О факторах, влияющих на развитие китайско-саудовских отношений

Согласно оценкам Института оборонных исследований и анализа имени Манохара Паррикара (MP-IDSA), Нью-Дели, несмотря на широко распространенные  спецслужбами США данные о том, что Китай активно помогает программе Саудовской Аравии по разработке баллистических ракет, на сегодня отсутствуют реальные доказательства этого. Факты пока говорят только о том, что Эр-Рияд действительно занимается такой программой и Пекин продали КСА несколько своих ракет. Многие эксперты в этой связи задаются вопросом, означает ли это предполагаемое сотрудничество изменения во взаимодействии Китая с Ближним Востоком от Ирана к Саудовской Аравии. Также неясно, сможет ли Пекин придерживаться стратегии балансирования в отношении этих региональных государств. Эр-Рияд переходит к производству собственных баллистических ракет в дополнение к своим закупкам на международном рынке вооружений по трем причинам.

Во-первых, это напряженные саудовско–американские отношения. Бывший президент США Дональд Трамп предупредил короля Сальмана в 2018 году, что его правление «не продлится и двух недель» без поддержки США. В сентябре 2021 года Соединенные Штаты вывели свою передовую систему противоракетной обороны и батареи Patriot из Саудовской Аравии, несмотря на нападения поддерживаемых Ираном повстанцев-хоуситов. В октябре 2022 года президент Джо Байден сделал выговор Эр-Рияду за сокращение добычи нефти в рамках ОПЕК+. Вашингтон также отказался делиться баллистическими ракетами и технологиями с Эр-Риядом, чтобы сохранить военное превосходство Израиля.

Во-вторых, несмотря на наличие хорошо оснащенных вооруженных сил, у Саудовской Аравии слабая система противовоздушной обороны, что стало очевидно на фоне удачных ударов йеменских хоуситов по таким важным объектам, как нефтяной объект  Saudi Aramco в марте 2022 года.

В-третьих, главный региональный соперник Саудовской Аравии, Иран, создал мощный ракетный потенциал.

 

С точки зрения Саудовской Аравии, диверсификация закупок вооружений и приобретение технологий баллистических ракет необходимы для укрепления потенциала сдерживания, снижения внешней зависимости и поддержания паритета с Ираном. Именно здесь Китай становится важным игроком. Пекин впервые поставил свои жидкостные ракеты DF-3A в КСА в 1988 году. Саудовская Аравия публично признала свое владение DF-3As только в 2014 году, когда в новостном сообщении выяснилось, что королевство закупило у Пекина десятки твердотопливных ракет DF-21 в 2007 году. Это растущее военное сотрудничество позволило сделать вывод рядом аналитиков  о том, что  Китай меняет вектор лояльности между Саудовской Аравией и Ираном, но изменение традиционной балансирующей политики Китая представляется маловероятным. Передача ракетных технологий Саудовской Аравии по-прежнему согласуется прежде всего с политикой энергетической безопасности Китая, а не со сменой ориентиров в региональной внешней политике или какой-то реальной технической помощи КСА в рамках развития ее ракетной программы.  Передача Пекином ракетных технологий  Эр-Рияду изолирована от его взаимодействия с Тегераном. Внимательное изучение политики Китая в регионе показывает, что он предпочитает статус-кво между двумя этими странами. По сути, Пекин по-прежнему привержен использованию стремлений Саудовской Аравии диверсифицировать свои импортные и экспортные портфели от западных стран на фоне популярных призывов к предварительной поддержке усилий королевства по решению внутренних проблем. Но ничто не говорит о том, что китайцы выбирают Саудовскую Аравию, а не Иран, поскольку обе страны имеют значение для Китая.

Стремление Саудовской Аравии поддерживать азиатских союзников также напрямую связано с поиском новых рынков для своих энергетических продуктов. Будучи крупнейшим промышленным государством, нуждающимся в энергоносителях. Китай является крупнейшим покупателем саудовской нефти и крупнейшим торговым партнером КСА и потребителем углеводородов с объемом двусторонней торговли в 87 млрд долларов США в 2021 году. Продажа вооружений и передача технологий на сумму 245 млн долларов США — это мелочи по сравнению с этим. При этом китайская помощь Саудовской Аравии в области ракетных технологий не уменьшит роли Ирана как наиболее важного стратегического партнера Пекина в регионе. Сотрудничество Тегерана жизненно важно для успеха китайской  инициативы «Один пояс, один путь». Расположение Ирана на стыке Центральной Азии, Южной Азии и Ближнего Востока имеет решающее значение для доступа к большей центральноазиатской степи, которую Пекин стремится включить в сферу своего влияния. Многие иранцы могут рассматривать приобретение Саудовской Аравией китайских ракет как предательство Китая. Но Тегеран признает предпочтение Пекина сохранению политики поддержания дружественных отношений по всему Персидскому заливу. Стратегическое сообщество Ирана также полностью осознает геостратегическое значение  Пекина. Обязательство Китая инвестировать в Иран более 400 млрд  долларов США в течение следующих 25 лет примечательно. Твердая антизападная идеология Тегерана и недоверие к Соединенным Штатам гарантируют Китаю его надежность в более широком китайско–американском соперничестве.

С другой стороны, Эр-Рияд остается прочно под влиянием США, несмотря на недавние сбои, и  любая кардинальная перестройка отношений с Китаем выглядит маловероятной, поскольку это означало бы отказ от американского зонтика безопасности, который является принципиальным фактором во внешней политике Саудовской Аравии с момента заключения в 1945 году соглашения о стратегическом партнерстве с Соединенными Штатами. Эр-Рияду было бы трудно заменить свою зависимость от вооружения и военной техники США, поскольку переориентация означала бы лишение своих вооруженных сил критически важных поставок — особенно для  ВВС.

Пока Эр-Рияд остается зависимым от Вашингтона в плане своей безопасности, сближение Китая с Эр-Риядом за счет Тегерана маловероятно. Стратегическое значение Саудовской Аравии для Китая также меркнет по сравнению с Ираном. Хотя Саудовская Аравия является крупнейшим поставщиком нефти для Китая, Пекин стремится диверсифицировать эту цепочку импорта. Что может нарушить баланс Китая между Саудовской Аравией и Ираном, так это изменение политики США из-за упрямой политики КСА в рамках ОПЕК+. Представление о том, что Соединенные Штаты постепенно уходят из региона, неверно. Вашингтон обязуется сократить свои военные действия в регионе только путем вывода войск из Афганистана, не отказываясь от своего регионального превосходства в целом. Таким образом, логично предположить, что Китай будет продолжать свое разновекторное экономическое присутствие  в регионе на фоне своей зависимости от энергоносителей из Персидского залива и необходимости  доступа к местным рынкам.

62.59MB | MySQL:102 | 0,700sec