На текущей неделе состоялось первое публичное заседание специальной Комиссии Бундестага, получившей название «Уроки Афганистана для будущего сетевого взаимодействия Германии». Данная структура в составе 12 депутатов парламента ФРГ и такого же количества представителей экспертного сообщества была учреждена в июле текущего года и действует наряду с соответствующим следственным комитетом. Разница между ними состоит в том, что комитет рассматривает ситуацию во временном интервале с 29 февраля 2020 г. по 30 сентября 2021 г., то есть от заключения Дохийского соглашения США с «Талибаном» (запрещено в РФ) до окончания немецкого присутствия, а комиссии поручено проанализировать события с 2001 г. с целью подготовки рекомендаций в области внешней и оборонной политики Берлина, а также дальнейшего выполнения им международных обязательств в кризисных регионах мира.
Первое заседание комиссии с участием трех экспертов из дипломатических, военных и научных кругов было посвящено рассмотрению геополитической ситуации в начале международной миссии, последовавшей за терактами 11 сентября 2001 г. По словам директора Боннского международного центра изучения конфликтов (BICC) К.Шеттера, на момент начала операции в Афганистане существовало три вида конфликтов: противостояние между этническими группами, борьба за ресурсы, которую специалист считает ключевой, а также конфронтация с внешними субъектами, которые при этом обеспечивали стране приток финансирования. По словам К.Шеттера, прозвучавшим на встрече, при развертывании международных сил данные факторы и исторические особенности страны учтены не были. Вместо этого, предпринималась ошибочная попытка построить в Афганистане новую государственность с нуля, воспринимая ситуацию внутри него как «пустое пространство». Кроме того, как сказано в материалах заседания, недостатком оперативного планирования привнесенным в силу подхода США, стало «зацикливание на Талибане как на главном враге».
Во многом схожую точку зрения высказал экс-посол, спецпредставитель ФРГ по Афганистану и Пакистану в 2010-2012 гг., а также бывший советник канцлера Г.Шредера по внешней и оборонной политике М.Штайнер. По его мнению, еще в 2001 г. стало очевидно, что «события означают поворотный момент в мировой политике». При этом Германия включилась в них, по сути, не имея альтернатив, кроме как оказать содействие США. В дальнейшем такой расклад, с точки зрения данного специалиста, предопределил неудачи развертывания Бундесвера, корни которых заключаются в двух обстоятельствах, напрямую связанных с действиями американской стороны.
Во-первых, как считает М.Штайнер, Вашингтон совершил «первородный политический грех», основывая операцию на приравнивании «Аль-Каиды» (запрещена в РФ) к талибам. Как следствие, последние изначально не были интегрированы в политический процесс, в том числе под эгидой Боннской конференции.
Во-вторых, с 2003 г. США стали терять интерес к Афганистану, сместив фокус внимания на Ирак. И здесь, если следовать рассуждениям М.Штайнера, произошла рассинхронизация между Берлином и Вашингтоном, поскольку первый впервые отравил свой контингент в Афганистан в 2002 г. и на момент американской переориентации на Ирак наоборот оказался глубоко вовлечен в афганские дела и наделен международными обязательствами.
Наконец, последний просчет этот эксперт видит в попытке государственного строительства в Афганистане по западному образцу, игнорируя особенности общественной структуры и традиции. Более правильно, по мнению М.Штайнера было бы, с одной стороны, подходить к процессу формирования власти в Кабуле «со смирением», под чем он понимает больший учет локальной специфики. С другой стороны, критически важно было с самого начала планировать не только военные задачи, но и гражданские элементы миссии.
Третьим выступавшим стал генерал-лейтенант в отставке К.-Х. фон Батлер, лично участвовавший в развертывании первых подразделений Бундесвера в Афганистане. По его словам, с точки зрения военного планирования существенными недостатками оказались слишком короткое время на подготовку, недостаточность информации и многозадачность. В ходе заседания этот эксперт пояснил, что перед отправкой германских военных для участия в международной миссии для них был проведен только краткий брифинг силами внешнеполитического ведомства. В результате, они не имели информации о ситуации в Кабуле, точных силах и вооружениях противника и возможной реакции местного населения на иностранный контингент. Помимо самих задач миссии и необходимости наладить нормальную жизнедеятельность лагеря Бундесвера, им было необходимо оказывать помощь афганскому населению, дабы повысить его лояльность. Одним из важнейших просчетов К.-Х. фон Батлер считает отсутствие именно сетевого взаимодействия между федеральными ведомствами, а также НКО.
В целом можно говорить о том, что итоги первого заседания комиссии Бундестага по Афганистану в интересах дальнейшего планирования зарубежных миссий во многом совпадают с выводами, сделанными парламентским следственным комитетом по изучению обстоятельств эвакуации. При общем признании целесообразности отправки военных в Афганистан по соображениям международной безопасности и борьбы с терроризмом, обе структуры полагают, что основная вина за ошибки ФРГ все же лежит на США. В полной мере ответственности с собственных властей комиссия, как и комитет, снять не пытаются, хотя заметна попытка в некоторой степени размыть ее, фокусируясь не на конкретных ведомствах, а на отсутствие координации между ними.
Еще одно, как кажется, важное обстоятельство при оценке действий Германии в Афганистане соответствующими парламентскими структурами заключается в том, что выводы, к которым они в настоящий момент пытаются прийти, были уже озвучены, причем гораздо раньше. К примеру, на этапе проведения упомянутой конференции в Бонне в декабре 2011 г. политический обозреватель, автор книги об Афганистане М.Зелигер прогнозировал, что талибы ждут вывода международных сил для последующего захвата власти, а до этого будут вести подготовку. Уже отставной на тот момент министр обороны П.Штрук, руководивший ведомством в период отправки первых военных в Афганистан, в свою очередь, отмечал, что создание Западом демократического режима там было наивным предположением, а правительство Х.Карзая не способно взять на себя задачу обеспечения безопасности, а лишь «сеет коррупцию».