О причинах отказа Турции участвовать в некоторых программах ЕС

Согласно документу парламентского комитета, Турция не в состоянии покрыть расходы на участие в нескольких программах, инициированных ЕС, в результате чего турецкие университеты, частные компании и исследовательские институты не могут воспользоваться различными возможностями финансирования. 10 ноября чиновники Министерства иностранных дел проинформировали законодателей о программах ЕС, действующих в период 2021-2027 годов, на заседании парламентского комитета, которое было созвано для оценки соглашения, в котором изложены конкретные механизмы реализации финансовой помощи ЕС Турции-кандидату, известной в народе как IPA (Инструмент для помощи предварительного присоединения). ЕС выделяет странам-кандидатам финансовую помощь до вступления в ЕС в форме гранта или кредита без права регресса. В дополнение к грантам, существует множество программ ЕС, которые создаются по вопросам, которые Брюссель считает важными, которые открыты для всех членов ЕС, кандидатов и даже стран за пределами Европы. Однако страны обязаны платить взносы для участия в этих конкретных программах, в отличие от учреждений-бенефициаров, университетов, палат и неправительственных организаций. Взносы устанавливаются Европейской комиссией, и государства-члены платят больше в соответствии со своими национальными доходами, в то время как странам-кандидатам разрешено вносить меньшие взносы независимо от их доходов. Бюлент Озкан, генеральный директор по финансовому сотрудничеству и реализации проектов в Управлении по делам ЕС МИД Турции, сообщил законодателям, что Анкара решила отказаться от участия в некоторых программах, в том числе связанных со здравоохранением, поскольку стоимость взносов была высокой, заявив, что Министерство здравоохранения не нашло проект осуществимым. Программа здравоохранения, о которой говорил Озкан, — это EU4Health, амбициозный ответ ЕС на пандемию COVID-19 и общие проблемы ЕС в области здравоохранения. ЕС выделит 5,3 млрд евро в течение следующих семи лет на улучшение и укрепление здоровья в союзе, чтобы снизить бремя инфекционных и неинфекционных заболеваний. Всемирная организация здравоохранения также приветствовала проект EU4Health, который будет финансировать стратегии, направленные на снижение фрагментации и уязвимости цепочек поставок медицинских товаров в Европе. Депутат от главной оппозиционной Народно-республиканской партии и врач по профессии Фикрет Шахин спросил, на каком основании Турция считает неосуществимой программу здравоохранения, которая обеспечивала бы поддержку отечественной медицины и производства медицинского оборудования и инноваций, рассматривала стратегические направления инвестиций и спросила Озджана, какой вклад требуется от Турции. Отказавшись предоставить цифры, Озджан заявил, что Турция не участвовала в нескольких программах, потому что она не имеет права голоса при определении содержания проектов и не будет участвовать в управлении программами. Однако он сообщил, что после оценки, проведенной Департаментом стратегии и бюджета администрации президента, Турция решила не участвовать в этой программе. Он также заявил, что расходы на здравоохранение были важной статьей бюджета во время пандемии. Министерство здравоохранения Турции уже провело ряд внутренних совещаний по EU4health и проинформировало своих экспертов о предстоящей программе. Согласно подготовленному министерством презентационному документу, оно проинформировало Комиссию ЕС через МИД Турции о своем намерении присоединиться к программе. Между тем, Озджан заявил, что Турция подаст заявку в ЕС на 47 других проектов на сумму 250 млн евро для выделения средств на 2023 год. Однако он добавил, что финансовая помощь ЕС Турции составляет только 208,5 млн. евро на следующий год. Учитывая помощь, предоставляемую Турции с 2002 года, она составляет менее половины среднегодового показателя, что Анкара всегда подчеркивает во время своих переговоров с Брюсселем.   

Как указывают некоторые турецкие оппозиционные СМИ, попытки Анкары сэкономить на совместных программах с ЕС не совсем вяжутся с последними данными Счетной палаты, которая проводила аудит МИД.   В своем отчете за 2021 год, опубликованном Счетной палатой (Sayıştay), которая отвечает за финансовые проверки государственных учреждений, в Министерстве иностранных дел был выявлен ряд серьезных финансовых нарушений и упущений. Согласно отчету, министерство не представило некоторые финансовые отчеты в течение срока, предусмотренного законом. В нем также говорилось, что министерство не смогло устранить нехватку персонала, связанную с проведением внутренних аудитов, несмотря на то, что в прошлом его несколько раз предупреждали об этом. В отчете также отмечается, что некоторые расходы, понесенные в 2020 году, отражаются в бухгалтерских отчетах как операции в 2021 году. Бюджет Министерства иностранных дел, который в 2020 году составлял 5,4 млрд лир, был увеличен до 7,01 млрд лир в 2021 году. Хотя общий чистый доход министерства в 2020 году составил 995,2 млн лир, в 2021 году он увеличился до 2,3 млрд лир  . Расходы увеличились до 8,9 млрд. лир с 7,4 млрд. лир за тот же период. Отчет Счетной палаты также указывает на недостатки и сбои в организационной структуре министерства. Например, должностные инструкции не были созданы на основе фактических должностей, что затрудняет их проверку. В отчете  также упоминается, что в министерстве нет четкого регулирования в отношении делегирования и пределов полномочий.   Самым большим недостатком, упомянутым в отчете, является то, что министерство не проводит собственные внутренние проверки и не наняло достаточно сотрудников для выполнения этой задачи. В докладе утверждается, что из-за недостаточного количества персонала за рубежом сотрудникам дипломатических представительств приходится выполнять работу нескольких человек и что это создает различные финансовые и управленческие риски. Счетная палата также отмечает, что комиссия в министерстве, которой поручено проверять финансовые операции раз в год в соответствии с правилами, не сделала этого. В министерстве на сегодня есть только один человек, ответственный за финансовые аудиты, несмотря на то, что в предыдущих отчетах с 2017 года министерство предупреждало, что необходимо нанять не менее 15 внутренних аудиторов. В отчете также говорится, что «хотя в 2020 году были осуществлены операции, связанные со 150 закупками оборудования, 253 закупками устройств, 254 расходами, связанными с транспортными средствами, и 255 закупками инвентаря, они были отражены в бухгалтерских отчетах как транзакции 2021 года».   Счетная палата также установила, что за некоторые строительные работы, выполненные в штаб-квартире министерства в 2021 году, контракты, предусмотренные законом, не были выполнены, а строительные подрядчики получали оплату без письменных соглашений. Расходы на персонал составляют самую большую статью расходов министерства. Согласно отчету, административное регулирование, касающееся оплаты медицинских расходов, понесенных персоналом и членами их семей, работающими в зарубежных представительствах, является недостаточным, хотя эта ситуация неоднократно поднималась в прошлом.  Министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу, присутствовавший  на заседании парламентского комитета по бюджету своего министерства на 2023 год, заявил, что они тесно сотрудничают со Счетной палатой. По словам Чавушоглу, министерство внимательно изучает выводы, отраженные в последнем отчете, и внесет необходимые коррективы. По его оценке, что некоторые из недостатков, упомянутых в отчете, были вызваны различиями в толковании законодательства, чрезвычайными условиями за рубежом, такими как война в Украине, и неправильными записями в бухгалтерских отчетах.

62.58MB | MySQL:101 | 0,615sec