Боевые возможности Ирана в ведении современных войн

В силу санкционного (рестрикционного) давления, противостояния противникам, оснащенным современными видами вооружения и военной техники, Иран сосредоточился на развитии сил и средств, способных нивелировать превосходство имеющимися в его распоряжении способами. Основными направлениями в этом стали: развитие БПЛА, баллистических ракет, создание и использование «химер» (боевых подразделений, формально не относящихся к вооруженным силам). Кроме развития обозначенных направлений, Тегеран наглядно продемонстрировал концептуально новую тактику боевого применения. В качестве примера: в октябре – ноябре этого года для атаки на наземные цели на территории Ирака, Ираном массово запускались БПЛА с крылатыми ракетами (Шахед-136), следом, с небольшим интервалом,  производился пуск баллистических ракет (Фатех-110)[i]. В этом случае в воздухе появляется одновременно большое количество целей, поразить которые ПВО противника не в силах. На одну цель может приходиться до 2 БПЛА и одной ракеты одновременно. В показанном примере Иран, запустив 74 ракеты и около 40 БПЛА, поразил 42 цели курдских сил[ii]. По соотношению получается 114 средств поражения на 42 объекта (три к одному). Нанесение огневого поражения завершалось применением собственных ударных подразделений, находящихся на территории противника. К слову, применяемые подразделения не входят официально в состав Вооруженных сил Ирана, действуют вне его территории, но в его интересах.

На рисунке: Боевые «прокси» или «химеры» Ирана.

 Новизна концепции состоит в том, что наносится именно удар (поражения противника всеми имеющими силами и средствами) с одновременным использованием БПЛА, баллистических ракет. Мощное огневое воздействие, при котором на одну цель приходится по несколько средств поражения, призвано уничтожить цель, а не нанести её ущерб.

Среди подразделений, используемых Ираном можно назвать:

— «Армию Фатимидов», созданную для участия в вооруженном противостоянии на стороне президента Сирии Башара Асада численностью порядка 20 000 человек;

— Бригаду «Зайнабиюн» (боевое подразделение отделившееся от дивизии «Фатимиюн», она же – «Армия Фатимидов»), численностью около 3000 человек;

— «Хизбалла». Численность по различным источникам порядка 12 000 человек. Кроме обычного стрелкового оружия имеет на вооружение большое количество РСЗО, ствольную артиллерию, беспилотные летательные аппараты;

— «Бригады Хайдара аль-Карара». Численность около 30 000 человек.

 В ходе ведения боевых действий Иран, действуя через КСИР развертывает небольшие экспедиционные подразделения, которые соединяются с ополченцами и командуют ими на поле боя. Таким образом, при использовании незначительного количества собственных вооруженных сил на территориях интереса достигаются крайне значительные результаты.

Наличие большого количества средств огневого поражения не гарантирует попадание их в цель. Применение высокоточных боеприпасов бессмысленно без наличия точных координат целей для её уничтожения, необходимо целеуказание. Для этого может быть использована спутниковая группировка, самолеты ДРЛО, БПЛА, используемые в этих же целях, наземные комплексы обнаружения и разведки. Тегеран пошёл другим путём, через использование доверенных лиц и нетрадиционных методов ведения войны. Например, спецподразделение «Аль-Кудс» КСИР поддерживает широкую сеть негосударственных партнеров, доверенных лиц и филиалов по всему региону[iii]. В этом же перечне ливанская «Хизбалла», иракские шиитские боевые группы, хоуситы в Йемене, некоторые палестинские организации, афганские талибы и бахрейнские шиитские боевики. Все они могут выявлять, передавать координаты, корректировать высокоточные боеприпасы, находясь на территории противника, в том числе используя наведение на цели посредством лазерных приборов разведки и целеуказания LTLM.

От «боевых химер» перейдём к БПЛА. Иран применяет широкий спектр беспилотных летательных аппаратов: сейчас известно о 15 серийных беспилотниках (справочно: в России их 7, из них 2 перспективных). Еще одна немаловажная характеристика– коэффициент полезного действия. Средний КПД иранских БПЛА – 26,4 % против 24,2 у российских образцов[iv]. Также Тегеран обладает большим разнообразием применяемых средств поражения для БПЛА, от ракет, до модернизированных планирующих бомб.

Такое разнообразие в использовании беспилотников обосновывается использованием  Ираном сторонних технологий, заимствованных со сбитых на его территории аппаратов.  В частности, разведывательный «Шахед-171» является клоном сбитого американского RQ-170 Sentinel Lockheed Martin, «Шахед-129» — копия  американского MQ-1 Predator (по другой версии- израильского Hermes 450, сбитого на территории Ирана), Ababil-3- копия израильского AAI RQ-2 Pioneer. По ряду сведений, Иран перехватил управление или сбил до 8 иностранных беспилотников, в том числе новейших[v].

Тегеран смог использовать захваченные технологии против их создателей. В СМИ имеется информация, что иранский БПЛА «Шахед-191»  смог беспрепятственно преодолеть ПВО авианосной группировки ВМС США во главе с авианосцем USS Dwight D. Eisenhower, сделав снимки палубы последнего[vi]. Аналогичным образом командующий «Аль-Кудс» КСИР бригадный генерал Эсмаил Каани заявил, что иранские беспилотники смогли беспрепятственно пролететь над Израилем. По его словам, во время операции «сионистское образование направило 41 истребитель и разведывательный самолёт для перехвата, но они потерпели неудачу». В дополнение в феврале 2022 года представитель ливанской «Хизбаллы» заявил, что иранский БПЛА смог обойти системы наблюдения и раннего предупреждения на границе, а также систему ПВО «Железный купол», углубившись на 30 км. в воздушное пространство Израиля[vii].

Используя разведывательные БПЛА, в том числе собранные на базе американских дронов, Иран может засекать цели, производить дальнейшее наведение и корректировку ударных БПЛА-камикадзе, ракетного вооружения и планирующих бомб, запускаемых с авиационных платформ, а также баллистических ракет, запускаемых с земли. К сожалению, не замечено использования ложных целей (БПЛА-мишеней), которые затрудняли бы противнику поражение ударных беспилотников. Возможно, расчет берётся на массированное применение ударных средств, достаточно дешёвых в изготовлении. Вместе с тем совместное использование беспилотных имитаторов воздушных целей и ударных БПЛА позволяет повысить КПД последних. Так использование одной БПЛА-мишени и одного ударного БПЛА позволяет повысить эффективность применения ударной составляющей на 50%, использование одной мишени вместе с двумя ударными БПЛА – на 15%.

Здесь стоит вспомнить опыт Израиля по применению дронов «Шимшон» в качестве ложных целей и установщиков помех. «Шимшоны» вызывали на себя огонь сирийских ЗРК и тем самым отводили его от ударных самолетов, создавая на экранах РЛС отметку полноразмерного самолета. Как только дрон обнаруживал батарею ЗРК и передавал ее изображение наземному командованию, в воздух поднимались еще два БПЛА: один- в качестве ложной цели, имитирующей атакующий самолет, чтобы заставить батарею ЗРК противника включиться на излучение, второй — оснащенный аппаратурой для перехвата излучения радиолокационной станции (РЛС) ЗРК.

Тегеран использует БПЛА не только для собственных нужд. В ряде СМИ, в том числе The Washington Post, публикуется информация о поставках в Россию беспилотников Shahed 129, Shahed 191, Mohajer-6 и Shahed-136, Arash-2, а также локализации их производства в России. Кроме этого Таджикистан подал заявку на закупку военных иранских беспилотников[viii]. В этом контексте Иран в перспективе, может составить конкуренцию Турции с её «Байрактарами».

Следующим средством поражения, имеющимся у Ирана в большом количестве и с широкой номенклатурой, являются баллистические ракеты. Обратно же, используются они не только Ираном, упомянутая газета  The Washington Post заявила о возможном изготовлении в интересах России баллистических ракет малой дальности Fateh-110 и Zolfaghar. В это связи заслуживает внимания информация компании The Intel Lab с данными спутниковой разведки о расширении иранского комплекса производства баллистических ракет[ix].

В Иране производством ракет занимается производственная группа «Шахид Багери». Номенклатура выпускаемой продукции включает:

— семейство ракет Fateh: Fateh-110, Fateh-313, Zolfaghar и Raad-500.

Fateh-110 является базовой моделью семейства ракет Fateh. Это одноступенчатая твердотопливная ракета класса «земля-земля», способная доставлять полезную нагрузку массой 500 кг на расстояние до 300 км. с КВО (круговое вероятное отклонение) до 30 м или меньше. Zolfaghar с полезной нагрузкой от 450 до 600 кг имеет дальность полета до 1000 км;

— семейство ракет Shahab (Scud): Shahab-1, Shahab-2 и Qiam-1.

ОТР Shahab-1 и Shahab-2 представляют собой модифицированные версии советских ракет Scud-B и Scud-C. Обе представляют собой одноступенчатые жидкостные ракеты, которые можно запускать с мобильных пусковых установок. Shahab-1 может доставлять полезную нагрузку массой 985 кг на максимальную дальность полета 300 км и КВО – 700 м. Qiam-1 с маневренной боеголовкой (MARV) способна доставлять полезную нагрузку массой 650 кг на максимальную дальность 800 км.с КВО в несколько сотен метров.

— баллистические ракеты средней дальности (БРСД) с радиусом действия до 2000 км. Основными ракетами этой категории являются Shahab-3, «Седжил» и «Хоррамшехр».

Shahab-3 — одноступенчатая баллистическая ракета на жидком топливе, созданная на основе импортной версии северокорейской ракеты No-Dong. Может доставлять полезную нагрузку в 1000 кг на максимальную дальность 1300 км. Иран разработал и испытал варианты ракеты, в том числе Ghadr  и Emad-1, которые, как он утверждает, имеют большую дальность (до 2000 км) и полезную 750–1000 кг, а также повышенную точность. Сообщается, что некоторые из этих вариантов улучшили боеголовку Shahab-3. По словам израильского эксперта Узи Рубина, в 2004 году Иран испытал версию с боеголовкой в ​​форме детской бутылочки (триконической). Иран утверждает, что вариант Emad-1, представленный в 2015 году, оснащен маневренной головной частью (MARV), и, по оценкам независимых аналитиков, его КВО составляет 500 м при максимальной дальности 2000 км.

«Хоррамшехр»- жидкостная ракета с полезной нагрузкой 1800 кг и заявленной дальностью полета 2000 км. Является производным от северокорейской ракеты Musudan (БМ-25), которая сама является вариантом советской SS-N-6, представляющей одноступенчатую жидкостную баллистическую ракету с дальностью от 2400 до 3000 км[x].

Отдельно обозначим крылатую ракету Hoveizeh. Эта ракета дальнего радиуса действия способна поражать цели на удалении свыше 1350 км. По различным оценкам, является продолжением  советской крылатой ракеты Х-55.

На особом счету информация «Аль-Маядин» о том, что Ирану удалось изготовить сверхзвуковую баллистическую ракету, способную поражать противоракетные комплексы противника. Это же подтверждает командующий Аэрокосмическими силами  КСИР[xi].

Иранские комплексы интересны тем, что обладают хорошей точностью (по крайней мере, ракеты малой дальности), высокой мобильностью, прогрессивную идею боеголовки, отделяющейся на заключительном этапе полета с разгоном до очень высоких скоростей, затрудняющих её поражение. При этом отделившийся блок с двигателем и топливным баком будет играть роль ложной цели. В качестве «плюса» можно назвать использование технологий, полученных у КНДР по использованию твердотопливного композита, что позволяет хранить ракеты полностью заправленными. Не в последнюю очередь важна простота использования ракет на различных платформах.

Продолжая тему использования принципа простоты затронем использование планирующих бомб. В Иране при наличии большого количества устаревших образцов некорректируемых бомб решили произвести их усовершенствование, через оснащение комплектами JDAM-ER (комплект рулей и системы наведения).

В результате рациональной модернизации появились планирующие бомбы «Балабан» с дальностью до 25 км, «Ясин-1000» «Ясин-2000» с радиусом действия в 50 км., оснащённые боевым частями в 100, 225, 300, 450 и 925 кг. Также ВПК Исламской Республики запустил в серийное производство модификации «Ясин-1000ER» и «Ясин-500ER» с дальностью около 150 и 200 км соответственно. Наведение происходит через инерциальную и спутниковую навигационные системы[xii]. На основе турецких управляемых боеприпасов MAM-L разработаны управляемые авиабомбы Ghaem-1 и Ghaem-9, адаптированные для применения с узлов подвески ударно-разведывательных БПЛА Mohajer-6 и Ababil-3. Отличительной чертой данных бомб является малая радиолокационная сигнатура (эффективная поверхность рассеяния / ЭПР) порядка 0,07-0,15 кв. м, которая снижает дальность их обнаружения с помощью американских корабельных «Иджис»-радаров AN/SPY-1D(V) примерно в 3-5 раз (с 320 до 60-100 км), оставляя западным операторам систем «Иджис» минимум времени на отражение массированного ракетно-бомбового удара со стороны ВВС Ирана.

Концепция простоты нашла продолжение в использовании нестандартных подходов и в части ПВО. Наглядным результатом можно считать ракету «358».

Ракета построена на основе нескольких актуальных идей и новых решений, отсутствующих у других современных ЗРК. Ракета, отличающаяся простотой конструкции, к тому же выполнена разборной, использует поиск целей в двух режимах. При наличии цели в зоне досягаемости, изделие летит к ней как «простая» ЗУР. Если цель не найдена, ракета может оставаться в заданном районе, осуществляя дежурство до момента обнаружения противника. Способность ракеты барражировать позволяет повысить вероятность перехвата воздушной цели, назначенной при пуске или внезапно появившейся. Кроме того, сокращается общий расход боеприпасов. В дополнение «358» не нуждается в развитых и сложных наземных средствах. Такой «комплекс» включает только простейшую пусковую установку (банально – направляющую, установленную даже на кирпичах) и пульт управления. Его можно без труда перевозить с места на место практически на любом транспорте. Такое средство может быть использовано как малыми тактическими группами, так и армейскими подразделениями на линии соприкосновения как на открытой местности, так и в городской застройке, в том числе против БПЛА противника.

В завершение материала хочется сказать о том, что Иран, однозначно, продемонстрирует еще не одно новшество в области вооружения и военной техники, тактики применения вооруженных сил, войск и воинских формирований. Остались еще не до конца раскрытыми тема изготовления артиллерийских систем, РСЗО, бронетанковой техники и самолето- и вертолетостроения.

[i] https://vlast.kz/novosti/36660-voennye-bazy-ssa-v-irake-podverglis-raketnomu-obstrelu.html

[ii] https://rex-net.livejournal.com/7004473.html

[iii] http://www.iimes.ru/?p=17164

[iv] https://dzen.ru/media/id/62fe24e8fd90cc33f2cff935/bespilotniki-irana-62fe2585f660eb4ea31de2f8

[v] https://www.atlanticcouncil.org/blogs/iransource/irans-drones-are-clones-now-theyre-being-used-in-multiple-conflicts/

[vi] https://www.wtsp.com/article/news/state-tv-iran-flew-drone-over-us-aircraft-carrier/67-60508318

[vii] https://www.timesofisrael.com/drone-flew-30km-into-israel-before-idf-detected-it-hezbollah-sources-claim/

[viii] https://asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/security/20221020/tadzhikistan-podal-zayavku-na-zakupku-voennih-iranskih-bespilotnikov-voennii-pomotshnik-ayatolli

[ix] https://twitter.com/TheIntelLab/status/1581578436186755072

[x] https://www.iranwatch.org/our-publications/weapon-program-background-report/history-irans-ballistic-missile-program

[xi] https://ria.ru/20221110/raketa-1830410136.html

[xii] https://podolyaka.ru/2022/11/30/ob-iranskom-podhode-k-modernizatsii-aviatsionnogo-vooruzheniya/

52.41MB | MySQL:110 | 0,656sec