О финансовых отношениях Турции с Катаром и Саудовской Аравией

По словам двух высокопоставленных турецких чиновников, Турция и Катар находятся на заключительной стадии переговоров о предоставлении Дохой финансирования Анкаре на сумму до 10 млрд долларов, в том числе до 3 млрд долларов к концу этого года. Один из чиновников сообщил агентству Рейтер, что общее финансирование может быть осуществлено в форме обмена, еврооблигаций или другим способом, и что турецкие и катарские лидеры обсуждали этот вопрос: «Переговоры о предоставлении Катаром новых ресурсов Турции достигли финальной стадии. Минимальная сумма в 8 млрд долларов предусмотрена, но она может составить до 10 млрд долларов, из которых 2-3 млрд долларов должны быть получены в этом году, а остальные — в следующем году. Это может быть обмен или еврооблигации, но они обсуждают несколько методов. Существует взаимное соглашение». Второй турецкий чиновник сказал, что переговоры о финансировании в размере 2-3 млрд долларов в этом году были сосредоточены на еврооблигациях. Катар имеет прочные связи с Турцией, которая поддержала Доху, когда Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Бахрейн и Египет ввели эмбарго в отношении Катара в 2017 году, в результате конфликта, который был разрешен в начале прошлого года.

Турция также находится на заключительной стадии переговоров с Саудовской Аравией по поводу размещения Эр-Риядом депозита в размере  5 млрд долларов в Центральном банке, сообщил 29 ноября представитель Министерства финансов Саудовской Аравии. Иностранное финансирование должно укрепить валютные резервы, чтобы поддержать неортодоксальную экономическую политику президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана по снижению процентных ставок и другим мерам стимулирования, несмотря на стремительный рост инфляции и падение курса национальной валюты. Поскольку западные страны отказываются от инвестиций в Турцию, Анкара обратилась к «дружественным» странам за иностранными ресурсами, чтобы поддержать свою политику поддержки лиры путем балансирования спроса и предложения в экономике на иностранную валюту. Центральный банк Турции уже заключил сделку по обмену с Центральным банком Катара, которая первоначально стоила 5 млрд долларов, но была утроена в 2020 году до 15 млрд долларов. Эрдоган был в Катаре на матче открытия Чемпионата мира по футболу, в то время как министр финансов Турции Нуреддин Небати встретился со своим катарским коллегой Али бен Ахмедом аль-Кувари в прошлом месяце. Министерство финансов Турции к настоящему времени заняло 9 млрд долларов в 2022 году из 11 млрд долларов внешних заимствований, предусмотренных на год. Министерство прогнозирует внешние заимствования на 10 млрд долларов на 2023 год, но оно может продлить свои долговые обязательства, когда это необходимо для более раннего финансирования. Анкара уже заключила  сделок валютного свопа в общей сложности  на 28 млрд долларов с ОАЭ, Китаем, Катаром и Южной Кореей, и банкиры подсчитали, что около 23 — 24 млрд долларов уже находятся в резервах Центрального банка Турции. Вместо сделок по обмену Центральный банк Турции недавно предпочел счета depo, которые включают доллары или евро, поступающие в систему вместо местных валют.

Сразу стоит отметить, что эти переговоры идут и «приближаются к своей финальной стадии» уже несколько месяцев. Впервые о таких планах было триумфально заявлено Анкарой сразу же после визитов Р.Т.Эрдогана в Абу Даби, а затем в Эр-Рияд, но как  мы и говорили тогда, от договора о намерениях до реальных шагов  очень большая дистанция. ОАЭ так и не разместили рекордные 10 млрд долларов на депозитах Центрального банка Турции, и есть все основания полагать, что и КСА воздержится от этого шага. Собственно нет серьезных причин, по которым ОАЭ или КСА стали бы за свои средства помогать турецкой экономики. Даже ближайшие союзники не слишком охотно идут на подобные сделки с Анкарой. Доха уже довольно долго откровенно  «волокитит» этот вопрос, а  Азербайджан весной категорически опроверг саму вероятность переговоров о сделке валютного свопа с Турцией на сумму 1 млрд евро (1,14 млрд долларов), сразу после того, как Анкара заявила, что две страны близки к достижению соглашения. «Центральные банки Азербайджана и Турции не ведут никаких переговоров по этому вопросу. Мы ведем переговоры с Турцией о создании механизма расчетов в национальной валюте, и мы пытаемся устранить некоторые технические проблемы», — заявил тогла на пресс-конференции председатель правления Центрального банка Азербайджана Эльман Рустамов. Речь тогда шла о том, что Турция близка к подписанию соглашения о валютном свопе с Азербайджаном на сумму 1 млрд. евро. В данном случае надо отметить, что и аравийские монархии, и Азербайджан  предпочитают говорить об открытии депозитных счетов, а не свопов, что только увеличивает внешний долг Турции. Без учета свопов и обязательств чистые международные резервы Центрального банка Турции осенью упали до минус 56 млрд долларов, что является рекордно низким показателем с 2002 года, после череды продаж твердой валюты банком для стабилизации турецкой лиры.

53.45MB | MySQL:103 | 0,512sec