Турция: анализ ключевого фактора эффективности стратегий проэрдогановских партий

Политическая осень в Турции оказалась богатой на события. Как проэрдогановские, так и оппозиционные партии перешли в наступление после затишья в августе. Партия справедливости и развития (AKP) и Партия националистического движения (MHP) предлагают повестку объединения турецкого общества. Оппозиция продолжает свою коммуникационную линию за счет расширения с помощью актуальных, но слабовыраженных политиками тем. Такое быстрое изменение позиционирования основных участников процесса делает актуальным рассмотрение критериев их эффективности.

В чем проявляется кардинальное отличие между стратегиями Народной и Национальной коалиций? Коммуникация первой является более смелой. AKP и MHP не сторонятся непоследовательности и критики в нелогичности. Их действия характеризуются принципом «цель оправдывает средства». Разобранные нами в этом месяце кейсы переговоров с Демократической партией народов (HDP) и призывом к Хорошей партии (İYİ) о выходе из оппозиционных объединений явно демонстрируют рассматриваемый аспект. Этот пример указывает на то, что AKP не боится одновременно использовать разные тактики.

Подобные противоречия не вызывают хаоса как внутри партии, так и со стороны их партнеров по коалиции. При пересечении «красных линий» руководство быстро реагирует, как это произошло в случае отставки Махира Юнала с поста лидера парламентской фракции AKP. Важным критерием для реализации такой стратегии является наличие крепких связей между партиями. Они поддерживают друг друга, даже когда чей-то образ может быть разрушен размывом повестки. Но важнее то, что в обществе этот союз воспринимается как прочный. Даже при катастрофическом падении рейтингов они сохранили сотрудничество. Поэтому отсутствие возражений националистов при инициировании переговоров с прокурдской HDP и согласие AKP с позицией MHP по вопросу будущего Махира Юнала показывают, что политическое позиционирование в сознании лиц, принимающих решения, превалирует над идеологическим.

Оппозиция ведет более осторожную политику. С одной стороны, она стремится расширить свою традиционную повестку. Неожиданностью стало предложение кемалистами темы защиты прав религиозных женщин. Однако, в отличие от стратегии участников Народной коалиции, кооперация оппозиции не отличается чувством всеобъемлющего сотрудничества. По сути своей, в случае первой речь идет о наличии единой канвы и органичности действий, когда у второй этого свойства нет. В долгосрочной перспективе, как оказалось, оно является крайне полезным в условиях проактивной политики. Среди участников Национальной коалиции существуют известные противоречия, которые периодически всплывают в виде конфликтов и кризисов. Проявляется это в том, что сейчас коалиция рассматривается как формальное объединение. Ее существование в случае оппозиции в меньшей степени определяет политическую линию партий, нежели в случае проэрдогановских партий. Это выражается тем, что члены оппозиционной коалиции являются более независимыми при определении и реализации коммуникационной стратегии. В частности, они не согласуют между собой политические ходы. Поэтому создается ситуация, в которой действия одной партии вредят действиям другой. Это накладывается на фактор чувствительного избирателя и создает риски из-за ее неспособности предложить единую программу действий.

Почему мы этот фактор считаем настолько важным? Турецкий политолог Незих Онур Куру, анализируя результаты президентских выборов в Бразилии, отмечал влияние так называемых «стыдящихся правых избирателей» (utangaç sağ seçmeni).[i] Эта часть электората, которая скрывает свою политическую ориентацию во время участия в опросах. Она является фактором роста рейтинга правых и праворадикальных политиков, так как этот сегмент невозможно учесть при проведении социологических исследований. На примере выборов в латиноамериканской стране этот фактор проявился так, что изначально опросы показывали результат правого политика Жаира Болсонару на уровне 40-42%. Однако, в итоге, он набрал 49,1%. Действие этого эффекта прогнозируется и для Турции. В этом случае фактор готовности к любого рода действиям со стороны AKP может усилить описанный выше аспект. То есть результат, который партия и Эрдоган может получить на выборах, возможно будеи на 5-10% больше, чем полученные рейтинги. Предполагаем, что в администрации президента Р.Т.Эрдогана от этого и отталкиваются, инициируя подобную политику за 7 месяцев до выборов.

 

Таким образом, на основании вышеизложенного мы делаем следующие выводы.

  • Основное отличие между стратегией проэрдогановских и антиэрдогановских партий касается характера коммуникации. Первые проводят более смелую политику. Они показывают готовность к любым действиям ради достижения результата. Оппозиция в этом смысле больше склоняется к осторожной политике.
  • Из этого вытекает то, что Народная коалиция является более прочной, чем их коллеги из оппозиции. Оба основных члена первого альянса поддерживают все начинания друг друга, даже если они не вписываются в идеологический профиль. В публичном поле не распространяются решения и высказывания, которые не согласованы с партнерами. Это делает союз монолитным.
  • Напротив, Национальная коалиция в этом смысле уступает оппонентам. Партии, состоящие в ней, ведут независимую политику. Очень часто представители одной партии являются авторами резонансных слов, которые вызывают раздражение в рядах другой партии. Отсутствие сплоченности является причиной откладывания принятия решения по важным вопросам.
  • Наличие этого стратегического преимущества учитывается командой Эрдогана. Столь ранняя реализация плана коммуникации нацелена на использование козырей, которые есть у Одним из них является наличие фактора «стыдящихся правых избирателей». Отсутствие открытых разногласий внутри коалиции усиливает их связь с партией, даже несмотря на существование экономических проблем.

[i] https://www.gercekgundem.com/yazarlar/nezih-onur-kuru/4906/1-kasim-2015ten-brezilya-2022ye-dunyada-anket-yanilgilari

52.23MB | MySQL:103 | 0,481sec