Следствие западносахарского и украинского конфликтов: Алжир закупает турецкие БПЛА

Одним из следствий украинского и западносахарского конфликтов стала покупка Алжиром образцов турецкой беспилотной ударной авиации. Так, в октябре 2022 г. турецкие источники сообщили о том, что «Алжир близок к заключению сделки с Турцией по покупке беспилотников Anka».

Как ни странно, это они связывают с атакой купленного у Анкары же марокканского ударного дрона Bayraktar TB2 в ноябре 2021 года недалеко от города Бир-Лахлу в Западной Сахаре на алжирскую автоколонну. Тогда там погибли трое алжирцев, которые предположительно везли оружие и боеприпасы для проалжирских западно-сахарских формирований, воюющих против Марокко.

Это вызвало ярость у представителей алжирского руководства, обвинившего в произошедшем не только Марокко, но и Турцию. Хотя конкретных доказательств не было, алжирские официальные лица предполагали, что Рабат, с ноября 2020 года сражающийся против боевиков сепаратистского Фронта ПОЛИСАРИО, использовало для этого беспилотники турецкого производства Bayraktar TB2.

Напомним, что Алжир разорвал дипломатические отношения с Рабатом в 2021 году, сославшись на «враждебные действия» последнего. При этом сам он поддерживает Фронт ПОЛИСАРИО в его борьбе за независимость Западной Сахары, возобновивший конфликт с Марокко после решения руководства АНДР нарушить действовавшее между сторонами в течение 30 лет перемирие.

Наряду с этим алжирские власти обвинили Марокко во «взломе» и «прослушке» телефонов алжирских чиновников с помощью израильского шпионского программного обеспечения Pegasus и выражении поддержки берберскому (прежде всего кабильскому) сепаратистскому движению в АНДР.

Заметим, что Турция имеет давние дружественные отношения с обоими странами и в этом конфликте ведет себя двусмысленно. С одной стороны, она никогда не признавала независимость Западной Сахары, которую продвигает Алжир, но, тем не менее, поддерживала намерения ООН по урегулированию этого вопроса в направлении ее «деколонизации», чего он добивается.

Марокко получило первый из 13 вооруженных беспилотников, купленных за 70 млн долларов у частной турецкой компании Baykar в сентябре 2021 года. Вскоре последовали их удары по объектам Фронта ПОЛИСАРИО, причинившие ему серьезные потери, в том числе среди представителей его руководства. При этом сами его члены утверждали, что ранее против них также использовались беспилотники китайского и израильского производства.

В ответ на алжирские претензии турецкие дипломаты заняли сбалансированный подход, предложив свое посредничество в приобретении данной продукции и АНДР. В ходе многомесячных переговоров Алжир проинспектировал все имеющиеся в наличии турецкие боевые беспилотники. Сопроводительную поддержку при этом оказывал посол Турции Махинур Оздемир, имеющий прямую связь с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом для решения экстренных вопросов. Он и подготовил сделку более высокого уровня. Реально этот вопрос решался на уровне глав двух государств – президентов АНДР и Турции Абдельмаджида Теббуна и Реджепа Тайипа Эрдогана.

В конечном счете в июле 2022 г. алжирцы остановили свой выбор на Bayraktar TB2S, боевых беспилотниках с проверенным опытом работы на Украине, в Сирии, Ливии и Нагорном Карабахе. Тогда турецкие источники и сообщили впервые о намерении АНДР приобрести их. Подробности намечавшейся сделки не сообщались.

Однако в начале октября турецкие же источники сообщили, что «вместо этого Алжир приобрел 10 единиц беспилотников Anka-S государственной компании Turkish Aerospace Inc (TAI), заявив, что Алжир официально одобрит сделку в ближайшие недели. Это является очень плохой новостью для производителя Bayraktar TB2S, ведущего войну за контракты с TAI.

Заметим, что TAI предлагает беспилотные летательные аппараты средней высоты, способные летать без посадки 30 часов. Благодаря спутниковой связи Anka-S может охватывать гораздо большую площадь, чем другие турецкие варианты дронов, что делает его особенно полезным в Северной Африке с ее огромными пустынными пространствами.

Пока не ясно, какой будет реакция Марокко, у которого сейчас напряженные отношения с Анкарой, поскольку он рассматривает правящую Партию справедливости и развития Турции (ПСР) как исламистскую силу, пытающуюся развить свою активность во вред монархической власти Марокко, и которая имела в парламенте последнего очень солидное присутствие в 2011 – 2021 годы.

При этом марокканские власти жестко критиковали Анкару через свои газеты-рупоры, когда у Турции были разногласия с Саудовской Аравией, являющейся важным донором денежных ресурсов для Рабата.

Однако по другим, уточненным данным, Алжир закупит ударные беспилотники MALE Aksungur той же компании. Это более современная версия, увеличенная в размерах и обладающая лучшими характеристиками, чем ее аналог Anka-S.

Заметим, что Bayraktar TB2S — тактический беспилотник, а Aksungur — стратегический всепогодный БПЛА дальнего радиуса действия 6500 км на высоте более 12000 метров с длиной 11,6 метра, высотой 3 метра размахом крыла 24 метра, массу 1800 кг и несущим, по разным данным, от 150 до 750 килограмм полезной нагрузки при возможности развивать крейсерскую скорость 250 км/ч. В случае его ударного оснащения он способен находиться без посадки в воздухе 12 часов или 40 – 48 часов в режиме разведчика без боевой нагрузки.

Он имеет шесть точек наведения (двойные для ракет MAM) для использования управляемых бомб Haber-1 и 2 или их эквивалентов HGK-2 и 82 с лазерным и/или телевизионным наведением, противотанковые ракеты MAM-L и MAM-C или противолодочную ракету DSH от Roketsan.

Причем такая сделка предвещает более массовую закупку турецких беспилотников с внедрением специальных ракет и ракет от Roketsan и Tubitak Sage, широко испытанных в последние годы на многих театрах военных действий.

Таким образом, Алжир станет первым покупателем Aksungur после того, как соответствующую продукцию Turkish Aerospace Industries Anka-S+ ранее купил Тунис. И, таким образом, через эти страны данная компания прорвалась в Северную Африку.

Заметим, что ранее алжирские вооруженные силы закупали беспилотники у Китая (CH-3a и CH-4B Rainbow) и из Объединенных Арабских Эмиратов (Adcom Yabhon Flash 20 и United 40, переименованные в El-Djazair-54 и 55).

Таким образом, с приобретением Aksungur у Алжира появится техника, способная конкурировать с китайским Wing Loong II, приобретенным Марокко. Причем у последнего имеются и израильские беспилотники – Heron, WanderB и ThunderB. Также королевство планирует приобрести четыре модели Hermes 900. При этом наблюдатели указывают, что такие БПЛА являются реакцией на соответствующую израильскую продукцию IAI Eitan, причем оба этих образца очень похожи, в том числе по размеру.

Дополнительно Марокко ведет переговоры о приобретении американских MQ-1A Predator и MQ-9B SeaGuardian.

Согласно турецким «утечкам», алжирские ВВС заказали 6 единиц на сумму 55 млн евро, тогда как раньше шел вопрос о гораздо большем их количестве. Соответственно, нельзя исключать, что АНДР купит «понемногу» таких образцов у разных компаний, протестирует их у себя, чтобы впоследствии приобрести еще больше наиболее понравившихся моделей.

Однако неясно, приобретет ли их Алжир в боевом варианте или в чисто разведывательном? Заметим, что до этого в самой Турции Aksungur находился на вооружении только турецкого ВМФ и использовался для наблюдения за морем, в частности, для полетов вдоль греческих островов, на которые претендует Анкара. Но при этом у Алжира нет военно-морской доктрины использования таких БПЛА.

Во всяком случае, этот беспилотный самолет дальнего радиуса действия позволит алжирским военным проводить антитеррористические миссии на юге страны, особенно в приграничье Мали. Ведь после ухода оттуда французских военных эта страна снова стала гнездом джихадистского терроризма, что ставит под угрозу стабильность Алжира.

Что касается этой сделки, то алжирские и турецкие источники сходятся в том, что она заключается под влиянием западносахарского и украинского конфликтов. Причем АНДР это не афишировала, видимо, не желая раньше времени раздражать своих союзников в лице России и Китая.

В любом случае, это способно дополнительно подстегнуть гонку вооружений между Алжиром и Марокко.

Причем возможный пересмотр сделки по Bayraktar TB2 опять-таки связан с анализом итогов первого этапа спецоперации РФ на Украине, когда выявилось, что в условиях плотной ПВО его успехи становятся очень блеклыми.

Но в любом случае, это не очень хорошая новость для основного поставщика вооружений Алжиру – России. Пользуясь этим, Турция и другие страны будут далее пытаться более активно вытеснить ее оттуда.

52.24MB | MySQL:103 | 0,547sec