Об актуальной повестке дня в Турции: конституционные предложения «стола шести»

28 ноября прошло очередное заседание «стола шести». Второй круг переговоров неожиданно становится интереснее первых шести встреч. Это определяется контекстом, сформированным вокруг оппозиционных партий. Неслучайно количество встреч участилось. Однако отчетное мероприятие стало еще более привлекательным для общественности. На нем участники формата впервые представили конкретные предложения и вышли за границы абстрактной формулы улучшенной парламентской системы (güçlendirilmiş parlamenter sistemi).

В общей сложности, оппозиционные партии предлагают 85 различных изменений в текст Основного закона. Их предложения заключаются в:

  • снижении избирательного порога до 3% (сейчас он равняется 7%);
  • увеличении президентского срока до 7 лет;
  • возвращении статуса независимого президентства (президент потеряет право быть членом какой-либо партии);
  • возможности занимать пост президента на протяжении только одного срока;
  • лишении права вето, которое сейчас существует у президента;
  • появлении у оппозиции механизма контроля за расходованием бюджета;
  • возвращении подотчетности правительства и премьер-министра парламенту;
  • защите Конституцией совести человека;
  • появлении у оппозиции способности определять повестку дня в парламенте;
  • лишении права у фактического главы государства отстранения от занимаемой должности главы городской или местной администрации без соответствующего решения суда;
  • ограничении полномочий президента в вопросе выхода из международных договоров или организаций;
  • необходимости кворума в парламенте для принятия решения о лишении депутатской неприкосновенности;
  • необходимости получения положительного решения от парламента для инициирования дела о закрытии партии;
  • наделении государства правом профилактики нарушения прав человека;
  • разрешении для принятия индивидуального обращения с жалобой на решение Высшего избирательного совета в Конституционный суд;
  • наделении Конституционного суда полномочиями отмены законов в случае обнаружения в его содержании пунктов, нарушающих права человека.

Анализ позволяет обнаружить послание, которое оппозиционные партии передают этими поправками. Основной упор делается на принципы демократии и справедливости. Второй элемент может создать серьезное конкурентное преимущество, так как значительная часть общества считает его недостаток в нынешней системе критичным. Также отмечается явный акцент на защиту прав человека.

Иными словами, «стол шести» этим пакетом поправок предлагает альтернативу для электората, который разочарован политикой Р.Т.Эрдогана. Важно подчеркнуть, что этот избиратель является разнородным. Есть как принципиальные противники правящей партии, которые никогда за нее не голосовали, так и  избиратели, сменившие свои предпочтения под влиянием экономических проблем.

Однако стоит вопрос: насколько этот шаг является своевременным? С одной стороны, оппозиция повышает ставки. Предлагая эти поправки, она демонстрирует свои цели, которые планирует реализовать в случае победы. Долгое время оппоненты Эрдогана не могли предложить ничего конкретного формуле «мы работаем на благо народа, и вот наши результаты». Сейчас у «стола шести» есть свой проект. Он представляется в качестве инструмента мобилизации поддержки, что важно в условиях наличия у Эрдогана фактора «тайных поклонников», которые о своих предпочтениях готовы заявить только в день голосования.

Но, с другой стороны, для их принятия необходимо наличие конституционного большинства. В нынешних условиях оно составляет 360 мандатов. Здесь стоит вопрос: сможет ли оппозиция достичь необходимой отметки? При наличии положительного ответа может родиться еще один вопрос: это большинство учитывает мандаты Демократической партии народов (HDP)? Это создает большую проблему, потому что данный нюанс нужно объяснить электорату просто и четко для сохранения своей привлекательности. Проэрдогановский блок при возможности будет на это указывать. В условиях разрозненности оппозиции и ее отражения в информационном поле необходимо дать электорату уверенность в том, что поставленная цель является реально достижимой.

Вызывает вопрос и сам характер поправок. Такое их содержание не является удивительным. Шесть лидеров оппозиционных партий постоянно говорили в подобном духе. Однако ранее мы поднимали вопрос об особенности протестного электората, которая связана с его неоднородностью. Та его часть, которая подпитывается аргументами, имеющими культурную, идеологическую и идейную природу, удовлетворится этими предложениями. Однако существует и та часть, которая ищет выгоды для себя. Они размышляют, прежде всего, в экономической плоскости. Однако ответ оппозиции в стиле «изменение системы управления создаст позитивные условия для восстановления экономики» их не устраивает. Для их удержания нужен аргумент с более высокой способностью к демонстрации выгоды. Поэтому шаг оппозиции показывает, насколько тяжелая и сложная задача стоит перед ней.

 

Таким образом, на основании вышеизложенного мы делаем следующие выводы.

  • Представленный «столом шести» пакет конституционных поправок рассматривается как первый пример демонстрации конкретики с ее стороны.
  • Он позволяет оппозиции сформировать послание, которое подчеркивает важность обеспечения справедливости. Электорат чувствует потребность в активизации этого принципа.
  • Этот шаг, с одной стороны, позволит оппозиции по максимуму мобилизовать протестный электорат. Подобным способом «стол шести» показывает важность победы на этих выборах для протестного электората.
  • Однако стоит отметить, что оппозиции нужно убедить избирателя в реальности реализации этого сценария. Для этого необходимо наличие 360 мандатов в парламенте.
62.56MB | MySQL:101 | 0,432sec