Отношение внешних игроков к текущей политической ситуации в Афганистане. Часть 2

Экстремистские организации, выступающие против радикального исламистского движения «Талибан» (запрещено в РФ) и других правительств региона, уже вербуют боевиков на территории Афганистана, изображая талибов марионетками иностранцев. Антитеррористическая политика США в виде нанесения авиаударов только бы усилила эти убеждения, вызвав подозрения в сговоре талибов с Западом. Регулярные авиаудары могут иметь и другие негативные и труднопрогнозируемые последствия. Сами талибы стараются не провоцировать враждебность иностранных джихадистов, которых они принимают на своей территории, но в то же время отговаривают их от планирования терактов за границей, которые могли бы вызвать гнев иностранных правительств в адрес «Талибана». Пакистан уже разжег воинствующие настроения среди талибов, нанеся авиаудары по целям «Техрик-е-Талибан Пакистан» (ТТП, запрещена в РФ), что вызвало ощутимую напряженность в отношениях между двумя странами. Хотя обеим сторонам удалось разрядить ситуацию, представители талибов отныне нацелены на удвоение поддержки антипакистанских группировок как средства получения рычагов воздействия для предотвращения дальнейших нарушений суверенитета Афганистана. Талибы обратились к региональным и западным странам с просьбой обмениваться «актуальной разведывательной информацией», а не действовать в одностороннем порядке, хотя готовность талибов принимать адекватные меры противодействия терроризму остается весьма неопределенной, а готовность иностранных правительств делиться информацией также сомнительна. Региональным и западным правительствам могла бы принести пользу политика прагматичного взаимодействия с талибами по узкому кругу вопросов в сфере безопасности, а также сотрудничество в решении некоторых практических проблем ради обеспечения стабильности способами, которые приносят пользу афганскому населению, а также стимулировать стремление талибов к более четкому выполнению обязательств по обеспечению безопасности. Несмотря на то, что это трудно представить сразу после ликвидации главаря «Аль-Каиды» (запрещена в РФ) Аймана аз-Завахири, некоторые возможности для сотрудничества с талибами по вопросам безопасности остаются – даже у западных стран, которые глубоко не доверяют движению. Другие государства могут извлечь выгоду из такого рода ограниченного участия, например, иметь возможность более внимательно следить за меняющимся региональным политическим ландшафтом. Это взаимодействие могло бы также укрепить доверие, необходимое для более глубокого сотрудничества, хотя такой положительный результат на данный момент остается отдаленной перспективой. То, что высокопоставленные представители «Талибана» продолжают настаивать на том, что их правительство связано Дохийским соглашением 2020 года, может способствовать прагматичному взаимодействию со странами Запада. США и талибы не раз обвиняли друг друга в нарушении этого соглашения, которое в итоге проложило путь к выводу американских войск из Афганистана. Попытки талибов ввести американскую сторону в заблуждение в отношении связей с «Аль-Каидой» и непонятной ситуации с «ИГ-Хорасан» (запрещена в РФ) вызывают серьезные вопросы относительно того, готовы ли они выполнить свою часть сделки. Тем не менее, в соглашении теоретически должны быть четче определены обязанности талибов по предотвращению терроризма и обязательства США не наносить удары по афганской территории. Пересматривать текст было бы ошибкой, так как это открыло бы «ящик Пандоры», но разговоры о том, как реализовать сделку, были бы своевременны. Заключивший сделку спецпосланник США заявил, что в документе имеются секретные приложения, содержащие контрольные показатели оценки деятельности талибов; такая оценка может привести к большей ясности с обеих сторон. Некоторые западные чиновники надеются, что взаимодействие с талибами все еще возможно после смерти аз-Завахири. По их мнению, оно может усиливаться за счет практических шагов, направленных на то, чтобы сделать Афганистан более безопасным местом для его граждан и предотвратить распространение террористической угрозы на соседние районы. Сюда могут входить совместные усилия по контролю за распространением оружия в Афганистане и сокращение трансграничной торговли оружием. Войска бывшей республики оставили в стране значительное количество военной техники, большая часть которой была предоставлена Вашингтоном, и эта техника будет чрезвычайно опасна в руках различных экстремистских группировок, хотя о крупномасштабной торговле оружием пока не сообщалось. Предотвращение контрабанды такого оружия является ключевым приоритетом для «Талибана» и граничащих с Афганистаном государств. Иностранные субъекты также могут поддержать укрепление пограничного контроля талибов и оказать помощь в выявлении, хранении и уничтожении излишков оружия. На гуманитарном фронте постоянную обеспокоенность вызывают обширные заминированные территории, неразорвавшиеся боеприпасы и самодельные взрывные устройства. Талибы предпринимают шаги по сбору и утилизации старых взрывчатых веществ, но имеет место множество несчастных случаев. Мирные жители, в том числе множество детей, продолжают терять свои жизни в поисках металлолома. Региональные и западные игроки могут оказать помощь контролируемым талибами силам безопасности в избавлении от опасной техники. Еще одним вариантом ограниченного сотрудничества может быть обмен разведданными с соседними государствами, которые могут предоставить информацию о притоке антиталибских повстанцев в обмен на информацию из Афганистана о транснациональных угрозах; действительно, некоторые региональные деятели годами выстраивали такие отношения с талибами. Обмен разведданными с западными правительствами является более отдаленной перспективой, учитывая низкий уровень доверия, особенно после эпизода с аз-Завахири, но, по крайней мере, такой сценарий теоретически возможен в будущем, в зависимости от того, как со временем будут развиваться отношения с талибами и обретут ли западные державы достаточную уверенность в том, что талибы будут использовать предоставленную информацию законным и ответственным образом.

52.22MB | MySQL:103 | 0,534sec