О роли Турции в усилиях по купированию энергетического кризиса в Европе

Как указывают турецкие эксперты, сильная зависимость европейских стран от импорта природного газа, нефти и угля из России, а также отсутствие альтернативных ресурсов предполагают, что зимы 2022-2023 и 2023-2024 годов могут быть самыми тяжелыми для Европы, в связи с чем  Турция вскоре может занять одну из центральных позиций в усилиях по  купированию  энергетического кризиса в Европе. В 2021 году ЕС импортировал из России 155 млрд куб. м газа, что составляет 45% от его потребностей. В том же году ЕС импортировал 27% своей нефти и 46% угля из России. В течение последнего десятилетия ЕС пытался уменьшить свою зависимость от России, но все же в 2021 году закупил у Москвы 66% своих общих потребностей в энергии, заплатив 99 млрд евро (105 млрд долларов). Большая часть Европы ищет альтернативное и постоянное решение для замены российского газа. С другой стороны, несмотря на напряженность в отношениях с Европой, Россия по-прежнему хочет продолжать экспорт на европейский рынок природного газа — по крайней мере, некоторым субъектам Южной Европы, таким как Венгрия и некоторым балканским странам. Ранее в этом месяце президент России Владимир Путин предложил создать в Турции центр хранения и распределения газа с целью создания крупнейшего хаба для Европы. В то время как Россия сохраняла лидерство на европейском энергетическом рынке в течение последних двух десятилетий, Турция предпринимала попытки позиционировать себя как центр торговли газом, чтобы конкурировать со своим северным соседом. В 2000-х годах рынок природного газа и инфраструктура Турции быстро росли, и на первый план вышли новые трубопроводные проекты, поскольку потребность ЕС в альтернативных источниках поставок возросла. Турция обладает высоким уровнем потребления природного газа и объемом импорта, развитым рынком и хорошей физической инфраструктурой, а также энергетической биржей в Стамбуле Epias, что может позволить ей стать важным центром торговли газом.  Ранее в этом месяце Турция сделала важный шаг в этом направлении, когда министр энергетики Турции Фатих Донмез объявил, что Трансанатолийский природный газопровод (TANAP), который доставляет газ из Азербайджана в Турцию и Европу, удвоит свою пропускную способность до 32 млрд куб. м в ближайшие годы (оценки указывают сроки реализации проекта до 2027 года). Турция импортирует 6 млрд куб. м природного газа в год по TANAP, общая пропускная способность которого в настоящее время составляет 16 млрд куб. м в год.  Трубопровод «Турецкий поток», который проходит по дну Черного моря из России в Турцию, состоит из двух отдельных линий, пропускная способность каждой из которых составляет 15,75 млрд куб. м в год. Одна из линий поставляет российский природный газ на турецкий рынок, а другая доставляет его на европейские рынки через Болгарию. Однако мощностей «Турецкого потока» в его нынешнем виде недостаточно, чтобы Турция стала газовым хабом. В силу своей природы энергетические проекты реализуются с долгосрочными целями и высокими инвестиционными затратами, в силу чего они должны иметь политическую, техническую и экономическую целесообразность. Необходима дальнейшая работа. Строительство третьей и, возможно, четвертой нитки «Турецкого потока» может помочь транспортировать больше газа, но при их строительстве возникнут технические проблемы из-за потенциальных санкций, которые могут быть наложены на турбины и европейские строительные компании. Кроме того, их техническое обслуживание будет невозможным, если бы западные страны не предоставят запасные части для трубопроводов. И даже если они будут завершены через пару лет, неясно, будут ли страны ЕС покупать российский газ. Наиболее реалистичным вариантом является коммерциализация российского газа с другими источниками газа на энергетической бирже Epias в Стамбуле, физическое смешивание в хабе, который будет создан во Фракии, а затем доставлен европейским покупателям. Таким образом, Россия вынуждена будет  проявлять гибкость в своих долгосрочных контрактах с Анкарой и предоставить Турции права на реэкспорт. Кроме того, следует пересмотреть текущую формулу цены и цены на российский газ. Турция пытается помочь Европе в других областях. Турция поставила некоторое количество газа в Болгарию в июне благодаря хорошо зарекомендовавшим себя терминалам сжиженного природного газа в Анкаре. Турция располагает мощностью отгрузки природного газа 133 млн куб. м в день, двумя терминалами для сжиженного природного газа и двумя плавучими установками для хранения и регазификации СПГ (FSRU). СПГ-терминал турецкой государственной газовой компании Botas в Мармара-Эреглиси и СПГ-терминал в заливе Сарос, строительство которых планируется завершить и ввести в эксплуатацию в этом году, будут способствовать не только безопасности поставок в Стамбул и регион Мраморного моря, но и поставкам газа в Болгарию, Румынию, Украину и другие юго-восточные страны Европы через Фракию в будущем. Турция также намерена начать добычу собственного газа, обнаруженного в запасах Черного моря в 2020 году. Министерство энергетики Турции планирует закачать первый газ с месторождения «Сакарья» следующей весной, запасы которого составляют 540 млрд куб. м. Турция намерена производить 14-15 млрд куб. м в год к концу 2026 года. По оценкам, добыча может даже увеличиться до 19-20 млрд. куб. м в год к 2029 году. Есть также некоторые альтернативы, которые потребуют фундаментальных изменений в региональной политике, такие как поставки туркменского и иракского газа в Европу через Турцию. Это было бы не невозможно, но и нелегко, поскольку для строительства Транскаспийского трубопровода потребуется согласие Ирана, а Россия, вероятно, будет блокировать такие переговоры. То же самое касается добычи газа в Северном Ираке, поскольку нестабильность в стране и разногласия между иракским центральным правительством в Багдаде и курдским региональным правительством (КРГ) в Эрбиле на данный момент делают будущее иракского газа для Европы проблематичным. Поставки израильского и восточно-средиземноморского газа в Турцию в большей степени зависят от решения политических проблем в регионе и установления взаимного доверия, а не от коммерческих соображений. Если нынешняя политическая картина сохранится после  прошедших выборов в Израиле, нормализация его отношений с Турцией ускорится и снова поставит на повестку дня необходимость сотрудничества в области энергетики. Одновременно не следует забывать, что Турция является самым коротким, дешевым и наиболее возможным вариантом маршрута для газа из Восточного Средиземноморья. Углубляющийся энергетический кризис в Европе может также способствовать решению других проблем, таких как зоны морской юрисдикции и кипрский вопрос. Для всех этих проектов, даже при наличии политической воли, потребуется не менее четырех лет, чтобы решить эти соответствующие проблемы. Если Турция правильно настроит энергетическую игру, она может объединить все эти источники газа, чтобы стать центром торговли газом в ближайшие годы. Турция также могла бы помочь Европе с ее программами в области возобновляемых источников энергии, такими как производство ветряных турбин и солнечных панелей по конкурентоспособным ценам, низкие транспортные расходы, а также сильные исследовательские ресурсы и научная инфраструктура. Найти быстрое и постоянное решение углубляющегося энергетического кризиса в Европе в краткосрочной перспективе будет непросто. Для Европы было бы разумным выбором расширить свое энергетическое сотрудничество с Турцией в соответствии с безопасностью поставок, экономикой и текущей политической реальностью. Как и в соглашении о зерновом коридоре между Россией и Украиной в последние месяцы, Турция может сыграть роль посредника между Европой и Россией в разрешении энергетического кризиса.

52.2MB | MySQL:103 | 0,627sec