Израиль: выборы в Кнессет 25-го созыва. Часть 42

Опросы общественного мнения как способ агитации

Последние три месяца практически ежедневно проводились опросы общественно мнения в основном лишь с одной целью, понять за кого собирается голосовать избиратель. Вернее даже не понять,  а обрисовать картину, как бы объясняющую отношение народа к партиях и их лидерам. Практически единично были опросы задающие вопрос, а что именно хочет этот избиратель от своих представителей в Кнессете.

При этом в основном опросы задавали риторические вопросы, на тему, а какая именно коалиция предпочтительней, а какие партий в нее должны войти, а кто из претендентов, лучше будет справляться с ролью премьер-министра. При этом все опрашиваемые гадали на «кофейной гуще», ведь не видя и чаще всего не понимая экономическую и политическую программу партий, они основывали свои решения лишь на личном отношении к лидерам партий.

Всех интересовал вопрос, а кто лучше Нетаньяху, Лапид или Ганц подходит на роль лидера, как будто в стране шли прямые выборы премьер-министра. И можно было предположить, что любые цифра расставляющие по рангу приоритетов опрашиваемых, как-то влияли на мнения того же Ганца или Лапида прекратить борьбу за лидерство? Абсолютно не влияли.

К примеру один из последних по времени опросов на тему  о наиболее подходящего претендента на пост премьер-министра показал , что при опросе респондентов между лидером оппозиции Биньямином Нетаньяху и премьер-министром Яиром Лапидом — Нетаньяху победил   с 49%, Лапид  набрал 36%, а 15% респондентов предпочли другого кандидата или не знали. С другой стороны, когда респондентов спросили  о выборе между министром обороны Бени Ганцем и Нетаньяху, лидер оппозиции получил идентичные цифры в 49%, а Ганц получил 34%.

Тогда выходит, что за блок двух сменных премьер-министров выступает почти 70% опрощенных? Но как это повлияет на позицию Лапида и Ганцца после выборов? Никак, так как будет совершенно новая ситуация, с конкретными мандатами у каждой партии и вот тогда, только эти партии (без учета мнения народа) будут решать, а кто же станет премьер-министром.

При этом всех почему-то интересует вопрос, что по мнению народа, должен сделать Нетаньяху, если он проиграет выборы? Согласно опросу, проведенному президентом геокартографической группы профессором Ави Дагани, большинство населения, 51%, считают, что Нетаньяху придется уйти с поста лидера Ликуда, если на этот раз ему не удастся получить 61 мандат для блока. Это по сравнению с 34%, которые считают, что он должен остаться. И что, кто-то думает, что Нетаньяху, так и сделает?  Если бы у нас политики делали хоть часть того, о чем думает и хочет народ, мы бы жили в совершенно другой стране.

За пять дней до выборов газета  «Исраэль гайом»  опубликовала опрос подготовленный  совместно с исследовательски-консультационный институтом Maagar Mochot. При этом, возможно впервые опубликованы технические данные и методика проведения опроса, проведенного под руководством профессора Ицхака Каца.

Кроме распределения мандатов, опрос наконец то позволил определиться и с настроениями в обществе. Согласно полученным данным населения имеет низкое доверие к судебной системе: так 44% опрошенных ответили, что степень доверия очень низкая, 30% — средняя и только 26% — высокая. При этом большая часть выступает против отмены злоупотребления доверием и предоставления большинства политиков в комитет по назначению судей в рамках правовой платформы религиозной сионистской партии. Кроме того, 65% заинтересованы в использовании общественного транспорта в шаббат. Выходит что «народ» не поддерживает большую часть программы озвученную партией «Религиозный сионизм». Но тот кто их поддерживает ставят партию на третье место в рейтинге с 14 мандатами.

За пять дней до выборов Израильский институт демократии опубликовал результаты своего исследования, которые могут многих неприятно удивить – хотя подобные данные публикуют не впервые. Как выяснилось, 39% израильтян не верят, что обнародованные результаты выборов будут в точности отражать тот результат, который сложится в урнах для голосования. Это тревожная цифра, одна из самых больших с тех пор, как в 2019 году начали впервые проводить это исследование.

Причем среди арабов не доверяют опубликованным результатам выборов гораздо больше людей (51,5%), чем среди евреев (36%). В общей массе евреев среди сторонников левого лагеря не доверяют результатам 32% избирателей, среди сторонников правого лагеря – 38%, среди центристов – 34%.

Одновременно исследователи Института демократии поинтересовались отношением израильтян к газовому соглашению с Ливаном. Половина опрошенных считают, что на позицию политиков повлияли политические (предвыборные) соглашения, треть – что во главу угла были поставлены профессиональные резоны, а 17% ответили, что не знают. Среди евреев убеждены, что газовое соглашение подписано под диктовку предвыборных соображений из числа сторонников правого лагеря, 65%, левого – 28%, среди центристов в этом убеждены 37,4%. И как это мнение отразилось на рейтингах партий? Никак. То есть , то что народ думает о решениях правительства по международным делам,  никак не отражается на его мнения о лидерах партии, принявших эти решения или протестовавших против них.

При этом как выяснилось, основное мнение о рейтинге ультроортодоксальных партий формируется не ортодоксальными избирателями. Как выяснилось в ультраортодоксальной общине в основном не отвечают на предвыборные опросы по телефону из-за страха перед Налоговым управлением или «Битуах леуми» (Службы социального страхования). Такое заявление в интервью радиостанции «Галей-Исраэль» сделал 26 октября раввин Ицхак Гольдкнопф, глава партии «Еврейство Торы». Таким образом, он прокомментировал данные о низком уровне явки избирателей-ультраортодоксов, полученные в ходе последних по времени опросов.

«В ультраортодоксальной общине есть такой обычай – не отвечать на опросы по телефону, — пояснил раввин Гольдкнопф. Не хотят разговаривать. Мы не знаем, как проводящие опрос попадают к нам, а может быть это из Налогового управления или «Битуах леуми» (хотя не совсем понятно, как ответы опрашиваемого могут повлиять на их отношения с этими службами? – авт.). Поэтому каждый ортодокс реагирует одинаково на такой звонок: не спрашивайте, не разговаривайте, оставьте меня в покое». Так сколько на самом деле мандатов у партий ШАС и «Еврейство Торы» мы узнаем только после закрытия избирательных участков. И если их цифры будут резко отличаться от «взятых с потолка» во время опросов, у нас будет совершенно другая коалиция.

И еще тревожные данные: 62% опрошенных убеждены, что в ближайшее время в палестинской территории вспыхнет восстание, если не будет найдено согласованное с обеими сторонами решение палестино-израильского конфликта. В 2017 году такое предполагали 40% опрошенных. Среди левых сейчас в это верят 71% опрошенных, среди правых – 64,5%, среди центристов – 60%. Кстати теракты последний дней, как это уже было не раз в израильской истории, могут резко изменить общественное мнение особенно в день выборов. При этом большинству будет не важно, что скажет по этому поводу Бени Ганц и как жестко будет реагировать правительство на все акты агрессии, избиратель резко качнется в сторону оппозиции, обвинив правительство в слабости.

В итоге можно сделать вывод, что все проводимые опросы общественно мнения, являются лишь составной часть избирательной кампании, позволяющие создавать в информационном пространстве определённый настрой или панику, заставляющих одних избирателей проявлять активность, а других пассивность. При этом подавляющая часть опросов проводиться по заданию различных структур, так или иначе импонирующих или поддерживающих определённых партийных лидеров, поэтому для них на важно, что и как говорит, главное, как они это интерпретируют в поддержку своих интересов.

При том как оказалось деление на избирателей на правых и левых, говорит об их взглядах, но совсем не говорит об их поддержке  партий этого направления . Аналитический выпуск Служба новостей радиостанции «КАН Решет-бет» задался вопросом, почему в Израиле, где более половины населения считают себя правыми, правый лагерь раз за разом не может одержать победу на выборах?

Исследование, проведенное по заказу редакции, подтвердило, что 55% израильтян относят себя к правым, 28% — к центристам и только 11% — к левым (остальные 6% не смогли или не захотели определить политическую принадлежность). Если в таких условиях правые не могут победить на выборах, то это может означать, что деления на лагеря носит весьма условных характер.

Политические обозреватели Яара Шапира и Дуди Хасид считают, что доминантой в данном случае выступает иное деление — на сторонников и противников Нетаньяху. При этом, как следует из результатов исследования, представители движения «анти-Биби» теперь есть не только на левом фланге и в центре, но и в самом правом лагере. По данным радиостанции, общая доля тех, кто считает себя приверженцем лозунга «только не Биби» составляет 14% от числа правых избирателей. Из них 22% намерены голосовать за «Еш атид», 16% — за «Лагерь государственников», 14% — за НДИ, а около трети пока не определилось с выбором.

Для этой группы, как отмечают авторы исследования, характерен высокий социально-экономический статус, здесь гораздо больше граждан с высшим образованием (65% против 34% у избирателей Нетаньяху). В этой группе преобладают светские ашкеназы, подавляющее их большинство (76%) хотят, чтобы их дети служили в ЦАХАЛе, а 85% считают себя «неотъемлемой частью израильского общества». Помимо этого эти люди зарабатывают значительно больше, чем в среднем по стране.

Из этого делается вывод, что внутри правого лагеря есть своя социальная иерархия: те, кто успешнее или хотят этого, оказываются вне рядов «бибистов», по взглядам и убеждениям приближаясь к «классическим» избирателям Лапида-Ганца.  Хотя большинство из этих людей никак не сопоставляют себя с такой тенденции, на деле им становится узким традиционный правый блок под руководством Нетаньяху, где усиливается влияние ультраортодоксов и радикалов.

Сегодня 47% из тех, кто считает себя правым, но не голосует за блок Нетаньяху, признались, что этот блок их не представляет. Самые главные причины: коррупционные скандалы, в которых замешан лидер Ликуда; провокационные заявления депутатов от Ликуда. Идеологическая составляющая занимает в этом ряду далеко не определяющее место.

По мнению экспертов, которые комментировали итоги исследования, расслоение правого лагеря носит не идеологический, а социальных характер. Говоря проще (это уже вывод радиостанции), этим избирателям стыдно голосовать за Ликуд. И эти высказывания уже явно относятся к вопросам агитации, а не анализа опроса.

Из результатов всех последних по времени опросов следует, что судьба выборов 1 ноября зависит от ответа на вопрос, какие партии пройдут электоральный барьер. Провал одной партии блока противников Нетаньяху гарантирует  Ликуду и его партнерам коалицию в 61 мандат. Именно поэтому премьер-министр Яир Лапид и лидер оппозиции Биньямин Нетаньяху уделяют в последние дни особое внимание попытке обеспечить максимальную явку избирателей.

Лапид обратился к арабским избирателям. «Речь идет о вашей жизни», – заявил он в интервью СМИ на арабском языке. Нетаньяху, со своей стороны, обратился к ультраортодоксальным избирателям. «Избавьтесь от беспечности и пассивности, мир Торы в опасности», – заявил Нетаньяху в интервью радиостанции «Коль бе-рама».

Граждане Израиля пойдут на выборы 1 ноября в пятый раз примерно за три с половиной года в надежде, что на этот раз будет сформировано стабильное правительство. Однако опрос, проведенный Менахемом Лазаром и Институтом политики Fenals для газеты «Маарив» — последний опрос в текущем сезоне выборов — показывает, что ни один из двух блоков в настоящее время не имеет возможности сформировать правительство. Но при этом, все приходят в выводу, что у нас все равно будет правительство, которое явно не будет отражать текущее  мнение народа и его желания жить в комфортом для них обществе.

52.26MB | MySQL:103 | 0,943sec