Франция пытается создать «сахельское НАТО»

В условиях стремительной утраты в Сахеле авторитета его былой колониальной владычицы Франции она пытается создать среди местных государств лояльную себе военно-политическую организацию.

Для недопущения полной утраты контроля над Сахелем Париж пытается создать из его государств «мини-НАТО» под предлогом необходимости борьбы с распространением терроризма.

Его беспокойство связано с быстрым распространением джихадистов с севера Мали в центр этой страны и Буркина-Фасо с Нигером, откуда они угрожают не только югу данного региона и даже западноафриканским странам, особенно находящимся в районе Гвинейского залива.

Так, 4 декабря собравшиеся в столице Нигерии Абуджа на саммите лидеры Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС) приняли решение создать региональные силы. Однако борьба с терроризмом – лишь предлог в попытке сохранения Францией своего стремительно деградирующего влияния в ее бывших колониях.

Ведь собравшиеся там лидеры признали, что создаваемые ими силы будут направляться и на недопущение государственных переворотов, заметно участившихся в регионе за последние два года

Примечательно, что об этом сообщил прессе председатель комиссии по безопасности и сотрудничеству ЭКОВАС Омар Турей, пытающийся усилить французскую заявку на сохранение здесь своего влияния.

Между тем, по словам Турея, участие в этом Брюсселя и Парижа минимально, поскольку сами «Лидеры ЭКОВАС решили перекалибровать свою архитектуру безопасности. Речь идет о том, чтобы взять на себя ответственность за свою собственную безопасность», а не полагаться на внешних игроков. Они полны решимости создать региональную силу, которая будет вмешиваться в случае необходимости, будь то безопасность, терроризм или восстановление конституционного порядка в государствах-членах».

В связи с этим ЭКОВАС фактически выдвинул нынешним властям Мали, также пришедшим к власти в результате путча, ультиматум: освободить до 1 января 46 солдат из Кот д` Ивуара, захваченных на малийской территории в июле. Этот случай вызывает серьезную напряженность в отношениях между двумя странами. Если власти последней утверждают, что они прибыли в Мали помогать французам бороться против джихадистов, то официальный Бамако имеет к ним претензии за их действия. По одним данным – якобы за их жестокое обращение с мирным населением, а по другим – за попытку Парижа устроить контрпереворот и «снести» пришедший к власти недружественный ему режим, лояльный России.

Если к назначенному сроку этого не произойдет, малийскую хунту ждет наказание. Сначала экономическое, а если оно не подействует, то в будущем нельзя исключать и более радикальных мер военного характера.

Их не следует ожидать ранее второй половине января 2023 года. Предположительно в это время, согласно заявлению Турея, военные руководители стран региона соберутся для обсуждения условий создания региональных сил.

Впрочем, пока представители ЭКОВАС надеются уговорить малийские власти без применения таких жестких мер. Так, президент Того Фор Гнасингбе, выступивший посредником в этом кризисе, намерен посетить Мали, чтобы «потребовать» освобождения ивуарийских солдат».

Однако в Брюсселе намерены решать проблему Сахеля на полном серьезе. Ведь именно оттуда в Европу прибывает значительная часть мигрантов, спасающихся от местной нестабильности, затронувшей большинство стран региона, страдающих от распространения терроризма.

По сути, лидеры ЭКОВАС констатировали, что их национальные армии фактически беспомощны в борьбе против этой угрозы и, в попытке найти на нее управу вынуждены активно сотрудничать с внешними субъектами, — не только традиционными игроками в лице ООН и Франции, но в последние годы и с Россией.

Между тем, отсутствие безопасности является основным фактором военных переворотов, особенно часто потрясающих регион с 2020 года, в Мали (дважды), Буркина-Фасо и, по другим причинам (прежде всего из-за стремления осуществить передел ресурсов от экспорта природных ресурсов), в Гвинее.

Причем лидеры Западной Африки решили в своем финансировании не полагаться исключительно на свои добровольные взносы, поскольку своих средств у них для этого недостаточно. И, судя по всему, эту заботу на себя возьмут Париж и Брюссель.

Что же касается их ближайших действий, то они кроме Мали также затронут Буркина-Фасо и Гвинею.

Напомним, что ЭКОВАС изначально дала восемнадцать месяцев на возвращение там гражданских лиц к их руководству, две из которых, Мали и Буркина-Фасо, особенно серьезно потрясены распространением по их территории терроризма.

Причем все три страны отстранены от участия в работе руководящих органов ЭКОВАС. В результате его санкций военные пообещали уступить по истечении двух лет «переходного периода», в течение которого, по их словам, все они хотят «перестроить» свои государства.

Если малийские военные уложатся в заявленный срок по март 2024 года, то официальный Бамако полностью восстановят в политических правах в данной организации. В противном случае против него усилят торговые и финансовые санкции, сегодня фактически снятые на время «переходного периода». Так, сейчас действуют лишь индивидуальные санкции против десятков членов хунты и близких к ней лиц.

Между тем, согласно заявлению бывшего президента Нигерии Гудлака Джонатана, прибывшего 6 декабря в качестве посредника ЭКОВАС по решению политического кризиса в Мали, «процесс возвращения гражданских лиц к власти проходит хорошо и военные полностью привержены этому. «В нескольких областях остаются проблемы, но нас заверили, что эти проблемы не повлияют на повестку дня переходного периода», — уверил западноафриканский эмиссар.

В свою очередь, Турей призвал гвинейских военных «немедленно и без каких-либо исключений привлечь политические партии и гражданское общество к процессу возвращения гражданских лиц к власти».

Между тем, взявшие там власть в 2021 году путчисты заявляют, что эти последние и препятствуют этому. Причем по словам Турея, раз «Основные партии и значительная часть гражданского общества бойкотируют предложение переходной администрации о проведении диалога в Гвинее и поэтому необходимо рассмотреть возможность его проведения в другой стране-члене ЭКОВАС».

«Серьезную обеспокоенность» главы комиссии ЭКОВАС вызывает и ситуации в области безопасности и гуманитарным кризисом в Буркина-Фасо. И на саммите в Абудже Турей выразил готовность его организации всесторонне поддержать эту страну.

Тоже самое обещал в ходе встречи с премьер-министром Буркина-Фасо Апполинаром Кьелем де Тембелой 6 декабря и посол Франции в Буркина-Фасо Люк Халлад. Ведь, по его словам, «все заинтересованы, чтобы эта страна, страдающая от террористического насилия, оставалась на ногах»,. Отвечая на критику по поводу военного присутствия Франции в Буркина-Фасо (в частности, 400 спецназовцев в Уагадугу), Халлад подчеркнул, что его страна «считает необходимым оставаться там во имя интересов всего региона». Пока власти Буркина-Фасо желают этого, Франция остается партнером Буркина-Фасо».

Он также напомнил, что Париж стал «первым двусторонним партнером Буркина-Фасо, передающим ей денежной помощи через французское агентство развития (AFD) более чем на 100 миллионов евро в год».

Важно заметить, что у местного населения несколько иные взгляды на это. Так, 18 ноября состоялась его массовая демонстрация протеста в Уагадугу против присутствия Франции в Буркина-Фасо, которую считают виновной в «потакании террористам», фактически парализовавших своими действиями большую часть этой страны.

Одновременно недовольные сохранением французского присутствия провели аналогичную акцию протеста у военной базы Камбуазен на окраине столицы, где дислоцирован контингент спецназа Sabre force.

Напомним, что после государственного переворота 30 сентября, в результате которого к власти пришел молодой капитан 34 лет Ибрагим Траоре, происходят регулярно и только усиливаются.

Причем все чаще они проходят под российскими флагами. В этом Париж видит «руку Москвы», якобы занимающуюся подрывом французского влияния в Африке вообще и Сахеле в частности.

Причем росту популярности России способствуют начавшиеся доставки ее зерна и удобрений в страны афрканского континента, в чем население видит ощутимую разницу по сравнению с поведением Франции. Париж же, по данным представителей населения Буркина-Фасо, занимается лишь выкачиванием сырья, особенно урана и золота.

52.23MB | MySQL:103 | 0,493sec