Согласно сообщениям немецких СМИ, распространенным в середине текущей недели, власти ФРГ близки к принятию решения завершить развертывание Бундесвера в рамках миротворческой миссии ООН MINUSMA в 2023 г. Со ссылкой на источники в правительственных кругах журналисты отмечают, что принципиальная договоренность на этот счет была достигнута в ходе закрытых консультаций на уровне канцелярии главы правительства, министерств иностранных дел и обороны. Вместе с тем окончательное решение коалиции «светофор», как подчеркнули в ответ на указанные публикации во внешнеполитическом ведомстве, пока не выработано. Ожидается, что дальнейшая судьба миссии будет определена в будущий вторник, когда запланирована встреча федерального канцлера О.Шольца с главами министерств обороны и иностранных дел К.Ламбрехт (СДПГ) и А.Бербок («Зеленые»). При этом стоит вспомнить, что ранее эти члены правительства придерживались противоположных взглядов на целесообразность дальнейшего присутствия в Мали, где К.Ламбрехт делала ставку на важность обеспечить прежде всего безопасность военнослужащих, а значит отказаться от продолжения участия в MINUSMA, в то время как А.Бербок призывала подумать о международном авторитете и важности удержания позиций в регионе, в том числе для сдерживания там России.
Несмотря на то, что острые дискуссии по вопросу развертывания Бундесвера в Мали продолжались в правительственных и парламентских кругах даже после того, как в мае текущего года мандат миссии был продлен на 12 месяцев, до недавнего времени не было полной определенности относительно перспектив. Предположительно, триггером перехода к принятию решения могли стать действия Франции и Великобритании. Париж уже завершил вывод своего контингента, о чем президент Пятой Республики объявил на прошлой неделе. Лондон, в свою очередь, в понедельник распространил информацию, что заканчивает развертывание в рамках MINUSMA «раньше, чем планировалось», хотя точная дата обозначена не была. В результате, как подчеркивают немецкие обозреватели, в Германии опасаются, что именно на нее могут быть возложены ключевые функции по выполнению мандата ООН при отсутствии надежных партнеров.
Продвижению точки зрения министра обороны способствует то, что по-прежнему нет возможности обеспечить безопасность военнослужащих, в то время как общая ситуация в стране и регионе нестабильна. В частности, из-за решений властей Мали Бундесвер не имеет надежной цепочки эвакуации раненых, а полеты беспилотников Heron находятся под запретом. Наконец, как отмечают немецкие СМИ, в сентябре генеральный инспектор Бундесвера Э.Цорн представил закрытый стратегический документ под названием «Оперативное руководство для вооруженных сил», в котором призвал сфокусироваться на интересах Североатлантического альянса и обороне ФРГ. В связи с этим, Берлин должен отказаться от «сосредоточенности на зарубежных миссиях, продолжавшейся около трех десятилетий», поскольку эти группы угроз «более не отражают текущую ситуацию с безопасностью». Таким образом, сообщения о завершении присутствия Бундесвера в Мали могут быть лишь первым шагом к выполнению данного плана.
В целом не исключен вариант повторения Германией шага Великобритании, которая сослалась на нежелание правительства принимающей стороны сотрудничать с контингентом MINUSMA, а также на связи Мали с Россией. При этом Лондон пообещал, что вместе с другими государствами, принявшими аналогичное решение, продолжит взаимодействие в интересах стабилизации Сахеля, а также будет поддерживать ООН в регионе, но в иных формах. Приведенные аргументы вполне актуальны и для правительства О.Шольца, который ранее обещал принять решение о судьбе развертывания до конца текущего года. Помимо этого, как известно, в мандат миссии, одобренный в текущем году, заложена возможность ее досрочного завершения.
Вместе с тем есть у Берлина и ряд потенциальных и довольно серьезных сложностей. Первая из них состоит в рисках повторения вывода контингента из Афганистана. Расследование его обстоятельств пока продолжается, а ранее действующая коалиция намеревалась определять судьбу зарубежных миссий с участием Бундесвера именно с учетом негативного афганского опыта. Вторая угроза кроется в том, что до 2024 г. Германия брала на себя обязательства по предоставлению миссии ООН своих транспортных вертолетов. Отказ от договоренностей приведет к осложнению отношений между государством и организацией и серьезно подорвет надежды ФРГ на реформу ООН и пересмотр в ней германского статуса, хотя геополитические аргументы для этого у Берлина имеются.
Наконец, общий вопрос о развертывании Бундесвера за рубежом остается спорным, как внутри коалиции, так и в отношениях правительства с оппозицией, прежде всего ХДС/ХСС, мечтающей о возвращении во власть по итога следующего избирательного цикла. Так, глава оборонного комитета Бундестага А.Штрак-Циммерман (СвДП), хотя и считает отказ от участия в международных миссиях «благочестивым желанием», все же призывает задуматься, что терроризм и нелегальная миграция тоже представляют собой непосредственную угрозу безопасности ФРГ, а решать их лучше в точке возникновения, а не в пределах границ собственной страны. Представитель «Зеленых» в том же парламентском комитете утверждает: «проблемы возникают в дополнение к международным обязательствам, а не вместо них». В дополнение к этому политик подчеркивает, что трудности с оснащенностью армии, требующие переориентации на Европу при сокращении присутствия в других конфликтных регионах вытекает из решений главы ведомства К.Ламбрехт. Наконец, главная оппозиционная сила – ХДС/ХСС в лице депутата Й.Вадефула отмечает, что «Германия не может просто выйти из международного кризисного урегулирования». Сохранение данного компонента внешней активности страны требует вложения, а они, с точки зрения политика, не соответствуют тем расходам, которые оборонное ведомство запланировало на ближайшие годы. Таким образом, в случае, если выбранный ФРГ курс в дальнейшем не оправдает себя, львиная доля ответственности за это рискует быть возложена напрямую на К.Ламбрехт, которая представляет старшую коалиционную партию СДПГ. В сочетании с тем, что данная политическая сила, но через руководство МИДом, была причастна к принятию решений о выходе из Афганистана, это может нанести серьезный ущерб партии, позволяя одновременно ХДС/ХСС смягчить критику в свой адрес, ранее высказанную за ту же операцию в Афганистане или ошибки в миграционной политике.