Текущая внутриполитическая ситуация в Турции и «видение» главной оппозиционной партии. Часть 1

В Турецкой Республике продолжается «внутриполитический период», когда все или почти все подчинено идее победы на предстоящих в 2023 году президентских и парламентских выборов. Что действительно как для власти, так и для турецкой оппозиции.

Главным вызовом для действующей турецкой власти продолжает оставаться экономика, в условиях болезненной адаптации населения к новой экономической реальности с кратно выросшим уровнем цен на энергию (электроэнергия, газ, топливо) и на товары первой необходимости. По прошествии времени становится понятна крайняя затруднительность, в условиях 2022-2023 года, по подмене экономической повестки повесткой внешнеполитической. Несмотря на то, что вторую турецкое руководство отрабатывает достаточно успешно.

Главным вкладом внешнеполитической повестки в «дело» президента Р.Т. Эрдогана и его Партии справедливости и развития и, в особенности, конфликта на Украине, на взгляд нижеподписавшегося, является то, что она в принципе дала шанс действующей власти конкурировать за победу на выборах-2023. Если проще, то не было бы СВО РФ на Украине – шансы турецкой власти на сохранение себя были бы призрачными. Операция, которая даже затмила 2-летний период пандемии коронавируса, стала не просто убедительным объяснением наблюдаемых в Турции экономических трудностей, она заставила скорректировать избирателей в Турции свои приоритеты. Фокус начал смещаться в сторону логики «на переправе коней не меняют».

Тут ещё весьма кстати для турецкой власти оказались пасы, которые отдала ей российская власть, переместив центр переговорного процесса с Беларуси в Турцию (Анталья и Стамбул), а также пойдя на «зерновую сделку». И то и другое был сделано, в немалой степени, за счет российской стороны. Вплоть до того, что Россия, создав структуру Совместного координационного центра и практику его функционирования, оказалась «заложницей» ситуации. Когда после выхода из «зерновой сделки» и пробы России «на зуб» стало понятно, что она не готова к решительным действиям по пресечению поставок, то есть, не осуществляет блокаду, в полном смысле этого слова, Черноморского побережья Украины. А, следовательно, как пришли к выводу «партнёры» РФ по сделке, российская сторона не является критическим условиям продолжения существования формата.

Эти российские шаги, всерьез добавили очков рейтингу президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Кроме того, Россия косвенно помогает Турции своей занятостью на Украине. Когда ресурсы российской стороны брошены на украинское направление, на других направлениях Турция может рассчитывать на большие успехи. Речь идет, в частности, о ключевом для Турции направлении развития Организации тюркских государств.

Здесь мы имеем в виду далеко не то, что Турции удалось продвинуть Турецкую Республику Северного Кипра (ТРСК) в наблюдатели Организации, а, следовательно, обеспечить её косвенное признание. А то, что выпадение России из экономических связей с Западом, одновременно, и лишило любой функциональности так называемый «северный коридор» между Востоком и Западом – Китаем и США – по территории Российской Федерации. На этом фоне у ОТГ возникает исторический шанс по тому, чтобы сделать «срединный коридор», проходящий по территории государств-членов Организации логистическим монополистом.

Приведем лишь только один пример того, как это работает на практике. 3 декабря стартовал первый грузовой состав из 40 вагонов из Турции в Узбекистан (на фото: отправка груза из Турции; обращает на себя внимание наличие всех флагов стран-участниц ОТГ, кроме ТРСК – И.С.).

Всего в рамках проекта планируется отправить 250 вагонов. Реализуется этот проект со стороны турецкой логистической компании MFA LOJISTIK. В рамках того же проекта запущены контейнерные перевозки из Казахстана, первый поезд прибудет 6 декабря на станцию Капыкой (граница Турции и Ирана), и дальше проследует до Измира.

Отметим и ещё один момент: срединный коридор становится важным не только для Китая, но и для самой России. Это касается и воздушных перевозок, когда пассажирские самолеты из России в Турцию попадают, делая большую петлю. Это касается и железнодорожного сообщения. Отметим проект вышеупомянутой компании по доставке удобрений из России через Казахстан, Туркменистан, Иран в Турцию. Первая опытная отправка была сделана ещё летом этого года. Работа с Ираном и Туркменистаном ведется на регулярной основе.

Делаем вывод: то, что сейчас делается в рамках ОТГ, — делается впервые и знаменует возникновение принципиально новой логистической карты региона. Это – то, что называется формирование «новой реальности». И подчеркнем, возникновение этой новой реальности стало возможным благодаря тому, что «северный маршрут» через Россию выпал из конкурентной борьбы и это место стало быстро заполняться новыми маршрутами и новыми игроками.

Останавливаемся на этих моментах достаточно подробно, чтобы продемонстрировать, что Организация тюркских государств и проекты, реализуемые в её структуре, — это несомненный козырь турецкой власти в её предвыборной борьбе с оппозицией. И вклад России, пусть и косвенный, в это – несомненно немалый.

Если выходить за рамки российско-турецкого трека, то развивается и «НАТОвское направление». В частности, в контексте памятного мадридского Саммита НАТО, на котором был подписан Меморандум между Турцией, Финляндией и Швецией. После заметных пробуксовок в реализации Мадридских меморандумов, если говорить об их части, касающейся выдачи членов РПК из указанных государств Турции по запросу, буквально на днях наметились определенные подвижки. Разумеется, наметились они не сами по себе, а под влиянием неуклонного давления Турции, у которой на руках карта права вето на вступление Финляндии и Швеции в НАТО, которая может быть реализована путем нератификации Мадридского меморандума Великим Национальным Собранием (Меджлисом) Турции. Это вынудило руководства НАТО, Финляндии и Швеции осуществлять «челночную дипломатию» в Анкару, в ходе которой им стало понятно, что «соскочить» им турецкое руководство не даст.

В итоге, как сообщило известное турецкое издание, газета Daily Sabah 2 декабря Швеция экстрадировала в Турцию Махмута Тата члена террористической группировки РПК и ее зонтичной организации KCK (Союз общин Курдистана).

Как напоминает издание, Махмут Тат был приговорен к шести годам и 10 месяцам лишения свободы в 2015 году по обвинению в членстве в террористической организации РПК. Он подал прошение о предоставлении убежища в Швеции из-за приговора, но получил отказ. Тата доставили в следственный изолятор в Молндале. После прохождения процедур его отправили самолетом в Турцию.

Издание дополняет новость информацией о сделке между Турцией и Финляндией и Швецией следующим образом. Цитируем:

«Швеция и Финляндия официально подали заявку на вступление в НАТО в мае, отказавшись от десятилетий военного неприсоединения — решение, вызванное вторжением России в Украину.

Но Турция — член НАТО более 70 лет — высказала возражения против своих заявок на членство, обвинив две страны в терпимости и даже поддержке террористических групп.

В июне на саммите НАТО Турция и две скандинавские страны подписали меморандум, в котором рассматриваются законные опасения Анкары в области безопасности, что прокладывает путь к их возможному членству в альянсе.

В соответствии с меморандумом, Финляндия и Швеция полностью поддерживают Турцию в борьбе с угрозами ее национальной безопасности. В связи с этим Хельсинки и Стокгольм не должны оказывать поддержку сирийским ответвлениям террористической группировки РПК, СНС и ПДС, или террористической организации Фетхуллаха Гюлена (FETO) — группе, стоящей за попыткой государственного переворота в Турции в 2016 году.

В своей более чем 35-летней террористической кампании против Турции, РПК, внесенная в список террористических организаций Турцией, Соединенными Штатами и Европейским Союзом, несет ответственность за гибель более 40 000 человек, включая женщин, детей и младенцев.

Официальные лица Турции, включая президента Реджепа Тайипа Эрдогана, предупредили, что Турция не даст согласия на членство Швеции и Финляндии до тех пор, пока меморандум не будет реализован.

Для вступления страны в НАТО требуется единогласное согласие всех 30 существующих союзных стран».

За этой новостью последовала ещё одна, цитируем то же издание Daily Sabah:

«Турецкий суд заключил в тюрьму осужденного террориста РПК на следующий день после того, как Швеция экстрадировала его в рамках меморандума, подписанного в июне на саммите НАТО для решения законных проблем безопасности Анкары, прокладывая путь для их возможного членства в блоке.

Махмут Тат был приговорен к шести годам тюремного заключения за участие в террористической группировке РПК в Турции. Он бежал в Швецию в 2015 году, но Стокгольм отклонил его просьбу о предоставлении убежища.

Тат прибыл в Стамбул в пятницу вечером после того, как Швеция задержала и экстрадировала его, сообщает агентство Anadolu (AA).

Турецкая полиция арестовала его вскоре после прибытия в аэропорт Стамбула и в субботу передала его в суд, который отправил его в тюрьму, сообщает информационное агентство.

Финляндия и Швеция отказались от десятилетий военного неприсоединения и попытались вступить в НАТО в мае после того, как Россия вторглась на Украину.

Решение требует консенсуса внутри возглавляемого США оборонного альянса, но только Турция и Венгрия еще не ратифицировали свое членство.

Министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу провел трехсторонние переговоры со своими шведскими и финскими коллегами на полях встречи НАТО в Бухаресте на этой неделе.

«Заявления (из Швеции) хорошие, решимость хорошая, но нам нужны конкретные шаги», — сказал Чавушоглу.

Анкара заявила, что ожидает, что Стокгольм примет меры по таким вопросам, как экстрадиция преступников и замораживание террористических активов».

Итак, как мы можем видеть, экстрадиция первого из списка запрошенных Турцией от Швецией членов РПК / СКО – безусловный успех турецкой дипломатии, который будет сразу конвертирован во внутриполитические очки. Кроме этого, создан важный прецедент, на базе которого Турция пойдет и дальше по спискам, отправленным ею в Финляндию и в Швецию.

52.36MB | MySQL:108 | 0,506sec