В статье «Об актуальной повестке дня в Турции: позиция Девлета Бахчели по улучшению турецко-египетских отношений» от 24 ноября 2022 г. мы рассмотрели оценку встречи между президентом Турции Реджепом Таййипом Эрдоганом и президентом АРЕ Абдель Фаттахом ас-Сиси со стороны лидера Партии националистического движения (MHP). На сей раз мы уделим внимание реакции оппозиционной части националистического сегмента в лице председателя Хорошей партии (İYİ) Мераль Акшенер. Наша заинтересованность связана с тремя моментами: во-первых, с типом дискурса, который предлагается со стороны антиэрдогановского фланга националистов; во-вторых, с аргументацией оппозиции в условиях розыгрыша Партией справедливости и развития (AKP) своих козырей; в-третьих, со степенью эффективности такого шага с точки зрения создания препятствий усилению провластного блока.
Акшенер отметила: «Мы расплачиваемся за отсутствие таланта и знаний, что превратило наши границы в дуршлаг. Мои слова направлены тому, кто формирует внешнюю политику, полагаясь на дружеские отношения и личные капризы. Мы становимся свидетелями образцового отсутствия политики, несмотря на переживаемые нами трудности во внешней политике. Закончилась тоска господина Эрдогана по ас-Сиси. Как показал господин Эрдоган в своей глубокой речи, мы понимаем, что зажглась искра новой дружбы. Значит, что любовь господина Эрдогана к футболу сделала его милосердным, чего не удавалось достичь даже интересам «Голубой родины» (название концепции безопасности Турции на Средиземноморье, где сталкиваются интересы Турции и Египта – авт.). Не удивляйтесь, если в ближайшее время он пойдет на футбольный матч вместе с Башаром Асадом».[i] Здесь лидером «хорошистов» отмечается, что у Эрдогана нет ни какого четкого видения и стратегии внешней политики. Согласно ее мнению, курс формируется на основе эмоций. Для Акшенер такая политика является ошибочной, так как в ней существует довольно мало расчета. Поэтому появляется возможность для подобного разворота.
Акшенер продолжила: «Хорошо, а это стоило того? По правде говоря, стоило ли того, что надо было настолько далеко пойти, что пришлось отозвать посла? Стоило ли того, что был нанесен вред деловому миру, торговле, оцениваемой миллиардами долларов, инвестициям? Стоило ли ослабления наших позиций в Средиземноморье, создания угроз «Голубой родине»? Господин Эрдоган, так государством управлять нельзя. Ты не можешь этот народ заставить платить за свои личные отношения и капризы. Ты не имеешь права заставлять Турцию расплачиваться за политические зигзаги».[ii] Здесь Акшенер стремится показать импульсивность внешней политики Эрдогана. Лидером Хорошей партии подчеркивается, что все убытки являются неоправданными. По этому мнению, никакой выгоды такая резкая смена курса не принесла. По сути, политик ставит своей целью демонстрацию неэффективности используемых методов. Иными словами, формируется такой месседж: ожидать изменения видения Эрдогана не стоит, в случае победы он продолжит проводить такой же курс.
Продолжаем цитировать Акшенер: «Если мы все равно пришли бы к этой точке, тогда зачем ты заставил Турцию пережить такие потери? И в дипломатической, и в военной, и в торговой областях. Кто ответит за это? Ты сейчас не сможешь выйти сухим из воды словами «меня обманули», «кто-то влез в наши отношения с моим братом ас-Сиси, «открываю новую страницу». Сначала ты понесешь ответственность за эту неудачу и попросишь прощения у народа».[iii] Отмечаем, что этот выпад мотивируется с помощью националистических доводов. Акшенер взывает к чувствам, отмечая наличие урона самой главной ценности для националистов – престижу страны. Такой критикой отмечается, что правительство не защищает национальных интересов. Лидер Хорошей партии, наоборот, акцентирует внимание общественности на появлении новых угроз. Акшенер подчеркивает, что отсутствие последовательности и прозрачности при проведении политического курса делает его «антинародным». Поэтому
здесь отмечается обращение одного из лидеров турецкой оппозиции к чувству недовольства среди националистического избирателя.
Подытоживая статью, мы оценим эффективность подобной стратегии. Такая политика со стороны Эрдогана рассматривается нами как желание поставить в неудобное положение оппозицию. Она в какой-то степени управляет тем, что будут говорить ее лидеры. Сказанное редко соотносится с тем, что хочет услышать общественность. Даже несмотря на то, что по опросам около 50% опрошенных недовольны внешней политикой Эрдогана, эти вопросы сложно назвать решающим фактором, которые позволят бесспорно одержать победу на выборах. На примере реакции на это событие наблюдается разобщенность дискурса оппозиции. К примеру: Кемаль Кылычдароглу не выступил с критикой этой встречи, хотя кемалисты также пытаются сыграть на поле националистического избирателя. Этот факт может снизить эффект от выступления Акшенер, так как у общества может возникнуть ощущение отсутствия общей программы действий. Еще одна проблема в контексте оценки реакции оппозиции на последние инициативы правящей партии связана с изменением характера дискурса. Наличие проблем создает запрос на представление их решения и различных проектов по развитию страны. Однако такая политика уводит внимание оппозиции от пути, который как раз и обеспечил рост ее рейтинга. На этом конкретном примере показывается, как попытка сыграть по правилам Эрдогана может уменьшить шансы оппозиции на победу. Сейчас уже точно мы можем говорить о том, что основной ход политики определяется Эрдоганом, а не оппозицией.
[i] https://www.cumhuriyet.com.tr/siyaset/sisi-ile-gorusmesinin-ardindan-erdoganin-rabia-isareti-yapmasi-dikkat-cekti-her-sey-4-gunde-oldu-2005447
[ii] https://www.yenicaggazetesi.com.tr/iyi-parti-lideri-meral-aksenerden-buyuk-mujde-koy-okullari-yeniden-acilacak-600407h.htm
[iii] https://www.yenimesaj.com.tr/aksener-esmanin-onurunu-katarda-birakip-gelmis-H1460448.htm