О современной исламской экономике. Часть 1

Вступление

Возникновение исламской экономической мысли связывают с именами Аль-Газали (рубеж XI–XII веков.), Ибн Таймими и Ибн Кайима Джаузия (рубеж XIII–XIV вв.), Ибн Халдуна (рубеж XIV–XV вв.). Эти ученые не были экономистами, потому экономику они затрагивали с точки зрения соблюдения принципов шариата в коммерческой деятельности. В трудах Аль-Газали благословенная Аллахом коммерция рассматривалась как часть исполнения религиозного долга[1].

История развития мусульманского мира препятствовала развитию экономической модели основанной исключительно на принципах шариата. Это также было невозможно и по объективным причинам, поскольку шариат запрещает несколько базовых видов коммерческой деятельности.

В современный период из всех стран-членов Организации исламского сотрудничества, только Иран, Судан и Пакистан в разное время пытались создать общенациональную экономическую модель построенную исключительно на принципах Корана и хадисов, достаточно подробно регламентирующих предпринимательскую деятельность[2].

К середине 80-х годов ХХ века стало ясно, что дальнейшее внедрение принципов шариата в предпринимательскую деятельность возможно только при наличии существенного сектора  исламского финансирования.

Толчком к развитию современного исламского финансирования  стала реакция стран Персидского залива на запрет захода в порты США танкеров с одним корпусом в начале 1990-х годов. Необходимость полной замены танкерного флота на двухкорпусные суда после экологической катастрофы вызванной аварией танкера «Эксон Валдеж» в 1989 году потребовала значительных капитальных  вложений. Стандартные формы долгового финансирования противоречили правилам шариата и не могли быть использованы для финансирования проектов в исламских государствах. Поэтому лондонские юристы к которым обратились несколько компаний из Саудовской Аравии и Кувейта в начале 1990-х годов выработали несколько финансовых продуктов получивших одобрение исламских авторитетов и ставших основой рынка исламского финансирования, объём которого оценивается в приблизительно 2,5 трлн долларов[3]. Кроме того, общая стоимость потребительских расходов в мусульманском мире в 2021 году превысила 2 трлн долларов[4]. Сочетание этих цифр позволяет говорить о развитии феномена отдельной и узнаваемой исламской экономики, существование которой ещё недавно отрицалось. В 2010 году в официальном журнале Исламского общества Северной Америки (ISNA) профессор Муктедар Хан писал что нет никаких признаков существования исламской экономики как отдельной экономической реальности[5].

Необходимо отметить, что исламская экономика это не единая экономическая модель народного хозяйства мусульманских стран. Это скорее отношения хозяйствующих субъектов основанные на принципах шариата. В большинстве мусульманских стран исламская экономика вполне успешно сочетается и взаимодействует  с традиционными экономическими моделями[6]. Однако дебаты на тему ее существования и природы не прекращаются[7].

Двухтриллионная экономика?

Похожее понимание феномена исламской экономики развивается в Турции и ОАЭ. Все больше компаний и предпринимателей в этих и других странах придерживающихся исламских ценностей, а также в странах со значительной мусульманской общиной определяют свои бизнесы как «исламские», сочетающее исламское благочестие и благотворительность с достижением процветания. Это понимание исламской экономики в сочетании с внедрением инновационных технологий породило такие необычные продукты как хиджаб со встроенным устройством блютус позволяющий слушать проповеди, использовать телефон и определённую часть хиджаба для бесконтактных расчетов. В некоторые такие хиджабы также встраиваются GPS датчики позволяющие правильно ориентировать себя во время молитвы вне мечети, находить ближайшее место для молитвы, посылать геолокацию членам семьи и сигналы бедствия в полицию.

Разработчики исламских товаров нашли в принципах краудфандинга и технологии блокчейна соответствующие принципам шариата альтернативные источники финансирования не нуждающиеся в периодическом одобрении докторов ислама. Это делает краудфандинг и блокчейн более дешевой альтернативой традиционным формам исламского финансирования и более пригодным для финансирования стартапов создающих продукты и технологии соответствующие принципам шариата. Блокчейн с 2018 года также широко используется в таких традиционных продуктах исламского финансирования как сукук и мудараба.

Сторонники и теоретики исламской экономики считают, что это самый быстрорастущий сектор мировой экономики. В одном из отчетов подготовленных для Дубайского финансового центра в 2019 году приводились следующие показатели:

«Объём глобального мусульманского сектора образа жизни в 2017 году был $2.1 триллиона, в то время как размер сектора исламского финансирования превысил $2.4 триллиона. Больше всего мусульмане потратили на продукты питания и напитки ($1.3 триллиона), на одежду и аксесуары потрачено $270 миллиардов, на средства массовой информации и развлечения — $209 миллиарда, на путешествия — $177 миллиарда, и на лекарства и косметику — $87 миллиардов и  $61 миллиардов соответственно»![8].

Исламскую экономику ее теоретики определяют на сектор экономики любой страны использующий принципы шариата[9]. В этом определении ключевым можно считать отсутствие привязки исламской экономики к какой либо

Рис. 1

 

конкретной стране. В расчеты размеров исламской экономики включаются цифры потребления мусульман во всем мире и показатели коммерческой деятельности бизнесов основанных на шариате. Это хорошо демонстрируется в рис. 1:

В глобальный Индекс исламской экономики (ИИЭ)  включены практически все мусульманские страны, а также Соединённое Королевство, Германия и Франция, всего 73 страны, независимо от превалирующих в них школах ислама [10]. По некоторым показателям Россия, Азербайджан и Узбекистан также включены в ИИЭ. Так Россия занимает 9 место по потреблению халальных продуктов питания, Азербайджан входит в первые 15 стран по исламским лекарствам и косметическим продуктам[11].

Целью ИИЭ является определение насколько страны-участники ИИЭ наиболее активно пользуются возможностями, продуктами и структурами исламской экономики.

ИИЭ существует 9 лет. Индекс разрабатывался рейтинговым агентством Томсон Рейтерс совместно с малоизвестной американской фирмой Strategy Insights Inc.[12] по заказу Управления силиконовым оазисом Дубая. Индекс тестирует национальные экономики и помогает понять насколько они адаптивны к исламскому финансированию и исламской экономике по 49 параметрам. В отличие от традиционных экономических и биржевых индексов, ИИЭ учитывает также социальные условия, место ислама в политической, социальной и экономической системах стран-членов, каждому из которых придаётся соответствующий вес. Наибольший вес имеют показатели исламского финансирования и халяльной пищевой промышленности.

Это вполне закономерно. Все ведущие мусульманские страны всячески способствуют внедрению принципов шариата в национальные экономики, что в первую очередь достигается через внедрение продуктов исламского финансирования  [13].

В 2013 году Правитель Дубая, шейх Мухаммед бен Рашид аль-Мактум объявил о начале реализации плана развития исламской экономики и превращения Дубая в ее столицу[14]. Это предполагает, в первую очередь, создание в Дубае мирового центра исламского финансирования. В стратегии Королевства Саудовской Аравии «Видение 2030» нет прямого указания на претензии королевства на лидерство исламского мира, но поставленные цели очевидно направлены на создание сильного конкурента устремлениям Дубая и ОАЭ.

На конференции по развитию цифровой исламской  экономики в апреле 2022, вице-президент национального банка Саудовской Аравии Фахад  Алдоссари в своей презентации сделал упор на поддержку королевством всех инициатив в любых странах мира целью которых является развитие бизнесов основанных на принципах шариата и исламской экономики[15].

Малайзия, удерживая лидирующее место в индексе исламской экономики на протяжении 9 лет, и  целенаправленно создаёт халяльные зоны, в которых любые исламские бизнесы имеют ряд налоговых, логистических и административных преференций. Это позволило довести долю халяльной экономики до 7,5% ВВП в 2021 году[16].  Впрочем это неудивительно, ведь Малайзия с середины 1960-х годов планомерно предпринимала усилия для внедрения принципов шариата в национальную экономику. В 1963 году там была создана «Сберегательная корпорация мусульманских паломников», а в 1968 году появились первые государственные стандарты халяльных продуктов питания.

Однако большинство  инновационных решений и продуктов одобренных исламским учеными как соответствующие принципам шариата приходят с Запада. Это хорошо заметно из материалов конференции ISNA, прошедшей в сентябре 2022 года и отчетов ИИЭ.

Обсуждение феномена исламской экономики было основной темой последнего съезда ISNA. Это неудивительно – мусульманские бизнесы в США являются поставщиками большого количества инновационных продуктов и технологий широко используемых самых разных секторах исламской экономики.

Контент исламского  сектора развлечений достаточно сильно отличается от стандартного ассортимента предлагаемого Голливудом. Тем не менее американский стриминговый сервис     USHUB, вместе с британским «Алхимией» и австралийским «Квалбоксом» является одним из основных поставщиков медийного контента для мусульманской аудитории во всем мире.

Исламская американская  краудфандинговая платформа LaunchGood созданная группой мусульманских активистов в 2013 году в Детройте за 9 лет своего существования собрала более $500 млн для более 50 000 бизнес стартапов и общественных проектов. Донорами LaunchGood стали более миллиона американских мусульман.

Taha Funder и Sadakah, LaunchGood и несколько более мелких краудфандинговых платформ  являются основой финансирования коммерческой, религиозной и общественной деятельности американской мусульманской общины. Деятельность этих платформ позволяет американской мусульманской общине не зависеть от финансирования из публичных и частных источников других мусульманских стран.

Исламский краудфандинг рекламируется как финансовый инструмент полностью соответствующий законам шариата, позволяющий не только финансировать исламских предпринимателей, но и справедливо распределять и умножать богатство и социальную справедливость. Все исламские краудфандинговые платформы объявляют филантропию, благотворительность и социальную справедливость как одно из основных целей своей деятельности. Это также создаёт условия для развития политического ислама.

Значительное количество мусульманских продуктов имеет британское происхождение. Лондонский Сити является основным центром исламского финансирования за пределами стран Персидского залива. В Великобритании, совместно с Королевским центром исламских исследований Иорданского Хашимитского Королевства  была основана ежегодная премия  Muslim 500[17], присваемая за исключительные заслуги и лидерство в развитии глобальной исламской экономики. Несколько предпринимателей из Соединённого Королевства получили награды Muslim 500 за их вклад в развитие исламской экономики. В Великобритании есть несколько компаний и организаций занятых в финансировании и развитии исламского бизнеса. Халалинкорп[18], Дин Девелоперс[19], MLConnect[20] и ряд других подобных платформ и организаций предоставляют административную, логистическую и финансовую помощь бизнесменам создающим и развивающим бизнесы основанные на принципах шариата, в том числе и за пределами британских островов.

LaunchGood профинансировала стартап  Salam Sisters производящий куклы, игрушки и книги направленные на воспитание девочек в исламских традициях.

Sadakah в партнёрстве с бывшим управляющим инвестициями банка Морган Стенли Шахзадом Йонасом создал самый крупный мусульманский портал знакомств — Muzz, одной из заявленных целей которого является отвлечение мусульман от Тиндера и других традиционных порталов знакомств, которые по мнению Muzz полны греха.

С 2016 года несколько ведущих британских ритейлеров создали и активно продвигают линейки одежды и ассесуаров отвечающих принципам шариата. Эти линейки продаются как собственно в Великобритании так и в магазинах «Маркс и Спенсер», «Зара», «Хаус оф Фрейзер», Н&М за ее пределами. Их примеру последовал также итальянский дом Дольче и Габбана.

Развитие реального сектора исламской экономики щедро финансируется многочисленными исламскими финансовыми институтами, предоставляющие широкий выбор финансовых продуктов от микрофинансирования (например AKHUWAT ISLAMIC MICROFINANCE в Пакистане, Al Kuraimi в Йемене, Al Rayan в Великобритании, UBAF во Франции) до выпуска исламских облигаций (сукук) для финансирования крупных инфраструктурных проектов в мусульманских странах. С 1994 года большинство западных банков также регулярно выпускают различные продукты исламского финансирования, общий объём которого оценивается в приблизительно $3 трлн[21].

Общее количество исламских банков в мире превышает 550. Более 1200 банков в мире предоставляли услуги по исламскому финансированию в 2021 году. В России в течение последних 20 лет несколько банков пытались создавать исламские финансовые продукты, но законодательные ограничения и позиция ЦБ России препятствует развитию исламского финансирования в стране[22].

За последние 10 лет исламские банки и краудфандинговые платформы запустили несколько криптовалют признанных как исламские (OneGram, NoorCoin, Bayan Token, ADAB и Stellar).[23] В 2021 году первая исламская криптобиржа CoinMENA получила лицензию от Центрального банка Бахрейна[24].  Общий объём рынка исламских криптовалют оценивается в $1,2 трлн.

В последние 10-12 лет также приобретает популярность сектор управления исламским капиталом и этического инвестирования. Платформы со-инвестирования такие как нью-йоркская  Wahed, британская Sanlam Investments, британо-катарская Qardus, саудовская Sidra Capital, предлагают мусульманским инвесторам не только услуги по управлению их капиталом основанные на принципах шариата, но и широкий выбор исламских фондов и компаний для включения в их личные инвестиционные портфели.

Анализ исламской экономики позволяет сделать вывод, что она представляет собой и развивается как параллельная традиционной экономике структура. Как и традиционная экономика исламская экономика быстро обрастает всевозможными спекулянтами и авантюристами продающими несуществующие продукты и/или обещающие быстрый рост капитала и гигантские доходы. Определённую роль в продвижении таких схем быстрого обогащения играют исламские религиозные авторитеты,  соглашающиеся выдать фетву предлагаемым продуктам без их должного анализа. В начале 2000-х годов «неэтические» манипуляции с фетвами исламских продуктов привели к необходимости обучения и лицензирования докторов ислама уполномоченных благословлять исламские финансовые продукты[25].

Промоутеры и адепты исламской экономики активно продвигают идею о том, что она может быть инструментом объединения мусульман. Исламская экономическая модель представляется некоторыми исламскими теологами как срединный (а значит самый верный) путь между капитализмом и коммунизмом[26]. Профессор Дурхамского университета Мехмет Асутай на конференции организованной консультационной фирмой KPMG подчеркнул объединительный характер исламской экономики направленной на создание новой общности людей для ведения совместной предпринимательской деятельности и социальных перемен.[27] Некоторые наблюдатели выдвигают тезис о том, что исламская экономика будет основой политического объединения мусульман в новую общность (Всемирный халифат)[28].

Предыдущие попытки политического объединения мусульман либо путём создания единого государства (Объединённая Арабская Республика) или путём насильственного насаждения экстремистских школ ислама и завоевания территории («Аль-Каида, «Исламское государство», «Боко харам». запрещены в России) потерпели неудачу. Нельзя исключать возможности того, что исламские экстремисты будут пытаться использовать институты и инструменты исламской экономики для попыток радикализации исламских общин и создания халифата основанного на различных такфиристких школах. Кроме того, некоторые продукты и структуры исламской экономики могут и несомненно используются для сбора средств для экстремистской и террористической деятельности и для передачи денежных средств доноров различным исламским экстремистским организациям. Наиболее популярными являются хавала (афганский эквивалент Western Union) и ее катарские и египетские аналоги[29]. Исламские краудфандинговые платформы и криптовалюты широко используются различными радикальными исламистами для финансирования своей деятельности и расчётов за закупки оружия, боеприпасов и взрывчатки. Несколько благотворительных исламских организаций как в США так и в некоторых европейских и мусульманских странах используются для сбора средств направляемых на финансирование как радикальных такфиристких медресе, так и радикальных исламистских групп. Наибольшую известность получили «Фонд по оказанию гуманитарной помощи» Ясина аль-Кади и ассоциация «Союз Добра» шейха Юсуфа аль-Карадауи[30], в отношении которых проводились судебные разбирательства в связи с обвинениями в финансировании террористической деятельности.

[1] Беккин Р.И. Исламская экономическая модель: перспективы реализации в мусульманском и немусульманском сообществах. М.: Изд. дом «Шанс», 2004, с.15.

[2] Краткий обзор правил Исламского предпринимательства, см. например, https://www.quranexplorer.com/blog/Education-In-The-Light-Of-Sunnah-And-Qura%27an/Ethics_and_Fairness_in_Business_according_to_Islam

[3] https://www.bnymellon.com/us/en/insights/all-insights/the-growing-global-appeal-of-islamic-finance.html

[4] https://www.albawaba.com/business/pr/consumer-spending-global-islamic-economy-sectors-recovered-us2-trillion-2021-set-hit-us

[5] Цит.по: https://islamism.news/2022/09/20/the-rise-of-the-islamic-economy/

[6] https://cyberleninka.ru/article/n/islamskaya-ekonomicheskaya-model-kontseptualnye-i-teoreticheskie-osnovy-1/pdf

[7] Хороший обзор дебатов содержится в работе M. Umer Chapra, Islamic Economics, What It is and How It Developed, https://eh.net/encyclopedia/islamic-economics-what-it-is-and-how-it-developed/

[8] https://islamicbankers.files.wordpress.com/2019/02/thomson-reuters-difc-state-of-the-islamic-economy-report-2018.pdf

[9] См, например,  https://salaamgateway.com/specialcoverage/SGIE22, вступление, с.2-4

[10] https://cdn.salaamgateway.com/special-coverage/sgie19-20/full-report.pdf , c.13

[11] См. например отчеты ИИЭ ЗА 2019-2021 гг.

[12] Осуществляет коммерческую деятельность под торговой маркой DinarStandard. Отчеты о состоянии исламской экономики готовятся в британском офисе фирмы.

[13]См. например,  Mohammed Ayoub Ledhem and Mohammed Mekidiche, Islamic finance and economic growth: the Turkish experiment, Department of Economics, University Centre of Maghnia, Maghnia, Algeria, ISRA International Journal of Islamic Finance, Vol. 14 No. 1, 2022, c.c. 4-19, https://www.emerald.com/insight/0128-1976.htm

[14] https://www.dsoa.ae/explore-dso/initiatives/dubai-islamic-economy

[15] https://www.arabnews.com/node/2067896/saudi-arabia

[16] https://www.theborneopost.com/2022/10/19/mustapa-malaysia-has-much-to-offer-in-halal-economy-other-areas-in-muslim-world/

[17] https://themuslim500.com/about-us/

[18] https://www.halalincorp.co.uk/halal-business-75-startup-business-ideas/

[19] https://deendevelopers.com

[20] https://www.gmchamber.co.uk/media/2916176/mle-connect-brochure-2018final.pdf

[21] Подробный обзор: https://www.qardus.com/news/the-islamic-financial-services-industry-statistics

[22] https://rtvi.com/news/v-rossii-uzakonyat-islamskij-banking-chto-takoe-halyalnoe-finansirovanie-i-zamenit-li-ono-zapadnoe/

[23] https://ir.uitm.edu.my/id/eprint/42954/1/42954.pdf

[24] https://www.coindesk.com/policy/2021/01/25/shariah-compliant-crypto-exchange-wins-license-from-bahrain-central-bank/

[25] Ahcene Lahsasna, “Fatwa and Its Shariah Methodology in Islamic Finance,” Journal of Fatwa Management and Research vol. 2 no.1 (2011): 133–79, http://jfatwa.usim.edu.my/index.php/jfatwa/article/view/121/101

[26] См. Например: https://www.al-islam.org/islam-faith-practice-history-sayyid-muhammad-rizvi/lesson-30-islamic-economic-system-1

[27] Профессор Mehmet Asutay, «The Political Economy of Islamic Moral Economy», материалы семинара   ‘Comparative Development of the Islamic Economic Model in context of current market conditions’, организованного Durham University и KPMG, London, UK, 30 января 2009 года. Архив автора.

[28] John L. Esposito, Эмад Эль Дин Шахин (ред), The Oxford Handbook of Islam and Politics, сборник статей, часть 3, Islam and Politics around the World,  ISBN: 9780195395891, Oxford University Press, 2013.

[29] Uzi Rabi (ред), Tribes and States in a Changing Middle East, глава 3, «Tribes and Patronage Networks in Qatar», с.с.37-56, ISBN 9780190264925, Oxford University Press, 2016.

[30] Юсуф аль-Кардауи – ‎ египтянин, исламский теолог и глава международной неправительственной организации «Международный союз исламских ученых». Широко известен благодаря своей передаче alSharīʿa wa alḤayāh («Шариат и жизнь») на канале «Аль-Джазира», мировая аудитория которой, по оценкам, составляет 60 млн человек. Также хорошо известен благодаря популярному веб сайту IslamOnline, который он помог основать в 1997 году, и главным религиозным учёным которого он сейчас является.

52.36MB | MySQL:108 | 0,609sec