О саммите ОТГ в Самарканде и о турецком участии. Часть 3

В период 10-11 ноября с.г. в Узбекистане (Самарканд) состоялось очередное, девятое по счету, заседание Организации тюркских государств (ОТГ) на уровне глав государств.

Часть 2 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=91824.

Напомним, что мы остановились на рассмотрении так называемой «Самаркандской декларации» и рассмотрели два её раздела – политический и экономический. Что касается политического раздела, то ключевым, с точки зрения Турции, моментом стало упоминание там Турецкой Республики Северного Кипра в качестве наблюдателя ОТГ. Что же до экономического раздела, его ключевым аспектом можно считать тему «транс-Каспия», срединного коридора Восток-Запад. Стоит подчеркнуть безусловно сильную сторону Турции, как способность к реализации различных инфраструктурных инициатив. Это, буквально автоматически, вытекает из, без преувеличения, мощи турецкого строительно-подрядного сектора.

Переходим к следующему разделу документа, который озаглавлен как «Сотрудничество между народами». Цитируем (перевод – неофициальный – И.С.) (Стороны):

«65. Высоко оценивают решения трех раундов встреч глав мусульманских религиозных управлений ОТГ и создание Совета глав мусульманских религиозных управлений в рамках ОТГ; поощряют совершенствование сотрудничества между Правлениями на основе идей тюрко-исламской солидарности, национально-духовных, нравственных и культурных ценностей тюркских народов;

  1. Высоко оценивают итоги VII Съезда мировых и традиционных лидеров, состоявшегося в Казахстане 14-15 сентября 2022 года, и поддерживаем усилия религиозных лидеров по продвижению межрелигиозного, межкультурного и межцивилизационного диалога;
  2. Поддерживают решения 4-го совещания министров и руководителей учреждений, отвечающих за дела диаспоры, созванного 19 ноября 2021 г. в режиме онлайн; и призывают соответствующие институты государств-членов усилить сотрудничество и координацию на основе «Стратегии совместной деятельности тюркоязычной диаспоры» и ежегодных «Планов совместных действий тюркоязычной диаспоры»;
  3. Высоко оценивают организацию 2-го Форума диаспор ОТГ, 2-й Программы обмена опытом между учреждениями диаспор ОТГ и празднование Новруза с большим участием представителей всего мира в Бурсе 28-30 марта 2022 года Управлением по делам турок за рубежом и родственных сообществ Турецкой Республики; и подтверждают важность укрепления культурных, языковых и социальных связей между тюркскими государствами и общинами, проживающими по всему миру;
  4. Высоко оценивают организацию 8-го совещания между официальными исследовательскими центрами внешней политики государств-членов ОТГ 14-15 октября 2022 г. в Ташкенте, Узбекистан, и подписание Меморандума о взаимопонимании между официальными исследовательскими центрами государств-членов и государств-наблюдателей;
  5. Поручить соответствующим органам государств-членов сотрудничать друг с другом, прежде всего в области публичной дипломатии, коммуникаций и средств массовой информации, для укрепления связей и координации между соответствующими органами, включая государственные учреждения, НПО, средства массовой информации, научные круги, лица, принимающие решения, и лидеров общественного мнения, а также для создания новых возможностей для сотрудничества, направленного на успешную борьбу с дезинформацией в международной сфере и точного информирования широкой общественности;
  6. Приветствуют итоги 4-го совещания министров информации и СМИ ОТГ, состоявшегося 14 мая 2022 года в Стамбуле, и создание «Альянса тюркских информационных агентств (АТНА)» и «Ассоциации журналистов Организации тюркских государств»; и призывают государства-члены завершить необходимые внутренние процедуры в этом отношении;
  7. Высоко оценивают организацию 1-го совещания органов регулирования аудиовизуальных СМИ государств-членов и наблюдателей 26-29 октября 2022 года в Баку и Шуше и создание Форума тюркских органов регулирования телерадиовещания;
  8. Высоко оценивают программы и проекты, реализованные в области молодежи и спорта, поддерживают итоги Шестой встречи министров по делам молодежи и спорта ОТГ, состоявшейся 30 сентября 2022 года в Бурсе, и призывают соответствующие учреждения государств-членов предпринять необходимые шаги для продолжения успешной работы организаций в рамках молодежной и спортивной программы ОТГ;
  9. Приветствуют провозглашение Бухары 1-й молодежной столицей тюркского мира, официальное объявление 2022 года «Годом поддержки молодежных инициатив в тюркском мире», а также организацию 4-го Форума молодых лидеров ОТС по 3–4 июня 2022 г. в Бухаре при широком участии государств-членов и наблюдателей;
  10. Выражают удовлетворение успешной организацией 1-й Программы обучения молодежи добровольчеству и 1-й Многосторонней программы молодежных обменов ОТГ в Турции 1-5 августа 2022 г. и 14-20 августа 2022 г. соответственно и призывают соответствующие органы стран-членов ОТГ извлекать пользу от таких инициатив по улучшению взаимодействия среди тюркской молодежи;
  11. Приветствуют инициативу по запуску Диалога поколений, первая встреча которого состоится в рамках Форума лидеров молодежи в Самарканде в апреле 2023 года;
  12. Поздравляют организацию на высоком уровне 4-х Всемирных игр кочевников в Турции 29 сентября -2 октября 2022 года, которые способствовали популяризации тюркского культурного наследия, развитию этноисторического спорта и межкультурного диалога, и приветствуют решение о проведении 5-х Всемирных игр кочевников в Казахстане в 2024 году;
  13. Поощряют организацию Вторых Тюркских студенческих спортивных игр (Туркской универсиады) в Казахстане в 2023 году и призывают соответствующие органы государств-членов оказать максимальное содействие в организации и активном участии в Играх;
  14. Приветствуют принятое на 8-м заседании Национальных комиссий по делам ЮНЕСКО государств-членов ТЮРКСОЙ 13-14 мая 2022 года в Бурсе решение о проведении 9-го заседания в Шуше, Азербайджан, культурной столице тюркского мира на 2023 год. ;
  15. Поздравляют государства-члены и наблюдателей с успехами, достигнутыми на международных спортивных турнирах в 2022 году, включая 5-е Исламские игры солидарности в Конье, и призывают к продолжению крупных международных спортивных мероприятий в тюркских государствах;
  16. Приветствуют присуждение посмертно Чингизу Айтматову, видному кыргызскому писателю и общественному деятелю, Международной премии имени Алишера Навои Организации тюркских государств «За вклад в единство тюркского мира»;
  17. Поддерживают инициативу по созданию Сети менеджеров тюркских памятников, которая обеспечит сотрудничество между органами управления памятниками государств-членов и государств-наблюдателей, работу над совместными проектами, популяризацию тюркских памятников и обмен опытом;»

Итак, какие ключевые моменты просматриваются в этом разделе Самаркандской декларации:

  1. Наращивается сотрудничество между странами-участницами ОТГ по религиозной линии в рамках обращения к тюрко-исламской идентичности. На самом деле, эту идентичность можно считать отличной от арабо-исламской идентичности. В центре этих инициатив, со стороны Турции, — Управление по делам религии (Diyanet).
  2. Важнейшим направлением взаимодействия в рамках ОТГ следует считать сотрудничество между тюркскими диаспорами по всему миру. Мы не раз говорили о том, что это – серьезный рычаг для продвижения идей тюркского мира по очень широкой географии, включая Российскую Федерацию.
  3. В отдельное направление выделена аналитика – сотрудничество между аналитическими центрами Тюркского мира, важнейший аспект по обмену информации и синхронизации своего видения. Последнее – это то, о чем говорят буквально все учредительные документы ОТГ. Мы не раз говорили о том, что в Турции аналитика, как и бизнес, — это, в значительной мере, малые и средние игроки. На первом плане в Турции, разумеется, Фонд политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV). Однако, это – лишь вершина айсберга. Число менее известных исследовательских центров, которые вносят свою лепту в турецкую и, говоря шире, в тюркскую аналитику идет на десятки. Качество этой аналитики – весьма прилично. В случае ОТГ можно будет говорить о синергетическом эффекте, поскольку аналитика Центрально-азиатских государств находится в русскоязычном пространстве. Это обогатит и уже обогащает турецкое понимание повестки. Как мы не раз уже говорили, у России уже нет отдельного от Турции информационного пространства, российской инфопространство плотно мониторится и учитывается турецкой стороной.
  4. Следующий вывод вытекает из предыдущего пункта: ОТГ продолжает активную совместную работу по продвижению своей тюркской повестки в международное информационное пространство, теперь уже на базе институционального сотрудничества между странами-участницами ОТГ, через создание Альянса и Ассоциации СМИ тюркского мира.
  5. Молодежная повестка ОТГ развивается – на уровне молодых и перспективных представителей своих стран, спортивных мероприятий, программ обучения и проч. Это весьма важный момент – результаты этой работы уже становятся видны сейчас. Молодежь стран ОТГ ощущает свою причастность к общему тюркскому дому и это серьезный задел на будущее укрепление альянса ОТГ.

В целом, инициативы, упомянутые в разделе являются, по сравнению, в прочими более долгоиграющими, однако, имеют стратегическое, мировоззренческое значение выстраивания тюркской системы координат и воспитания в этом духе подрастающих поколений.

Следующий раздел Самаркандской декларации озаглавлен как «Институциональное сотрудничество в тюркском мире». Цитируем (Стороны…):

«83. Поощряют дальнейшую деятельность TürkPA, Türksoy, Тюркской академии и Фонда тюркской культуры и наследия (TCHF) и принимают к сведению их отчеты, представленные Совету министров иностранных дел;

  1. Поощряют расширение сотрудничества между организациями тюркского сотрудничества под эгидой Секретариата ОТГ;
  2. Выражают удовлетворение тем, что 2022 год стал первым годом, когда Тюркская академия и TCHF получили полноценный бюджет и международный персонал от государств-членов;
  3. Принимают к сведению итоги 11-го пленарного заседания TürkPA, состоявшегося 24 июля 2022 года на Иссык-Куле, и приветствуют изменение названия Организации на Парламентскую ассамблею тюркских государств.
  4. Благодарят ОТГ и TürkPA за наблюдение за выборами и референдумами в государствах-членах для поддержки политического участия и надлежащего управления, а также деятельность последнего по разработке шаблонов законодательства;
  5. Приветствуют провозглашение Бурсы в Турецкой Республике «Культурной столицей тюркского мира» в 2022 году, выражают удовлетворение мероприятиями, организованными в городе, а также приветствуют провозглашение Шуши «Культурной столицей тюркского мира — 2023» и выражают свою поддержку мероприятиям, включая дни культуры, которые будут организованы в Бурсе в 2022 году со стороны Фонда тюркской культуры и наследия и в Шуше в 2023 году со стороны Türksoy;
  6. Поздравляют с открытием в августе 2022 г. в Номгонской долине Монголии в результате совместных археологических раскопок Тюркской академии и Монгольской академии наук ритуального комплекса как важного памятника общетюркской истории;
  7. Поздравляют Фонд тюркской культуры и наследия с созданием ансамбля (септета) классической музыки «Семь красавиц» из женщин-музыкантов из 7 тюркских стран, отмечают их первое выступление на 9-м Саммите глав государств; приветствуют сотрудничество Фонда тюркской культуры и наследия с Международным институтом изучения Центральной Азии и ЮНЕСКО по проведению международного научного симпозиума в рамках Самаркандского саммита;
  8. Высоко оценивают внимание Фонда тюркской культуры и наследия к тюркским меньшинствам, подчеркивают его положительное влияние на объединение тюркских народов во всем мире;
  9. Принимают к сведению Протокол о намерениях, подписанный на Совещании органов специального назначения тюркских государств, состоявшемся на Иссык-Куле 26 июля 2022 года;».

Следующий раздел озаглавлен как «Сотрудничество с внешними сторонами» (иными словами, международное сотрудничество ОТГ – прим.). Цитируем (Стороны…):

«93. Настоятельно призывают укреплять активное сотрудничество государств-членов и государств-наблюдателей на международной арене и призывают поддерживать кандидатуры и инициативы друг друга, включая их резолюции, а также совместные заявления государств-членов по темам, представляющим взаимный интерес в рамках международных организаций, где возможно;

  1. Приветствуют возрастающее внимание третьих стран и международных организаций к развитию институционального сотрудничества с Организацией тюркских государств по направлениям, представляющим взаимный интерес, и призывают активизировать совместные усилия по получению Организацией тюркских государств статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций (ООН) и в Организации исламского сотрудничества (ОИС);
  2. Призывают Секретариат приложить максимум усилий для укрепления своего сотрудничества с соответствующими международными и финансовыми учреждениями, включая ООН, ОИК и их агентства (TR; из контекста можно понять, что это либо турецкие, либо тюркские отделения организации – прим.), для укрепления институциональных отношений с региональными организациями, включая ЕС, ОБСЕ, СЕ, ЧЭС, ОЭСР, ОЭС, СВМДА, V4 и АСЕАН и Африканский союз для реализации совместных проектов в областях, представляющих взаимный интерес;
  3. Высоко оценивают роль государств-членов в оказании помощи в целях развития и гуманитарной помощи третьим странам мира, что способствует реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года; глобальную борьбу с пандемией COVID-19 и поддержку дальнейшего укрепления сотрудничества между агентствами развития государств-членов;
  4. Приветствуют и выражают поддержку запуска трансформации Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) в полноправную международную организацию на 6-м Саммите СВМДА, состоявшемся 12-13 октября 2022 г. в г. Астана;
  5. Поддерживают инициативу Кыргызской Республики по объявлению на 2023-2027 годы «Пятью годами действий в интересах развития горных районов» для дальнейшего продвижения «горной повестки дня» проекта резолюции «Устойчивое горное развитие»;»

И, наконец, завершающий раздел так называемой «Самаркандской декларации», который озаглавлен как «Организационные вопросы». Цитируем (Стороны…):

«99. Поздравляют Турецкую Республику с успешным председательством в Организации тюркских государств в 2021-2022 гг.; и высоко оценивают её значительный вклад в деятельность Организации тюркских государств;

  1. Приветствуют предложение его превосходительства Шавката Мирзиёева, Президента Республики Узбекистан объявить 2023 год «Годом подъема тюркской цивилизации»;
  2. Высоко оценивают значительные достижения в деятельности Секретариата Организации тюркских государств со времени последнего Саммита, обеспеченные Генеральным секретарем Багдадом Амреевым в его отчете, благодарят его за большой вклад в работу Секретариата в 2018-2022 гг.; поддерживают дальнейшее укрепление потенциала Секретариата для эффективного выполнения его растущих задач и выражают свои пожелания успехов следующему Генеральному секретарю его превосходительству Кубанычбеку Омуралиеву;
  3. Благодарят покидающих свой пост заместителей Генерального секретаря г-на Гисмата Гозалова, г-на Султана Раева и г-на Арслана Койчиева за их вклад;
  4. Постановляют провести 10-й Саммит Организации тюркских государств в 2023 году в Республике Казахстан.

Главы государств выражают глубокую признательность его превосходительству Шавкату Мирзиёеву, Президенту Республики Узбекистан, за успешное проведение обсуждений 9-го Саммита Организации тюркских государств и признательность за теплое гостеприимство правительства и народа Узбекистана. Они приветствуют принятие Республикой Узбекистан председательства в Организации тюркских государств до следующего саммита.

Подписано 11 ноября 2022 года в Самарканде на азербайджанском, казахском, кыргызском, турецком и узбекском языках.»

Подводим черту под тремя, рассмотренными подряд разделами Самаркандской декларации, которые посвящены институциональному сотрудничеству, сотрудничеству со внешними сторонами и организационным вопросам:

  1. За время своего существования, Организация тюркских государств обросла достаточным бюрократическим «мышечным корсетом». Создан широкий спектр структур, отвечающий за все стороны сотрудничества – от высшего уровня, до межпарламентского диалога, диаспор, СМИ, науки, экономики, культуры и искусства и проч.
  2. Широко распространенной практикой стало провозглашение того или иного города стран ОТГ «культурной», «духовной» и проч. столицей тюркского мира. Невзирая на то, что это «почетное» звание, которое, само по себе, ничего, вроде, не означает, ключевое слово «почет» — очень важное слово на Востоке. У награждаемых поднимается и самосознание, и осознание собственной значимости, и создается чувство причастности. В российской практике, этой стороне вопроса уделяется недостаточно большое внимание. Между тем, КПД от подобных мероприятий – крайне высок, учитывая, что «провозглашение», по сути, не стоит ничего. А выход может быть далеко не нулевым.
  3. Говоря о сотрудничестве с третьими сторонами, непременным для стран ОТГ является упоминание того, что они будут поддерживать кандидатуры и инициативы друг друга в международных организациях, разумеется, в рамках своих национальных интересов. Можно говорить, что у ОТГ, к настоящему времени, возник политический рычаг.
  4. Перечень международных контактов ОТГ является впечатляющим – нет, пожалуй, ни одной глобальной или региональной инициативы, с которой бы у ОТГ не был бы установлен контакт. Это означает только одно – что ОТГ встала с этими организациями в один ряд.
  5. Гуманитарная дипломатия – продолжает оставаться одним из краеугольных камней турецкой дипломатии, а теперь уже и дипломатии ОТГ. Мы не раз говорили о том, что турки умеют добиваться от этих мероприятий максимального КПД.

В целом, говоря о Самаркандской декларации, надо иметь в виду, что истекший год работы ОТГ стал годом председательства Турции и она не могла сдать свой пост (Узбекистану) без того, чтобы «что-то унести для себя в клюве». Этим «чем-то», в данном случае, стал п.7 декларации, подразумевающий то, что Турецкая Республика Северного Кипра становится наблюдателем в ОТГ. Заявления Казахстана и Узбекистана по этому поводу – не важны. А важно следующее: наличие документа (Декларация) и Устава ОТГ, откуда вытекает, что ОТГ – это государство-наблюдатель, а не просто «наблюдатель».

На момент написания данной статьи, в Твиттере Организации тюркских государств, в фотографии в шапке, добавлен флаг Турецкой Республики Северного Кипра, наравне с другими государствами-членами и наблюдателями. То же, в описании организации. Иконки флага не нашлось, добавили «TRNC». И все это без лишних слов и дискуссий.

Кроме того, Турецкая Республика Северного Кипра была добавлена и в раздел «Государства-наблюдатели» на сайте ОТГ.

Повторимся, если это — не признание ТРСК со стороны ОТГ и его членов, то что это? – Разумеется, это – признание, поскольку теперь ТРСК будет присутствовать на всех заседаниях организации с перспективной смены качества на полноценного члена ОТГ.

А вывод из этого просматривается только один: Турция набрала достаточный вес среди стран ОТГ, чтобы «продавливать» подобные решения своим весом. Это – смена количества на качество.

Обратимся теперь к оценкам, данным Саммиту ОТГ, со стороны турецких обозревателей, в частности, к материалу одного из ведущих турецких политологов, генерального координатора Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) Бурханеттина Дурана. Материал вышел 14 ноября под заголовком «Новые шаги по интеграции тюркского мира» в ведущем англоязычном издании Daily Sabah. Цитируем:

«На прошлой неделе я отправился в Самарканд, Узбекистан, в составе официальной делегации президента Реджепа Тайипа Эрдогана для участия в 9-м саммите Организации тюркских государств (ОТГ). На прошлогоднем саммите в Стамбуле организация сделала важный шаг на пути к интеграции, превратившись из совета в полноценную организацию.

На саммите в Самарканде, где Узбекистан принял пост председателя, тюркские государства приняли несколько решений по реализации Документа-видения 2040 в течение следующих пяти лет. Среди ключевых вопросов были сотрудничество против нелегальной миграции и создание Тюркского инвестиционного фонда. Более того, еще одним крупным дипломатическим достижением Турции стал прием в организацию Турецкой республики Северного Кипра (ТРСК) в качестве наблюдателя».

Как мы видим, у турецкой стороны нет сомнений о том, что ТРСК – принята в Организацию и в том, как надо оценивать этот шаг.

52.34MB | MySQL:110 | 0,638sec