О саммите ОТГ в Самарканде и о турецком участии. Часть 2

В период 10-11 ноября с.г. в Узбекистане (Самарканд) состоялось очередное, девятое по счету, заседание Организации тюркских государств (ОТГ) на уровне глав государств.

Часть 1 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=91795.

Напомним, что мы остановились на рассмотрении так называемой «Самаркандской декларации» и на его первом политическом разделе, который озаглавлен как «Сотрудничество по внешней политике и вопросам безопасности».

В частности, рассмотрение этого раздела нами было начато с п.7, который звучит следующим образом: «(Стороны) Рассматривают турецких киприотов как часть Тюркского мира и приветствуют статус ТРСК как наблюдателя ОТГ». Это – достаточно серьезный пункт, по которому немедленно разгорелись споры, суть которых можно свести к следующему: 1) можно ли считать этот пункт, как свидетельство официального признания странами ОТГ Турецкой Республики Северного Кипра в качестве независимого государства, 2) если нельзя, то можно ли говорить о том, что идея «тюркского мира» себя «не оправдала».

Касательно первого, довольно жесткие разъяснения поступили со стороны Казахстана и Узбекистана, так что можно говорить, что ответ на первый вопрос – нет. Возникшая при этом юридическая коллизия либо будет исправлена, либо вовсе проигнорирована. Не в интересах Турецкой Республики вносить «дополнительную ясность» в этот вопрос, поскольку ответ со стороны партнёров по ОТГ – не в её пользу. Тем более, что прецедент создан – судя по всему, представителей ТРСК будут приглашать на заседания ОТГ. И, как бы партнёры по Организации, не открещивались от официального признания, все равно ТРСК в структуре присутствует под своим именем. То, что все уверенно записали в «поражение» Турции, может быть воспринято и под совершенно другим углом зрения – как достижение максимально возможного результата в сложившихся условиях.

По второму пункту, полагаем, что лишь только по такому индикатору как непризнание ТРСК независимым государством странами-участницами ОТГ ещё рано говорить о бесперспективности турецкого проекта.

Все ж таки, вопрос ТРСК – это возможная точка разлада с ЕС и с США, и на это идти государства ОТГ, понятно, не хотят. Жизнеспособность проекта ОТГ доказана его 30-летней эволюцией от чисто гуманитарной инициативы до развивающегося экономического блока. А дальнейшее развитие ОТГ будет определяться возможностью постепенного выхода государств ОТГ из-под того, что президент Р.Т. Эрдоган, в своих выступлениях, регулярно именует словом «опека». Речь идет, разумеется, об «опеке» со стороны Запада.

Что касается остальных пунктов политического раздела Самаркандской декларации.

Прежде всего, отметим, что странами-участницами Организации был принят ряд стратегических документов, включая 5-летний план развития ОТГ. После того (когда) они станут достоянием общественности, можно будет их подробно рассмотреть.

Заметим неизбежное для ОТГ возникновение Транскаспийской проблематики в документе. Мы не раз говорили о том, что ОТГ, в случае принятия в состав Организации Туркменистана, становится связующим звеном между Китаем и Европой. Подчеркнем, с учетом российской СВО на Украине, срединный коридор Восток – Запад является единственной альтернативой морскому коридору, северный коридор выглядит выпавшим на обозримую перспективу. И это —  несомненный козырь, который ОТГ и Турция, как лидирующее государство Организации, может разыгрывать в своих международных отношениях. К этому следует отнести и то, что ОТГ приветствует турецкую инициативу «Азия снова», которая, безусловно, включает и каспийские планы Турции.

Вторая неизбежная тема – эта тема региональных конфликтов с участием стран-членов ОТГ. Речь идет об азербайджано-армянском противостоянии и о киргизо-таджикском споре. Приверженность ОТГ поддержке Азербайджана и Кыргызстана в их спорах не вызывает сомнений, однако, прорывов, как можно заключить, на Саммите не случилось. Сил быстрого реагирования создано не было, впрочем, практика совместных заседаний Советов безопасности сторон признана успешной и будет продолжена.

Венгрия становится амбассадором и хабом ОТГ на пути в Европу. В этом смысле, венгерское руководство заняли достаточно выигрышную, «шлюзовую» позицию между ОТГ и Европой. Хотя, заметим, что Венгрия не спешит превращаться из страны-наблюдательницы в полноправного члена. Даже при том, что у страны – особые отношения с Тюркским миром и с Турцией, в частности.

Афганистан – это ещё одна узловая точка в регионе, на которую страны ОТГ обратили самое пристальное внимание. Отметим, что Турции так и не удалось занять в стране особое место через получение в эксплуатацию аэропортов страны. Это место удалось зарезервировать себе ОАЭ. Не в последнюю очередь, как можно судить, это не удалось сделать Турции как члену НАТО. Руководство талибов не оценило политики балансирования Турции между Востоком и Западом, предпочтя строить стратегический формат сотрудничества с незаангажированными ОАЭ. Неслучайно упоминание, в этой связи, диалога между Узбекистана и новым афганским руководством.

Переходим к рассмотрению следующего раздела Самаркандской декларации, который озаглавлен как «Экономическое и отраслевое сотрудничество». Цитируем (перевод – неофициальный – И.С.) (Стороны):

«24. Решили создать благоприятные условия между государствами-членами, предприняв необходимые шаги для облегчения взаимной торговли и инвестиций; и поощрять соответствующие органы к разработке новых инициатив, направленных на увеличение взаимодополняемости торговли и устранение тарифных и нетарифных барьеров между государствами-членами;

  1. Приветствуют принятие «Стратегического документа Организации тюркских государств по упрощению процедур торговли» для увеличения объемов торговли между государствами-членами за счет упрощения и гармонизации торговых и таможенных процедур, среди прочего, а также для снижения торговых издержек и ускорения таможенной очистки товаров. через границы государств-членов ОТГ; поручают ответственным органам государств-членов и Генеральному секретарю принять необходимые меры, вытекающие из указанной Стратегии, включая создание Комитета по упрощению процедур торговли ОТС и подготовку Комитетом комплексного плана действий по реализации документа;
  2. Поручают соответствующим министерствам провести надлежащую работу, включая необходимый анализ, для продолжения обсуждения заключения Соглашения о свободной торговле услугами и об инвестициях в соответствии с национальным законодательством государств-членов; и поручить Секретариату завершить работу над Соглашением о партнерстве в области цифровой экономики между государствами-членами ОТГ и подготовить эти Соглашения к подписанию до следующего Саммита ОТГ;
  3. Поддерживают инициативу Казахстана по созданию особой экономической зоны «ТУРАНСЕЗ» для тюркских государств в Туркестане для укрепления экономического сотрудничества и взаимосвязи между тюркскими государствами;
  4. Приветствуют концепцию создания «Научно-исследовательского центра торгового сотрудничества в тюркских странах» и «Инженерно-технологического центра»;
  5. Приветствуют инициативу по созданию Инвестиционного форума Тюркского мира в качестве платформы, обеспечивающей отношения B2B между инвесторами государств-членов и наблюдателей, а также третьих сторон, который будет проводиться ежегодно;
  6. Высоко оценивают деятельность Тюркской торгово-промышленной палаты (ТТПП) по укреплению сотрудничества между частным сектором в тюркском мире, такую ​​как бизнес-форумы, организованные совместно с Секретариатом в Шуше и Бишкеке, соответственно, 16 сентября 2022 г. и 14 октября 2022 г.; поручают соответствующим министерствам и ведомствам государств-членов выполнить необходимые процедуры для получения международно-правового статуса ТТПП;
  7. Подчеркивают важность укрепления сотрудничества между государствами-членами в области цифровой экономики и 4-й промышленной революции;
  8. Поддерживают итоги специального совещания Транспортно-координационного комитета и 6-го совещания министров транспорта, состоявшихся соответственно 12 августа 2022 г. в Стамбуле и 28 октября 2022 г. в Ташкенте, поручают соответствующим учреждениям государств-членов уделять инвестиции для обеспечения внутрирегиональной связи с хорошо развитыми и взаимосвязанными проектами жесткой и мягкой транспортной инфраструктуры между государствами-членами;
  9. Высоко оценивают подписание «Соглашения о международных комбинированных грузовых перевозках между государствами-членами Организации тюркских государств» и «Программы транспортного сообщения» как важный шаг для облегчения транспортных операций через Транскаспийский международный Восток-Запад коридора и укрепления транспортного сотрудничества между государствами-членами и государствами-наблюдателями;
  10. Отмечают важность дальнейшего развития сотрудничества для наращивания инфраструктуры вдоль Транскаспийского международного среднего коридора Восток-Запад, а также цифровизации транспортных, пограничных и таможенных процедур для повышения транзитного потенциала маршрута и его интеграции в региональные и международные транспортные системы;
  11. Поддерживают усилия государств-членов по скорейшему открытию Зангезурского коридора, увеличению пропускной способности железнодорожной линии «Баку Тбилиси Карс», строительству линий железнодорожного сообщения «Узбекистан Кыргызстан Китай» и «Термез — Мазари-Шариф – Кабул — Пешавар», которые способствуют улучшению связности и диверсификации транспортных связей между Европой и Азией;
  12. Высоко оценивают итоги 1-го совещания глав железнодорожных администраций государств-членов ОТГ и 5-го совещания портов-побратимов ОТГ, состоявшихся 27 октября 2022 года в Ташкенте, и призывают к тесному сотрудничеству по дальнейшему развитию транзитного потенциала железных дорог, цифровизации транспортных операций и расширению сети между администрациями железных дорог, морскими и сухими портами и логистическими центрами;
  13. Поддерживают усилия в рамках ОТГ, направленные на цифровизацию транспортных и транзитных процедур; высоко оценивают запуск пилотного проекта «e-Permit» между Турцией и Узбекистаном, расширение пилотного проекта цифрового TIR между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном, а также создание «зеленых полос» в пунктах пересечения границы для цифрового TIR;
  14. Призывают государства-члены к либерализации транспорта, включая отмену или увеличение количества разрешений на транзит и устранение других нефизических барьеров для эффективных, стабильных и бесперебойных перевозок в пределах тюркского региона, а также дальнейшие шаги в этом направлении;
  15. Поручают соответствующим министерствам государств-членов поощрять национальные органы гражданской авиации к сотрудничеству и продвижению либеральной политики в области воздушного транспорта для расширения существующих сетей воздушного транспорта и грузовых авиаперевозок и бюджетных рейсов между государствами-членами для увеличения объема торговли, пассажиропотока. и туристическая деятельность;
  16. 40. Поддерживают итоги 8-го Совещания глав таможенных администраций ОТГ, состоявшегося 8-9 июня 2022 года в г. Бишкек, поручить профильным ведомствам государств-членов продолжить совместную деятельность по региональной интеграции путем упрощения, модернизации, стандартизации и гармонизация таможенных процедур, дальнейшее применение цифровых инструментов в таможне, обмен передовым опытом и проведение программ по наращиванию потенциала;
  17. Призывают продолжить реализацию проекта «Караван-сарай», который повысит конкурентоспособность и привлекательность Транскаспийского международного среднего коридора Восток-Запад за счет обеспечения бесперебойной работы таможенно-пограничных пунктов пропуска;
  18. Высоко оценивают подписание «Соглашения о создании упрощенного таможенного коридора между правительствами Организации тюркских государств» для облегчения обмена информацией о перемещении товаров и транспортных средств между таможенными органами государств-членов ОТГ;
  19. Высоко оценивают успешную организацию программы полевых визитов, проведенную Секретариатом ОТГ, Министерством торговли Турции и Customs and Tourism Enterprises Co. Inc. (GTİ. A.Ş.) в рамках Союза палат и товарных бирж Турции (TOBB ), на погранпереходы Турции 16-18 мая 2022 года с целью ознакомления с опытом государственно-частного партнерства в модернизации и эксплуатации посещенных таможенных пограничных пунктов;
  20. Поддерживают итоги внеочередного совещания Министров информационных и коммуникационных технологий ОТГ, состоявшегося 26-27 мая 2022 года в Баку в рамках Фестиваля аэрокосмических и технологий «ТЕКНОФЕСТ» (26 -29 мая 2022 г.); и настоятельно призывают соответствующие министерства и учреждения государств-членов дополнительно изучить возможности для разработки многосторонних конкретных программ и проектов в области цифровой инфраструктуры, электронного правительства и кибербезопасности;
  21. Высоко оценивают организацию специального Форума на тему «Роль инноваций и технологического развития в тюркском регионе», организованного Секретариатом ОТГ в рамках «InnoWeek Uz-2021» 23 ноября 2021 г. и «Экспертной конференции ИТ-специалистов, специализирующихся на Умных городах» в рамках «InnoWeek Uz-2022» 20 октября 2022 года в Ташкенте; и призывают соответствующие министерства и учреждения государств-членов к реализации аналогичных программ, проектов и мероприятий;
  22. ​​Приветствуют участие государств-членов ОТГ в «Форуме цифрового моста 2022», состоявшемся 28–29 сентября 2022 года в Астане, и совместную организацию панельной сессии на тему «Средства инноваций и стартап-экосистемы в государствах-членах ОТГ» в рамках Форум 29 сентября 2022 г., а также заключение Меморандума о взаимопонимании (MoU) о сотрудничестве между назначенными технопарками государств-участников ОТГ;
  23. Поручают государствам-членам реализовать задачи, согласованные в ходе 4-го Совещания Министров информационных и коммуникационных технологий ОТГ, состоявшегося 26 октября 2022 года в г. Самарканде в рамках Недели информационно-коммуникационных технологий «ICT Week Uzbekistan 2022» ( 24-28 октября 2022 г.) приветствуют подписание «Меморандума о взаимопонимании по развитию сферы ИТ в государствах-членах Организации тюркских государств» и принятие «Концепции создания постоянно действующей площадки экспертов и ИТ-специалистов для обмена опытом и трансфера инноваций в построении Умных городов»;
  24. Поручают соответствующим министерствам государств-членов, отвечающим за информационные и коммуникационные технологии, реализовать пилотный проект по электронной подписи в рамках ОТГ через вновь созданную специальную техническую группу, а также продолжить сотрудничество в области трансформации государственных услуг, создания цифровых платформ для электронных услуг, подчеркивают важность проекта транскаспийской волоконно-оптической инфраструктуры в рамках «Цифрового Шелкового пути», который будет способствовать укреплению сотрудничества между государствами-членами, и продолжают деятельность по совершенствованию ИТ-инфраструктуры при реализации этого проекта;
  25. Стимулируют реализацию совместных проектов по развитию информационной и коммуникационной инфраструктуры, разработку «Каталога цифровых инноваций ОТГ», «Единой системы регистрации мобильных устройств» в рамках ОТГ; и создают благоприятные условия для развития инноваций и стартапов в государствах-членах;
  26. Приветствуют сотрудничество с Турецким технологическим центром «MEXT» и Центром анализа и координации 4-й промышленной революции при Министерстве экономики Азербайджанской Республики для продвижения цифровизации и преобразования технологий, программ наращивания потенциала и 4-го промышленной революции среди государств-членов;
  27. Приветствуют решения 1-го совещания глав космических агентств государств-членов, состоявшегося 20 декабря 2021 года в Баку; поручают соответствующим органам государств-членов организовать совместные программы наращивания потенциала и обмена опытом, а также запустить проекты в области космических технологий;
  28. Приветствуют решения 2-го совещания Министров энергетики государств-членов ОТГ, состоявшегося 28 сентября 2022 года в г. Алматы, а также принятие Программы ОТГ по энергетическому сотрудничеству на 2023-2027 годы и ее Плана действий;
  29. Поддерживают итоги 1-го совещания министров сельского хозяйства ОТС, состоявшегося 4 июля 2022 года в Ташкенте, и создания подгрупп по исследованиям и разработкам, экономическим вопросам сельскохозяйственной продукции, внедрению сельскохозяйственных технологий и проектов, сотрудничество в вопросах семеноводства и животноводства;
  30. Поручают соответствующим министерствам государств-членов активизировать многостороннее сотрудничество в целях устойчивого развития сельского хозяйства, продвигать передовой опыт и инновационные технологии и поощрять производственные связи в сельскохозяйственном секторе, а также развивать правовую и институциональную основу для обеспечения продовольственной безопасности в регионе;
  31. Высоко оценивают успешную организацию 1-го Тюркского агрофорума на полях встречи министров и поручают соответствующим министерствам государств-членов продолжать организацию этого форума для расширения сотрудничества и сетей между государственными учреждениями и бизнес-сообществами, увеличения торговли и привлечения инвестиций в сельское хозяйство тюркского региона;
  32. Высоко оценивают инициативу Венгрии по созданию Института по предотвращению засухи в рамках ОТГ для борьбы с засухой, которая угрожает всем странам-членам и странам-наблюдателям; и настоятельно призывают соответствующие органы сторон обеспечить необходимое сотрудничество и координацию с этой целью;
  33. Приветствуют итоги 2-го совещания министров здравоохранения государств-членов и 1-го «Конгресса тюркского медицинского мира», состоявшихся 30-31 октября 2022 г. в Стамбуле, включая совместную декларацию с участием видных ученых, и инициативу Республики Узбекистан провести очередной «Конгресс тюркского медицинского мира» в Самарканде в 2023 году;
  34. Призывают государства-члены и наблюдателей активизировать сотрудничество в области здравоохранения и объединить усилия для продвижения Астанинской декларации 2018 г. по первичной медико-санитарной помощи;
  35. Призывают государства-члены принять активное участие в 8-м Совещании министров туризма ОТГ, которое состоится в Казахстане в 2023 году, и обеспечить максимальное сотрудничество в сфере туризма;
  36. Высоко оценивают деятельность и мероприятия, организованные Республикой Узбекистан в Коканде, 1-й «Столице туризма тюркского мира» в 2022 году; и приветствуют объявление Шамахи туристической столицей тюркского мира на 2023 год;
  37. Поддерживают итоги 7-го совещания министров туризма ОТГ, состоявшегося 24 мая 2022 года в Шамахе, Азербайджан; поручают обеспечить реализацию программ «Tabarruk Ziyorat», «Лучшие туристические села тюркских государств», а также налаживание сотрудничества в развитии зимнего и гольф-туризма в государствах-членах и государствах-наблюдателях;
  38. Высоко оценивают итоги Форума по реализации пилотного проекта «Tabarruk Ziyorat» с участием государственных органов и турфирм Казахстана и Узбекистана, состоявшегося 3-4 октября 2022 года в г. Туркестане; и поручают соответствующим учреждениям государств-членов принять необходимые меры для содействия скорейшей реализации пилотного проекта и распространения его на другие государства-члены и государства-наблюдатели;
  39. Поручают соответствующим органам государств-членов координировать свои усилия по составлению совместных номинационных файлов серийной и транснациональной номинации всемирного наследия Шелкового пути, а также продвигать «Проект организации совместного тура тюркских государств по современному Шелковому пути» с необходимыми средствами, включая национальные и международные туристические выставки;
  40. Приветствуют открытие главы «Кадровые ресурсы» в областях сотрудничества между государствами-членами ОТГ и государствами-наблюдателями; поздравляют руководство Управления по работе с персоналом Турции с успешной организацией первой встречи ОТГ по кадровым ресурсам 28-29 июля 2022 года в Стамбуле; и приветствуют подписание Меморандума о взаимопонимании между соответствующими учреждениями государств-членов Организации тюркских государств касательно Цифровых систем управления персоналом

Итак, подводя черту под экономическим разделом Самаркандской декларации, отметим, что он охватывает все стороны торгово-экономического сотрудничества между сторонами, включая (но не ограничиваясь): взаимная торговля и инвестиции, цифровая экономика и промышленность 4.0, транспорт и логистика, инновации и стартапы, информационные технологии и связь, космос и авиация, энергетика, сельское хозяйство и животноводство, здравоохранение и медицинская промышленность, туризм, кадровый резерв и управление персоналом.

В числе стратегических инициатив, следует отметить нацеленность стран-участниц ОТГ на подписание Соглашения о свободной торговле услугами и об инвестициях, развитие особой «тюркской» экономической зоны «Турансез», развитие Тюркской Торгово-промышленной палаты, создание Тюркского инвестиционного форума (о котором, в особенности, говорил в своем выступлении в Самарканде президент Турции Р.Т. Эрдоган), формирование Транскаспийского логистического и цифрового коридора (волоконно-оптическая связь – И.С.).

Следует отметить, что к настоящему времени удалось заложить достаточно крепкий фундамент для реализации торгово-экономических инициатив среди стран-участниц ОТГ и перейти на уровень уже реализации конкретных проектов. Заметим, что счет совместным проектам идет не на десятки, а на сотни инициатив, которые имеют большой кумулятивный эффект. Это – к вопросу о том, что торговый оборот Центральной Азии с Китаем и с Россией намного опережает таковой между ЦА и Турцией. Однако, нас должна интересовать не «статика» (где сейчас находится то или иное торгово-экономическое сотрудничество), а динамика – в смысле темпов роста. И ОТГ в плане темпов своего развития в торгово-экономическом смысле развивается весьма динамично.

62.91MB | MySQL:102 | 0,405sec