О напряженности в отношениях Германии и Катара и попытке федерального правительства ее смягчить

20 ноября стартует Чемпионат мира по футболу ФИФА, местом проведения которого был выбран Катар. Несмотря на то, что данное мероприятие по сути своей сугубо спортивное, в текущем году оно получило заметное внешнеполитическое продолжение, связанное как раз страной-хозяйкой. В преддверии турнира неправительственные организации, работающие в сфере прав человека, усилили критику в адрес Дохи, обвиняя ее в систематических и серьезных нарушениях, включающих посягательства на права женщин, сексуальных меньшинств, а также иностранных рабочих, которые в том числе привлекались для возведения спортивных объектов. Сложившиеся обстоятельства бросили тень на отношения Катара и Германии. При этом в Берлине оказались перед дилеммой, так как, с одной стороны, не могут игнорировать замечания правозащитников, особенно после того, как их критика уже сопровождала сентябрьскую поездку федерального канцлера О.Шольца в регион. С другой стороны, обострение отношений с Дохой рискует нарушить планы ФРГ по замещению российских энергоресурсов. Данная страна не только имеет довольно гибкие условия экспорта газа на европейские рынки, но и уже пригрозила отказаться от поставок в том случае, если Европа начнет вмешиваться в правила торговли, устанавливая потолок цен и препятствуя конкуренции.

В конце октября министр внутренних дел Германии Н.Фезер (СДПГ), в ведении которой также находится спорт, в беседе с немецкими журналистами довольно резко высказалась о предстоящем чемпионате, отметив, что для федерального правительства было бы лучше, если бы Катар не получал право организовать у себя такое крупное международное мероприятие. Более того, с точки зрения политика, представляющего старшую коалиционную партию, в целом возможность проводить такого уровня турниры должна определяться на основе критериев, а именно «соблюдения прав человека и принципов устойчивости». Слова главы МВД по понятным причинам спровоцировали недовольство Дохи, а посол ФРГ был вызван в катарский МИД, где ему вручили ноту протеста.

Для смягчения напряженности в отношениях между государствами Н.Фезер в сопровождении главы футбольного союза Германии Б.Нойендорфа на днях лично отправилась с двухдневным визитом в страну Персидского залива. Примечательно, что к ним также должна была присоединиться федеральный уполномоченный по правам человека Л.Амтсберг, представляющая партию «Зеленых». Однако она отказалась от этой идеи, подчеркнув, что «сложно в нынешней ситуации в преддверии чемпионата мира по футболу провести запланированные открытее и критические переговоры о ситуации с правами человека в Катаре с правительством Катара». В результате решать возникшие дипломатические сложности и вести дискуссии по правам трудовых мигрантов пришлось Н.Фезер самостоятельно. При этом любопытно, что с точки зрения главы МВД, текущий момент как раз является подходящим, дабы в дальнейшем «не обременять спортсменов политическими вопросами».

Центральными темами визита, как уже частично было отмечено выше, стали права иностранных рабочих, условиях их проживания, а также проблема обеспечения безопасности гостей чемпионата. Для этого для Н.Фезер были запланированы встречи с главой правительства Катара Тамимом бин Хамадом Аль Тани, генеральным секретарем Оргкомитета Хасаном аль-Тавади и представителями Международной организации труда (МОТ). Также стоит отметить, что Б.Нойендорф в ходе поездки занимался не только спортивными темами. Так, ранее он предложил создать компенсационный фонд для выплат иностранным рабочим, для чего обратился в ФИФА. Помимо этого, в Катаре он намеревался поднять вопрос о вовлеченности женщин в спорт в арабских странах, особенно в командных видах, а также о политизации спорта.

Резюме визита оказалось довольно коротким и, на удивление, показало, что по сути Берлин сумел ответить на все поставленные вопросы. К примеру, по итогам встречи с участием сотрудников МОТ было заявлено, что законодательство страны Персидского залива развивается в правильном направлении, предоставляя гарантии защиты прав человека, в том числе трудовых. Вместе с тем, страдает правоприменительная практика, а потому, по словам Н.Фезер, эти законы нужно «наполнить жизнью». Также глава федерального министерства внутренних дел сообщила, что лично смогла убедиться, что «начинаются ценные реформы, особенно для рабочих-мигрантов», но данный процесс нуждается в сопровождении. Как следствие, политик сообщила, что ФРГ «будет продолжать поддерживать реформы в Катаре после чемпионата мира, чтобы реальная жизнь рабочих-мигрантов и ситуация с правами человека продолжали улучшаться». В свою очередь, Б.Нойендорф сообщил, что ФИФА включила оценку ситуации с правами человека в перечень факторов, влияющих на выбор места проведения будущих турниров.

Также представитель германского правительства сделала вывод о безопасности поездок в Катар на Чемпионат мира, подчеркнув, что соответствующие гарантии ей дал лично премьер-министр. Говоря об этой части переговоров, стоит обратить внимание, что прошли они за закрытыми дверями без присутствия журналистов, а комментарии по их итогам последовали именно со стороны ФРГ. Как утверждают некоторые немецкие издания, это могло быть связано как раз с гарантиями безопасности, не все из которых премьер-министр Катара мог обнародовать публично. В частности, речь идет об ЛГБТ. В дополнение к этому Н.Фезер сообщила, что сама планирует посетить первую игру сборной ФРГ. По ее словам, она «поедет на Чемпионат мира и продолжит переговоры», что фактически можно расценивать как преодоление дипломатических разногласий, так как личное присутствие представителя правительства Германии является сигналом поддержки проведения турнира в Катаре и подтверждением гарантий соблюдения там безопасности и прав человека.

Позиция Германии, дополнительно обозначенная в ходе рассмотренного визита, продиктована несколькими обстоятельствами, делающими нежелательным осложнение отношений с Катаром. Так, ранее в стране побывали федеральный канцлер О.Шольц и министр экономики Р.Хабек. При этом первый по завершении поездки резюмировал, что наблюдается прогресс в том, что касается прав человека, включая иностранных рабочих. В результате, слова Н.Фезер, вызвавшие критику Дохи, негативно отразились не только на двусторонних контактах, но и продемонстрировали отсутствие единства по указанной проблематике в рядах старшей коалиционной партии. Помимо этого власти Катара после интервью главы МВД ФРГ обратились в Совет сотрудничества стран Персидского залива, который в ответ заподозрил Германию в попытку вмешательства во внутренние дела страны-хозяйки чемпионата. Как следствие, выпад в адрес Дохи рисковал спровоцировать конфликт уже на уровне региона, осложняя для федерального правительства поиск там партнеров для энергетического сотрудничества.

Впрочем, нельзя говорить о том, что все разногласия между Дохой и Берлином удалось разрешить одним визитом. Несмотря на поддержку организации такой поездки со стороны оппозиционного блока ХДС/ХСС, его представитель по внешней политике Ю.Хардт призвал Катар после турнира подробнее прояснить спорные моменты в соблюдении гарантий прав и свобод человека. Нечто аналогичное, по сути, представляет собой и комментарий уполномоченного по правам человека Л.Амтсберг. В результате, уже после чемпионата дискуссии могут начать развиваться вновь, причем существует довольно высокий риск нарастания противоречий именно в партии «Зеленых», к которой принадлежат Л.Амтсберг и министр энергетики Р.Хабек.

62.83MB | MySQL:102 | 0,485sec