которая охватила 1,% милл. человек. И снова ключевые лица, принимающие решения — армия, Фронт национального освобождения, Демократическое национальное объединение и коммерческие  элиты побережья страны — умело справились с сохранением преемственности режима. Благодаря разумным и своевременным политическим маневрам и экономическим популистским интервенциям они смогли избежать на нынешнем этапе системной реструктуризации. Увеличение доходов от экспорта нефти и газа приведет к значительному сокращению потребности во внешнем финансировании и краткосрочной стабилизации внутренних финансовых потребностей. Тем временем восстановление экономики в неэнергетических секторах застопорилось, а инфляционное давление усилилось. Экономические перспективы предполагают умеренное восстановление в течение следующих нескольких лет. Однако продолжающееся замедление экономического развития за пределами энергетического сектора, несомненно, приведет к росту и без того высокой безработицы и снижению доходов. По мере ухудшения социально-экономической ситуации значимость социальных проблем будет только возрастать. У правительства больше нет финансовых ресурсов, необходимых для реструктуризации экономики Алжира, диверсификации ее производственных секторов и повышения ее конкурентоспособности. На самом деле, несмотря на продолжающиеся дискуссии о диверсификации экономики, чтобы уменьшить зависимость от углеводородов, обуздать коррупцию и улучшить бизнес-среду, правительство почти ничего не сделало, чтобы добиться реальных перемен. В этой связи,  власти Алжира, вероятно, столкнутся с дополнительными общественными волнениями уже в среднесрочной перспективе.

52.22MB | MySQL:103 | 0,827sec