О факторах, формирующих потребности производства новых типов иранских ударных БПЛА

Новый беспилотный летательный аппарат (БПЛА) Shahed-133 продемонстрировали Вооруженные силы Ирана. Насколько можно судить по публикациям в открытых источниках, новый летательный аппарат сделан на базе перехваченного израильского дрона Hermes-180 (в некоторых источникам Hermes -200), сбитого несколько лет назад в районе иранского города Натанз. Как известно, Военно-воздушные силы (ВВС) Израиля использовали свой вариант БПЛА для ведения воздушной разведки и наблюдения. В Иране беспилотник сделали ударным. Он способен осуществлять сброс управляемых авиабомб Sadid-345 с ТВ-наведением и дальностью работы около 6 км. В то же время сам БПЛА может пролетать до полутора тысяч километров в течение 12 часов. В качестве пусковой установки для БПЛА используются специальные автомобили, что существенно расширяет географию и мобильность их применения[i]. Запуск БПЛА производится с катапульты, которая может быть установлена на любой платформе, включая автомобили или корабли, что существенно расширяет возможности для его применения.

Уточним, что сам по себе данный беспилотник не совсем новый, он засветился на учениях Аэрокосмических сил Корпуса стражей исламской революции (АКС КСИР) еще в 2019 году, но его точное название и тактико-технические характеристики (ТТХ) с тех пор оставались неизвестны военным экспертам. Тогда в районе Персидского залива проходили учения подразделений ударных БПЛА АКС КСИР. В учениях было задействовано более 50 БПЛА, включая Shahed-129, реактивные Shahed 191 и их винтовые модификации, а также ударный вариант похожий на Shahed-123 (хотя по иранской номенклатуре вооружений у него может быть и другое обозначений). Более того, американцы в конце в 2018 году демонстрировали останки по всей видимости разведывательной версии этого БПЛА разбившегося в Афганистане. Американцы тогда эту разведывательную версию именовали как Shahed-123[ii].

Как известно, иранский ВПК регулярно представляет новейшие образцы и концепты различных типов БПЛА. Не все они доходят до массового производства, однако значительная часть ставится на поток. Иранская концепция «сбить – изучить – создать аналог» доказала свою эффективность, сделав Иран одним из крупнейших производителей БПЛА на Ближнем Востоке. А в ходе специальной военной операции (СВО) России на Украине стало понятно, что сотни дешевых низколетящих беспилотников гораздо эффективнее, чем несколько дорогостоящих БПЛА или крылатых ракет. Учитывая возросшую роль беспилотных технологий в современной войне, России, возможно, следовало бы как минимум взять аналогичный иранскому метод на вооружение.

Иранский МИД, можно сказать, что занял новую подготовленную линию дипломатической обороны в вопросе поставок России беспилотников. Вместо прямого отрицания, там решили перейти к «плану Б»: глава МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан заявил, что небольшие поставки были, но еще до начала боевых действий, и требует доказательств их применения. Украинская же сторона, по его словам, хоть и обещала предоставить доказательства, но в последний момент отказалась их довести до иранской стороны. От себя добавим, что такая корректировка позволит более правдоподобно опровергать так сказать главный «артефакт», что есть у Киева – это выловленный в море почти целый БПЛА Mohajer-6. Например, теперь можно будет сказать, что он сам упал при тренировочном полете и его к берегам Украины прибило. А что касается обломков дронов-камикадзе, то еще по их применению в конфликтах на Ближнем Востоке можно сказать, что иранцы предусмотрительно стараются оставлять на них минимум следов, где их изготовили. Глава МИД Ирана также опроверг слухи про поставки иранских ракет в Россию, опять таки для использования против Украины. Правда, ничего не сказано о возможности поставок ракет для каких-либо других целей. Мало ли для чего они еще могут пригодиться.

Со своей стороны отметим, что промышленная база позволяет Ирану быстро организовать поставку своих БПЛА и наладить их сборку как внутри страны, так и в странах-импортерах. При этом научно-технологические возможности Ирана быстро растут, совершенствование ведется по двум направлениям. Первое – высокотехнологичные аппараты. Такие летательные аппараты могут поставляться в готовом виде или в виде машинокомплектов для крупноузловой сборки. Второе – недорогие и простые летательные аппараты. Сборка производится из деталей, купленных в третьих странах на гражданском рынке, а также отдельных ключевых компонентов, поставляемых из Ирана.

В заключение отметим, что беспилотники семейства «Герань», поставленные в Россию из Ирана, вызвали интерес у мирового экспертного сообщества, поскольку доказали свою эффективность исходя из принципа «стоимость-эффективность». Представители западных служб безопасности также называли бурно развивающуюся иранскую программу БПЛА «более серьезной угрозой», чем его ядерно-энергетическая программа. Армения, Алжир, Сербия, Таджикистан и Венесуэла в 2022 году осуществили официальные запросы на приобретение иранских ударных БПЛА, что говорит о возможном расширении географии экспорта иранских вооружений в зарубежные страны в 2023-2025 гг.

[i] https://www.gamingdeputy.com/iran-unveils-new-shahed-133-drone/

[ii] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Shahed_123_remains.jpg

62.82MB | MySQL:102 | 0,624sec