«Иран, Израиль и шиитская ось в 2023 г.»: оценки экспертов на конференции INSS. Часть 9

В Институте исследований национальной безопасности (INSS) в рамках программы изучения Ирана 21 ноября с. г. состоялось мероприятие, анонсированное как ежегодное, под названием «Иран, Израиль и шиитская ось в 2023 году: год конфликта?» В конференции, организованной  при поддержке Фонда Конрада Аденауэра, приняли участие высокопоставленные официальные лица и эксперты из США, Европы и Израиля[i].

Участники секции под названием «Столкновения в новых измерениях: ракеты, дроны, космос и киберпространство»: модератор Лиран Антеби, старший научный сотрудник INSS, руководитель программы «Передовые технологии и национальная безопасность»; д-р Узи Рубин, эксперт по ракетной угрозе и противоракетной обороне, Иерусалимский институт стратегии и безопасности (JISS); Боаз Долев, киберэксперт; Таль Инбар, старший научный сотрудник, американская некоммерческая организация «Альянс продвижения противоракетной обороны» (Missile Defense Advocacy Alliance).

По словам У.Рубина, времени не хватит, чтобы описать все те ракеты и беспилотные летательные аппараты, которые разрабатывает Иран. Он отметил следующие успехи иранцев.

Во-первых, выживание в условиях технологической блокады. Он напомнил, что против ИРИ введено намного больше санкций, чем против Северной Кореи.  Санкционный режим действует в отношении иранского производства ракет и ядерной программы. Тем не менее, иранцы смогли создать инфраструктуру, построить промышленность, используя при этом «методы Джеймса Бонда».

У.Рубин указал на наличие в Иране роторных двигателей, и отмечает их появление в России и на Украине. «Они [иранцы] украли их», – утверждает израильский эксперт. По его словам, «в Великобритании произошла серия краж двигателей для легких самолетов – пропало более 300 двигателей», затем стало известно, что иранцы продают двигатели «Ротакс». Таким образом, «все воры помогают Ирану», что эксперт называет «успехом».

В Иране, несмотря на санкции, создана инфраструктура для ракетных двигателей, существует черный рынок; даже на Alibaba можно найти информацию о фабрике по производству ракетных двигателей.

Во-вторых, по мнению У.Рубина, успех иранцев заключается в создании «человеческой инфраструктуры». Он ссылается на результаты проведенного им исследования человеческого капитала в Иране. «В год в Иране появляется 250 выпускников технологических специальностей. Есть проблема «утечки мозгов», т.к. большинство студентов не остается в стране, они получают работу за ее пределами благодаря своим профессиональным качествам. В Иране есть программа повышения квалификации. Таким образом, ИРИ создала человеческую, технологическую и физическую инфраструктуру, при этом первая является самой важной, т.к. если есть люди, они в любом случае выполнят требуемую работу». Израильский эксперт называет иранскую систему «очень оригинальной», причем это касается всей оружейной производственной линейки – от простых неуправляемых ракет до гиперзвукового оружия, которое, по оценке У.Рубина, у иранцев есть, но они его пока еще не показали. Он напомнил, что много лет назад они заявили, что одна их управляемая ракета – гиперзвуковая.

По поводу производимых в Иране ракетах израильский эксперт отметил несколько моделей. По его словам, в 2000 г. иранцы взяли неуправляемую ракету «Зильзаль», вынули боеголовку, вставили боеголовку меньшего размера и электронику, таким образом получилась управляемая точная ракета. «Точная ракета и баллистическая ракета по сути одно и то же», – отметил он. Иранцы разработали и произвели управляемую точную ракету, которая очень похожа на баллистическую ракету. Технология постоянно совершенствуется, повышается дальность полета, увеличивается диаметр.

У.Рубин упомянул баллистическую ракету «Хадж-Касем» (названную в честь Касема Сулеймани, убитого американцами командира спецподразделения «Аль-Кудс» КСИР). Диаметр этой ракеты больше метра и по его оценкам, она может преодолевать большие расстояния. Сами иранцы указывают 2 тыс. км.

По словам У.Рубина, «ракеты были украдены на Западе, но изначально в своей ракетной программе Иран полагался на Россию, покупал технологии у российских ученых, которые выращивали овощи на своих предприятиях, потому что им нужно было себя прокормить. Крупнейший русский эксперт по ракетным двигателям приезжал в Иран для чтения лекций за 50 долларов за лекцию, тогда как 50 долларов – это был его ежемесячный доход».

По мнению У.Рубина, «иранцы многому научились у Северной Кореи. Сегодня между ними связи не поддерживаются, Ирану больше не нужна КНДР. Но Иран нужен России; ИРИ стала независимой». Что касается крылатых ракет большой дальности, израильский эксперт утверждает, что «иранцы украли ракету, которая была на Украине и сейчас передана России. По пути некоторые из этих ракет оказались в Китае, в Северной Корее и Иране. Так что они скопировали это, провели обратное проектирование».

Относительно БПЛА, по словам У.Рубина, иранцы разработали несколько моделей, при этом «обычно они крадут у Израиля». «Что бы в Израиле не появилось – в Иране обнаруживается аналог. Не только ракеты, но и другие вещи – дрон-камикадзе Shahed-136 и 131, которые сейчас применяются на Украине. Их гениальность в простоте. Это инструмент, который может быть сделан любителем авиации в любом гараже. Покупается мотор за 500 долларов на Alibaba, никаких ограничений на его производство. Его можно купить свободно. Обычно им пользуются любители авиации и энтузиасты. Они покупают моторы мощностью 50 л. с. в том количестве, которое необходимо. Электроника не очень сложная, и это то, что есть в каждом смартфоне. Аэродинамика довольно сложная, но в основном это касается стекловолокна, которое можно купить без проблем. Shahed-136 по слухам может нести 40 кг, которые способны сделать многое, это как тяжелая ракета. Именно такая должна была упасть на Израиль в ходе операции «Страж стен»».

По словам У.Рубина, иранцы в рамках их ракетной программы добровольно взяли на себя два ограничения. Первое – отсутствие ядерных боеприпасов. Ракеты не планируются как ядерные. В этом эксперт видит лукавство, т. к. нет никаких проблем в том, чтобы сделать их ядерными. Ели в боеголовке есть место для помещения ядерного заряда, они в любой момент могут стать ядерными. Второе – дальность ракет ограничена 2 тыс. км. Это эксперт называет «умным ходом, т. к. если представить карту Ближнего Востока, станет ясно, что 2 тыс. км охватывают все интересующее их пространство, включая часть Египта, всю Саудовскую Аравию, Аравийский полуостров, Турцию и ряд стран-членов ЕС – Грецию, Болгарию и часть Румынии». По мнению У.Рубина, Иран не хочет угрожать Германии и Франции.

«Иранцы заинтересованы в производстве конкретных моделей дронов для своих прокси, например, в Ливане и секторе Газа» – считает эксперт. Он упоминает иранский БПЛА «Абабил», который имеет много названий и который был запущен из Ливана на израильскую территорию во время Второй ливанской войны. Три или четыре таких БПЛА были запущены со взрывчаткой. В Йемене используется другая модель дронов. Между всеми иранскими дронами есть небольшие отличия, они все создавались для использования на разных аренах.

У.Рубин отметил такую характеристику иранских БПЛА как точность. По его словам, «иранские конструкторы взяли на вооружение наказ Хаменени на счет того, что все должно отличаться точностью, поэтому иранская ракетная программа угрожает не только Израилю, но и всему Ближнему Востоку. Они хорошо осведомлены об имеющихся системах противоракетной обороны в Израиле и других странах Персидского залива». «Тот факт, что ограниченная 2 тысячами км дальность полета ракет означает, что иранцы не хотели угрожать Европе, но сейчас они выступили против Запада, встав на сторону русских, поэтому сегодня они действуют против Европы». В этой связи эксперт задается вопросом по поводу того, как долго продлится это ограничение дальности ракет в 2 тыс. км. Поскольку этого никто не знает, У.Рубин советует «Европе готовиться к тому, что ей будет угрожать не только Россия, но и Иран в ближайшее десятилетие. А если кто-то хочет знать как будет выглядеть ракета, летящая в сторону европейского континента, – нужно посмотреть на стартовые площадки»[ii].

[i]https://www.inss.org.il/he/wp-content/uploads/sites/2/2022/11/iran_Kenes_2022.pdf

[ii] Clashes in New Dimensions: Missiles, Drones, Space, and Cyber / INSS. 21.11.2022. https://www.inss.org.il/event/iran-2023/

52.27MB | MySQL:103 | 0,486sec