Осталось ровно 6 месяцев до важнейших всеобщих выборов в Турции. По отношению к таким событиям используют слово «развилка». Их значимость связана с тем, что любой их исход приведет к изменениям. В этой серии статей мы проанализируем возможные их сценарии. В этой части мы рассмотрим парламентские выборы и комбинации возможных итогов всеобщих выборов.
Для начала надо представить основных политических акторов. На данный момент, сформировано три коалиции:
- Народная коалиция (Cumhur İttifakı), состоящая из поддерживающих Р.Т.Эрдогана партий;
- Национальная коалиция (Millet İttifakı), сформированных из крупных оппозиционных парламентских партий;
- левая Коалиция труда и свободы (Emek ve Özgürlük İttifakı), созданная вокруг Демократической партии народов (HDP);
- также ожидается создание четвертой коалиции, состоящей из Партии победы (ZAFER), Партии родины (MEMLEKET), Партии справедливости (AP) и Правильной партии (DOĞRU);
- отметим и формат «стол шести» в качестве объединенной оппозиции.
Итоги парламентских часто зависят от компромиссов. Партии важно набирать не голоса, а мандаты. Поэтому важную роль будут играть способность минимизировать количество списков. В каких-то ситуациях для распределения мандатов могут играть значение даже лишние 2-3%. Поэтому окончательно разобраться в этом вопросе удастся только после начала этой работы партиями. Однако мы рассмотрим 4 сценария, которые будут характера взаимодействия между партнерами и возможным итогом выборов.
Мы рассмотрим 4 сценария, в зависимости от характера взаимодействия между партнерами. Этот критерий считается самым важным, так как по подсчетам для максимализации результатов партиям необходимо консолидировать партийные списки. Это, скорее, касается оппозиции, так как существует большое количество партий, не преодолевающих избирательный порог. Это значит, что голоса, отданные за них не будут влиять на распределение мандатов. Однако по разным оценкам суммарная их доля равняется 5-9%, что является внушительной цифрой в условиях высокой конкуренции.
Первый сценарий: выдвижение единого списка в некоторых районах
Этот сценарий предполагает высокую степень консолидации оппозиции. Сотрудничество предполагает выдвижение в необходимых районах единого списка, чтобы максимизировать результат оппозиции для получения дополнительных мандатов. Этот вариант считается выигрышным, так как сводит к минимуму идеологический фактор. На первый план выходит оппозиционность или неоппозиционность кандидатов, что является конкурентным преимуществом в условиях запроса на изменения. То есть процессом управляет сама оппозиция.
Второй сценарий: выдвижение каждой партией отдельных списков
Такой сценарий снижает возможность достижения оппозицией большинства в парламенте. В целом, за счет падения рейтинга правящей партии у оппозиции растут цифры. Однако неясно, приведут ли они к большому росту количества мандатов. С точки зрения получения депутатских мест, нет разницы между победой благодаря 70% поддержки или 55%. Конечно, во многих регионах падает количество мандатов правящей партии. Однако этого может быть не хватить для получения контроля над парламентом из-за рассеивания оппозиционного избирателя.
Третий сценарий: раскол оппозиции, выдвижение каждой партией отдельных списков
Это крайне негативный сценарий для оппозиции. По сути, это означает ее раздробленность, что снижает ее шансы до минимума.
Четвертый сценарий: изменение расклада сил внутри «стола шести»
Данный вариант предполагает, что из-за противоречий по кандидату на президентских выборах происходит перестройка «стола шести» после выхода из него некоторых партий. При этом последние создают новую коалицию. В первую очередь, речь идет о Хорошей партии. Даже если и члены бывшего «стола шести», и новой коалиции внутри своих объединений смогут договориться о кандидатах, их общее количество вырастет. Это негативно отразится на планах всех антиэрдогановских партий. Это хоть и более мягкий вариант раскола, однако процесс рассеивания поддержки будет наблюдаться и здесь.
Стоит рассмотреть и сценарии соотношения итогов парламентских и президентских выборов. Существует три варианта развития: тотальная победа оппозиции, победа Эрдогана на президентских выборах, победа оппозиции на парламентских выборах, тотальная победа проэрдогановского лагеря.
Первый сценарий в нынешних условиях не считается наиболее вероятным. Однако полностью вычеркивать его не стоит. Он характеризуется тем, что и парламент, и институт президентства будут контролироваться оппозицией. При этом особенность ситуации связана с тем, что контроль первого, скорее всего, будет обеспечен усилиями партий Национальной коалиции и HDP. То есть он будет требовать согласования позиций сторон. Это же может иметь проблемный характер, так как существуют известные противоречия между Хорошей партией и Демократической партией народов. На первых порах этот вариант является рискованным, однако в перспективе он может создать преимущество для оппозиции.
Второй сценарий сейчас кажется наиболее реалистичным. Он выражается тем, что ни один лагерей не будет иметь тотального контроля. Вполне возможно, что парламент будет контролировать объединенная оппозиция в условиях президентства Эрдогана. Данный вариант можно назвать переходным, что выражается неопределенностью между двумя альтернативами. В целом, он изначально является рискованным, так как возможно формирование политического кризиса в виде блокирования работы отдельных институтов. Однако в то же самое время это возможность для проявления качеств партий обоих лагерей. Особенно это касается оппозиции, так как при наличии необходимого большинства у нее будет возможность для продвижения поправок в Конституцию. Это позволит ей обеспечить переход к парламентской республике и ослабить полномочия института президентства.
Третий сценарий, на данный момент, является самым трудно реализуемым. По сути, он предполагает, что нынешняя система сохранит свое существование. Однако из-за кризиса Партии справедливости и развития и Партии националистического движения шансов на получение парламентского большинства не так много. Мы можем утверждать, что их руководство смирилось с этой потерей и нацелено на недопущение получения оппозицией конституционного большинства.
Подытоживая статью, мы отметим, что большинство сценариев итогов парламентских выборов являются негативными для оппозиции. Мы предположим, что наиболее реальными являются варианты с полной консолидацией оппозиции (выдвижение общих списков и общего кандидата на президентских выборах) и выдвижение партиями отдельных списков и кандидатов на президентских выборах без распада коалиции и «стола шести». Конечно, исключать вероятность раскола оппозиции нельзя. Однако политический стиль Кылычдароглу и Акшенер снижает шансы для активации этих сценариев. Что же касается соотношения итогов двух выборов, мы небольшое предпочтение отдаем варианту с «раздельным» контролем, когда Народная коалиция сохранит за собой президентский пост, а оппозиция получит большинство в парламенте. Но если оппозиция реализует политику полной консолидации, тогда есть возможность для ее победы на президентских выборах. Однако она предполагает сговорчивость Кылычдароглу и Акшенер. Вариант со сохранением статуса кво мы считаем наиболее радикальным и сложным для реализации.