Военные как основной фактор торможения проведения необходимых реформ в Египте

Как указывают британские эксперты, в апреле этого года во время мероприятия, известного как «ифтар египетской семьи», в присутствии видных деятелей оппозиции президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси объявил о начале процесса национального диалога и «президентского комитета по помилованию», что породило умеренные надежды на столь необходимые политические и экономические реформы. Заявление ас-Сиси прозвучало на фоне растущего экономического кризиса, в результате которого египетский фунт потерял более трети своей стоимости в этом году, сигнализируя о крайней необходимости отказа режима от политики роста, обусловленного долгом. Тем не менее, более шести месяцев спустя, никаких серьезных усилий по реформированию, похоже, не предпринимается. Это можно объяснить структурными ограничениями способности режима ас-Сиси инициировать реформы сверху вниз, наиболее заметной из которых является зависимость президента по отношению к военному истеблишменту и службам безопасности, которые могут выступать в качестве оплота против реформ, независимо от намерений президента. На политическом фронте президентский комитет по помилованию потерпел полный провал. По данным Amnesty International, с апреля по ноябрь было освобождено 766 политических заключенных, но за тот же период было арестовано еще 1540 человек. Это отражает углубление репрессий, неудачу, которая может быть частично объяснена сопротивлением служб безопасности освобождению заключенных, и отсутствием у комитета по помилованию полномочий принимать обязательные решения. Что касается сопротивления со стороны служб безопасности, Камаль Абу Айта, член комитета и бывший министр труда, несколько раз публично указывал на открытое неповиновение указам президента об освобождении. Что касается институциональных полномочий, комитет по помилованию собирает имена заключенных у членов семьи и отправляет его для возможного освобождения службам безопасности для утверждения через WhatsApp. Процесс остается крайне непрозрачным, без четких критериев освобождения.

На экономическом фронте сопротивление возможным реформам также стало очевидным во время недавних переговоров о предоставлении кредита с Международным валютным фондом (МВФ). 27 октября МВФ объявил, что с Каиром было достигнуто первоначальное соглашение о предоставлении кредита в размере 3 млрд долларов, который будет предоставлен в течение четырех лет. После того, как было сделано объявление, появились сообщения о том, что режим ас-Сиси выбрал меньшую сумму кредита, потому что большая сумма повлекла бы за собой более жесткие условия, главным из которых было сокращение масштабов экономического присутствия военных и государственного вмешательства в экономику. Это решение кажется нелогичным, учитывая, что дефицит финансирования режима оценивается в 45 млрд долларов. Действительно, Goldman Sachs подсчитал, что Египту нужен кредит МВФ в размере не менее 15 млрд долларов, чтобы иметь возможность покрыть свои финансовые потребности. Таким образом, октябрьское заявление свидетельствует о твердой приверженности режима ас-Сиси продолжению своей модели «милитаризованного капитализма», несмотря на сопутствующий экономический кризис. Это сопротивление реформам проистекает из ряда взаимосвязанных факторов, которые значительно ослабили президентство в Египте, лишив ас-Сиси способности уравновешивать конфликтующие силы. Самым ярким проявлением этого стала конституционная поправка 2019 года, которая значительно усилила власть военного истеблишмента при одновременном ослаблении президентства. Например, статья 234 была изменена, чтобы указать, что министр обороны может быть назначен только после одобрения Высшего совета Вооруженных сил. По сути, это ставит эту позицию вне досягаемости президента. Кроме того, в поправке к статье 200 отмечается, что военные несут ответственность за защиту «конституции и демократии» Египта, а также «основы и светского характера государства». Это еще больше возвышает военных до первостепенного положения над президентом. Конституционная слабость института президентства усугубляется практической слабостью этой позиции с точки зрения контроля над государственным аппаратом и отсутствием гражданского противовеса. Государственный аппарат в значительной степени заполнен отставными военнослужащими, причем не только на высших уровнях бюрократии, но и на более низких уровнях местного самоуправления и государственного сектора.

Это явление не ново, поскольку оно было частью стратегии предотвращения государственного переворота при бывшем президенте Хосни Мубараке, но, в отличие от Мубарака, у ас-Сиси нет мощной гражданской правящей партии, которую он мог бы использовать для уравновешивания военных. Действительно, нет никаких доказательств того, что партия большинства в парламенте, поддерживающая ас-Сиси, «Мусткабаль Ватан», играет эффективную роль в выработке политики, и, похоже, ее ставленники не занимает никаких ключевых правительственных постов. Есть даже свидетельства того, что тенденция к милитаризации местного самоуправления усилилась с поправкой к закону в июле 2020 года, которая предусматривает, что в каждой провинции должен быть военный советник, который выступает в качестве местного представителя министра обороны, поддерживая связь с местным сообществом для решения проблем. По сути, государственная бюрократия еще глубже попала под контроль  военного истеблишмента. Это не означает, что президент бессилен, но процесс консолидации власти военными привел к созданию схемы, которая чрезвычайно устойчива к реформам, проводимым элитой. Это делает режим плохо подготовленным к адаптации и борьбе с народным давлением и более склонным к эскалации кризисов, будь то политических или экономических.

52.33MB | MySQL:103 | 0,542sec