О заседании Крымской платформы в Загребе и об участии Турции. Часть 2

25 октября с. г. в хорватском Загребе состоялось первое межпарламентское заседания так называемой «Крымской платформы».

Продолжаем анализировать мероприятие. Часть 1 нашей публикации доступна по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=90996.

Завершаем цитирование результатов мероприятия:

«Участники осуждают:

  • серьезные и систематические нарушения и злоупотребления прав человека на Крымском полуострове, особенно незаконное или произвольное задержание жителей Крыма, в том числе крымских татар, нарушения семейного единства, принудительный призыв украинцев и крымских татар в российскую армию, а также угрозы свободе речи, самовыражения и религии,
  • незаконную попытка Российской Федерации и ее ставленников фальсифицировать демократические инструменты и механизмы, такие как недавние так называемые «референдумы» в регионах Украины, с целью фальсификации оснований для нелегитимных требований Российской Федерации относительно аннексии территорий, временно оккупированных ими, как и в случае с Крымом,
  • милитаризацию Крыма Российской Федерацией, которая продолжается до сих пор и подрывает безопасность и стабильность в более широком Черноморском регионе, нарушает свободу судоходства в Азовском и Черном морях, нанося огромный ущерб не только экономике и сельскому хозяйству Украины, но и также глобальным поставкам продовольствия,
  • попытки незаконного вывоза награбленного украинского зерна из временно оккупированных районов Донбасса в третьи страны,
  • препятствия для реализации прав и свобод судоходства в соответствии с международным правом, в том числе препятствия для свободного прохода судов через Керченский пролив в Азовское море и в более широкое Черноморье и обратно, что имеет негативные экономические последствия для украинских портов и международных торговых потоков,
  • долгосрочное изменение демографической структуры во временно оккупированном Крыму путем переселения российских граждан и изгнания с полуострова проукраинских активистов.

Страны-участницы Саммита продолжат дипломатическую, политическую, гуманитарную и финансовую поддержку восстановления территориальной ценности Украины. Они договорились реализовывать на парламентском уровне решения Учредительного саммита Международной Крымской платформы путем консолидации совместных усилий, в том числе путем:

  • полной реализации и укрепления политики непризнания незаконной аннексии Крыма и сотрудничества на международных форумах,
  • постоянного усиления эффективности уже существующих ограничительных мер в отношении России и готовности рассмотреть их дальнейшее расширение с соблюдением соответствующих процедур и юрисдикции каждого Участника, если развитие событий в Украине потребует таких действий,
  • содействия региональной безопасности и защита свободы судоходства,
  • преодоления негативного влияния временной оккупации Крыма на экономику, культурные и образовательные права украинцев и коренных народов, в том числе коренных крымских татар, и на окружающую среду».

Наконец, по итогам мероприятия был принята итоговая резолюция. Обратимся к её тексту (выделение текста жирным шрифтом по тексту – авторские; перевод – неофициальный, выполненный с английского языка – И.С.):

«Декларация участников Первого парламентского саммита

После создания Международной крымской платформы на ее Учредительном саммите, состоявшемся в Киеве 23 августа 2021 года, а также проведения ее второго Саммита 23 августа 2022 года, представители национальных парламентов и парламентских ассамблей международных организаций, участвующих в Международной Крымская платформа (далее по тексту: Участники) собрались в Загребе, Хорватия, 25 октября 2022 года для проведения Первого парламентского саммита Международной Крымской платформы, совместно организованного Республикой Хорватией и Украиной.

Подтверждая приверженность Участников суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Украины в пределах ее международно признанных границ,

Подтверждая непризнание и постоянное осуждение Участниками временной оккупации и незаконной аннексии Автономной Республики Крым и города Севастополь, а также любых других оккупированных территорий Украины, таких как районы Луганской, Донецкой, Запорожской и Херсонской областей, что представляет собой прямой вызов международной безопасности с серьезными последствиями для международного правопорядка,

Ссылаясь на положения Совместной декларации Международной Крымской платформы, принятой в Киеве 23 августа 2021 г., и Совместного заявления участников Международной Крымской платформы второго Саммита, состоявшегося 23 августа 2022 г.,

Принимая во внимание резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/68/262 «Территориальная целостность Украины» и последующие резолюции «Ситуация с правами человека в Автономной Республике Крым и г. Севастополе, Украина», и по «Проблеме милитаризации Автономной Республики Крым и города Севастополя, Украина, а также частей Черного и Азовского морей»,

Ссылаясь на резолюции Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/ES-11/1 «Агрессия против Украины», принятую 2 марта 2022 г., A/RES/ES-11/2 «Гуманитарные последствия агрессии против Украины», принятую 24 марта 2022 г. март 2022 г., и A/RES/ES-11/4 «Территориальная целостность Украины: защита принципов Устава ООН», принятую 12 октября 2022 г.,

Понимая, что из-за давнего игнорирования Российской Федерацией норм международного права путь к прекращению произвольных задержаний, освобождению из тюрем политических активистов, недопущению преступлений против человечности и грубых злоупотреблений в отношении украинского населения, в том числе, в частности, крымских татар, ведет через деоккупацию Крыма и других частей территории Украины,

Требуя от Российской Федерации отменить свое решение о признании Меджлиса крымскотатарского народа экстремистской организацией и обратиться с призывом восстановить его права и разрешить его лидерам вернуться в Крым,

Признавая важную роль журналистов, активистов, правозащитников и неправительственных организаций (НПО) в документировании и раскрытии нарушений и злоупотреблений прав человека и уклонений от санкций,

Признавая центральное место в учреждении Первого парламентского саммита Международной Крымской платформы Межпартийного объединения, созданного в Верховной Раде Украины в декабре 2020 года, целью которого является содействие активному сотрудничеству по вопросам Международной Крымской платформы в рамках парламентских собраний международных организаций, в том числе с Участниками,

Приветствуя усилия отдельных стран и международных организаций по созданию групп поддержки Крымской платформы в их соответствующих парламентских органах,

Делая вывод, что создание Групп поддержки Крымской платформы в парламентах Участников может быть предметом обсуждения в профильных парламентских комитетах с участием членов групп дружбы с Украиной,

Настоящим Участники соглашаются с тем, что стратегической целью Первого парламентского саммита Международной Крымской платформы является установление и реализация эффективного парламентского измерения сотрудничества между Участниками для содействия повышению глобальной и внутренней осведомленности о ситуации на Крымском полуострове под временной российской оккупацией».

Осуждающая часть декларации практически полностью повторяет изложенное выше в результирующей части Саммита. Тем не менее, приведем эту часть документа в полном объеме для сохранения целостного восприятия документа:

«Участники осуждают:

  • продолжающиеся серьезные и систематические нарушения прав человека на Крымском полуострове, в частности, произвольные задержания жителей Крыма, в том числе крымских татар, нарушение семейного единства, насильственная вербовка украинцев и крымских татар в российскую армию, угрозы свободе выражения и свободе вероисповедания,
  • прискорбную попытку Российской Федерации и ее марионеток фальсифицировать демократические инструменты и механизмы, такие как недавние так называемые референдумы в регионах Украины, с целью фальсификации оснований для незаконных претензий Российской Федерации на аннексию временно оккупированных ею территорий, во многом как в случае с Крымом,
  • продолжающуюся милитаризацию Крымского полуострова Российской Федерацией, которая подрывает безопасность и стабильность в более широком Черноморском регионе, нарушает свободу судоходства в Азовском и Черном морях, нанося непосильный ущерб не только экономике и аграрному сектору Украине, но и глобальным поставкам продовольствия,
  • сообщения о попытках незаконного вывоза похищенного украинского зерна из временно оккупированных районов Донбасса в третьи страны,
  • препятствия осуществлению прав и свобод судоходства в соответствии с международным правом, в том числе воспрепятствование свободному проходу судов через Керченский пролив в Азовское море и более широкий регион Черного моря и обратно, что имеет негативные экономические последствия для портов Украины и международных торговых потоков,
  • продолжающееся изменение демографической структуры во временно оккупированном Крыму за счет переселения российских граждан и изгнания с полуострова проукраинских активистов».

И, наконец, резюмирующая часть документа:

«Участники заявляют о своем намерении:

  • продолжать политическую, дипломатическую, финансовую, гуманитарную и другую поддержку Украины в соответствии с соответствующими процедурами и законодательством каждого Участника для восстановления территориальной целостности Украины в пределах ее международно признанных границ, усиливая при этом давление на Россию с целью прекращения ее временной оккупации Крыма,
  • реализовать на парламентском уровне решения Учредительного саммита Международной Крымской платформы путем консолидации совместных усилий, в том числе, путем:

 

  • полной реализации и укрепления политики непризнания незаконной аннексии Крыма и сотрудничества на международных форумах;
  • постоянного усиления эффективности существующих ограничительных мер в отношении России и готовности рассмотреть вопрос об их дальнейшем расширении согласно соответствующим процедурам и законодательству каждого Участника, если события в Украине потребуют таких действий;
  • содействия региональной безопасности и защита свободы судоходства;
  • соблюдение прав человека и международного гуманитарного права;
  • преодоление негативного влияния временной оккупации Крыма на экономику, культурные и образовательные права украинцев и коренных крымских татар, а также на окружающую среду.
  • рассмотреть эффективные и слаженные действия в экономической и экологической сферах, направленные на смягчение последствий временной оккупации Крыма,
  • рассмотреть возможность создания постоянного межпарламентского комитета Международной крымской платформы, который мог бы предоставлять экспертные знания национальным и международным партнерам, информировать как на национальном уровне, так и на международных площадках о реальной ситуации во временно оккупированном Крыму,
  • разработать действенный механизм формулирования, по возможности, совместных позиций для представления на межпарламентских ассамблеях и выработки общих документов по вопросам безопасности, прав человека, культурного наследия, экологических угроз и т.д., вызванных временной оккупацией Крыма,
  • призвать Российскую Федерацию немедленно прекратить предпринимаемые усилия по изменению демографической структуры временно оккупированного Крыма путем переселения российских граждан,
  • выступать на национальном уровне за адекватную политическую, дипломатическую, гуманитарную, финансовую и иную поддержку Украины, ставшей жертвой российской агрессии,
  • работать с международными парламентскими ассамблеями, такими как Европейский парламент, Парламентская ассамблея Совета Европы, Парламентская ассамблея ОБСЕ, Парламентская ассамблея НАТО, Парламентская ассамблея Черноморского экономического сотрудничества и Арабский парламент, для принятия резолюций в поддержку парламентского Саммита Международной крымской платформы как инструмента консолидации межпарламентских усилий, направленных на деоккупацию Крыма и города Севастополя и восстановление территориальной целостности Украины».

Прежде чем переходить к выводам относительно принятых документов, перейдем к тому, что на предмет состоявшегося мероприятия и участия в нем представителя Турции пишет турецкая пресса. В частности, известное турецкое издание Daily Sabah написала следующее:

«Турция никогда не признает аннексию Крыма Россией, заявил во вторник спикер парламента страны.

«Турция не признавала и не признает аннексию Крыма. Она будет продолжать поддерживать Украину и крымских татар как на двусторонней, так и на многосторонней основе», — сказал Мустафа Шентоп в хорватской столице Загребе, имея в виду тюркскую группу, которая подвергается притеснениям после незаконной аннексии Россией Крымского полуострова в 2014 году. Многие обозреватели называют аннексию прелюдией к нынешней войне России с Украиной.

В своем выступлении на Первом парламентском саммите Крымской платформы Шентоп подчеркнул, что Крым является родиной крымскотатарских турок. Он сказал, что Турция продолжит поддерживать Украину и крымских татар как на двусторонней, так и на многосторонней платформах.

«Помимо своего стратегического, исторического и экономического измерения, этот вопрос важен для нас и в этом отношении. Потому что, как и все другие люди, крымские татары заслуживают того, чтобы жить свободно и безопасно на своей родине», — сказал он.

Крымская платформа — это консультативно-координационный формат, инициированный президентом Украины Владимиром Зеленским для скорейшей деоккупации Крыма и усиления давления на Россию.

«Я считаю, что включение парламентской части Крымской платформы в работу на этом саммите укрепит посыл, который мы хотим донести по крымской проблеме, и укрепит наши усилия. Я благодарю Хорватию за то, что она приняла его», — сказал Шентоп.

Шентоп добавил, что, как и Крым, Турция также не признает аннексию Россией в прошлом месяце Донецка, Луганска, Запорожья и Херсона, что вызвало широкое международное осуждение.

Захватив его в 2014 году, Москва превратила Крымский полуостров, на котором проживает около 350 000 татар, в крупную российскую военную базу, разместив системы вооружения и 150 000 солдат.

Турция, Европейский Союз и США, а также Генеральная Ассамблея ООН считают аннексию незаконной.

С тех пор этнические татары Крыма столкнулись с «систематической кампанией притеснения и запугивания», по словам МИД Турции, включая запрет их представительного органа Меджлиса, обыски домов и массовые задержания, подавление права на собрания и протесты, а также на свободу слова.

Также на встрече Зеленский сказал: «Нам нужны три вещи: военная поддержка, санкции против России и территориальная целостность. Помогите нам с этим. Крым нужно вернуть к нормальной жизни», — сказал Зеленский.

Он добавил, что все началось с аннексии Крыма Россией в 2014 году.

«Россияне выступают против свободы вероисповедания и проводят религиозные и этнические чистки. Если вы меньшинство, вы виноваты. Люди девять лет пытаются так жить. Развевающийся украинский флаг в Крыму равносилен возвращению к нормальной жизни», — сказал Зеленский.

Спикер Палаты представителей США Нэнси Пелоси заявила, что Россия нарушает права человека на территории Украины в Крыму.

«Это атака на демократию. Нападение на Украину идет уже восемь месяцев без всякой причины. Это кампания страха. Солдаты убивают людей на дорогах», — заявила Пелоси на форуме.

Балканская страна Хорватия принимает у себя первый парламентский саммит Крымской платформы, поскольку Украина находится в состоянии войны.

Помимо Турции, в саммите приняли участие более 45 стран, включая Австрию, Бельгию, Германию, Ирландию, Норвегию, Черногорию, Польшу, Словению, Румынию, Швецию и Швейцарию, а также официальные лица НАТО и Европейского Союза».

Итак, подводим черту под изложенным выше:

  1. Сложно отрицать, что «Крымская платформа» превратилась в представительный орган коллективного Запада.
  2. «Крымская платформа» постепенно обрастает административной структурой и заметной вехой на этом пути является создание межпарламентской группы «Крымской платформы», которая может продвигать в своих национальных парламентах различные законодательные инициативы.
  3. Возвращение Крыма в состав России, которое именуется оккупацией оценивается в качестве прелюдии к СВО и рассматривается в едином пакете.
  4. Пока речь идет о «повышении осведомленности», но в совместной декларации указывается на готовность наращивать другие меры давления на Россию.

Турция занимает достаточно активную и четкую позицию по вопросу Крыма и референдумов в 4-х областях, вне зависимости от своих особых отношений с Россией и политики балансирования между Россией и Украиной. Отметим уникальность созданной Турцией внешнеполитической ситуации, при которой она достаточно свободно высказывается по острым для России вопросам, что практически не сказывается на российско-турецких проектах и областях сотрудничества. Следует отметить, что Турция и дальше продолжит принимать самое активное участие в «Крымской платформе» и строить особые отношения с так называемым Меджлисом крымскотатарского народа, без оглядки на позицию Москвы, используя созданный ею уникальный формат диалога «проблемы – отдельно, сотрудничество – отдельно».

52.4MB | MySQL:106 | 0,654sec