Визит председателя КНР Си Цзиньпина в КСА: расширенин китайско-саудовских отношений, вызвавших тревогу в Иране

Как указывают индийские аналитики, помпезность и торжественность, которые сопровождали  недавний визит председателя КНР Си Цзиньпина в Саудовскую Аравию, диссонировали с холодной атмосферой, окружающей поездку президента США Джо Байдена в королевство в июле. Однако главное отличие состоит в том, что саудовцы организовали три отдельных региональных саммита для Си — помимо двустороннего саммита, второй саммит с участием 21 арабского лидера и третий с участием 7 правителей стран ССАГПЗ. «Три в одном» подали важный сигнал о том, что Саудовская Аравия находится в центре китайской дипломатии в арабском мире. Это резко контрастирует с транзакционными отношениями, к которым свелся исторический американо-саудовский альянс. Действительно, почти три десятка энергетических и инвестиционных сделок во время визита Си сохранят ядро стратегических интересов Саудовской Аравии и Китая. Они охватывают такие пограничные области, как информационные технологии, зеленая энергетика, облачные сервисы, инфраструктура и здравоохранение, и придают большее ощущение согласованности между стержнем экономической диверсификации Эр-Рияда (известным как Vision 2030) и китайской инициативой «Один пояс и один путь» (BRI), направленной на развитие интеллектуальных отраслей и высококачественной инфраструктуры, включая цифровые технологии, которые имеют потенциал для укрепления региональных связей в ближайшие десятилетия. Как отмечают китайские комментаторы, ожидается, что инвестиции Пекина в водородную и солнечную энергетику дополнят стремление Эр-Рияда к экологически чистой энергии, и вместе они «укрепят адаптивную инфраструктуру в арабском мире». Возьмем, к примеру, знаковое соглашение, подписанное с китайским технологическим гигантом Huawei, которое откроет двери для высокотехнологичных комплексов в городах Саудовской Аравии, которые сочетаются с китайским сотрудничеством в области развития 5G во многих странах Персидского залива (например, ОАЭ, Кувейт, Катар).) Поскольку Саудовская Аравия синхронизирует свои приоритеты в энергетическом секторе с акцентом Китая на повышение устойчивости цепочки поставок в регионе Западной Азии, королевство позиционирует себя как региональный центр для китайских заводов. Это «беспроигрышный вариант», поскольку стабильные цепочки поставок энергоносителей имеют решающее значение для перспектив роста и восстановления многих региональных арабских экономик. Достаточно сказать, что, несмотря на то, что новая синергия развития и предлагаемое многосекторальное сотрудничество ставят китайско-саудовское всеобъемлющее стратегическое партнерство в другую лигу, арабский регион в целом получит огромные выгоды от преобразующего воздействия партнерства. В совместном заявлении, опубликованном после визита Си Цзиньпина, говорится о важности расширения саудовско-китайских отношений «в их международных рамках и подачи примера сотрудничества, солидарности и взаимной выгоды для развивающихся стран». В нем говорится: «Саудовская сторона также подчеркнула важность привлечения международных китайских компаний к открытию региональных штаб-квартир в королевстве и высоко оценила заинтересованность ряда компаний в этом отношении, поскольку они получают лицензии на создание своих региональных штаб-квартир в королевстве, чтобы в конечном итоге воспользоваться исключительным опытом и возможностями Китая для выгоды экономик двух стран». Очевидно, что подписание «плана согласования» между Vision 2030 и BRI меняет правила игры. Первый в истории саммит Китай-ССАГПЗ и саммит Китай-Лиги арабских государств выделяются в нынешней международной обстановке и создают перспективы «коллективного сотрудничества» между Китаем и арабскими странами. Они зависят от совместных действий Саудовской Аравии и Китая по укреплению отношений стратегического партнерства между государствами ССАГПЗ и Китаем, заключению соглашения о свободной торговле между ССАГПЗ и Китаем и институционализации Встречи министров экономики и торговли ССАГПЗ и Китая в формате «6 + 1» между ССАГПЗ и Китаем. В равной степени, с дипломатической стороны, в совместном заявлении говорится: «Китайская сторона высоко оценила позитивный вклад королевства и его выдающуюся поддержку в продвижении регионального и международного мира и стабильности». Особо следует отметить решительную поддержку Китаем позиции Саудовской Аравии по Йемену, подчеркивая важность поддержки Президентского руководящего совета.

Неудивительно, что итоги визита Си в Саудовскую Аравию вызвали беспокойство в Тегеране. Сеть региональных альянсов, которую Эр-Рияд сплел для участия Китая, состоит исключительно из арабских стран. И что раздражает Тегеран больше всего, так это то, что Саудовская Аравия и арабский альянс станут наиболее важным шаблоном региональных стратегий Китая в регионах Западной Азии и Африки. Иран не может справиться с развитием в качестве конкурирующего центра силы. И это происходит в то время, когда Иран стремительно продвигается вперед, поскольку лидерство в регионе Персидского залива и ключевой союз Саудовской Аравии с США пришли в безнадежный упадок. Самым недобрым индикатором для Тегерана из всех должно быть то, что, хотя Китай является участником переговоров по СВПД, в совместном заявлении говорится, что обе стороны «призвали Иран сотрудничать с Международным агентством по атомной энергии, поддерживать режим нераспространения и подчеркивать уважение принципов добрососедства и невмешательства во внутренних делах государств». В другом месте в совместном заявлении говорится с завуалированной ссылкой на Иран: «Китайская сторона выразила поддержку королевству в поддержании его безопасности и стабильности и подтвердила свое неприятие любых действий, которые могли бы вмешиваться во внутренние дела Королевства Саудовской Аравии, и отвергает любые нападения на гражданских лиц, гражданские объекты, территории и интересы Саудовской Аравии». Однако Тегеран предпочел проигнорировать все это и вместо этого сосредоточился на конкретном отрывке в совместном заявлении Китая и ССАГПЗ, чтобы выразить свое недовольство. В соответствующей формулировке говорилось: «Лидеры подтвердили свою поддержку всех мирных усилий, включая инициативу и усилия Объединенных Арабских Эмиратов по достижению мирного решения вопроса о трех островах; Большой Томб, Малый Томб и Абу Муса, путем двусторонних переговоров в соответствии с нормами международного права и решить этот вопрос в соответствии с международной законностью». На первый взгляд, здесь нет ничего взрывоопасного, но Тегеран насторожился, потому что Пекин проигнорировал позицию Ирана о том, что этот вопрос «не подлежит обсуждению» и касается суверенитета и территориальной целостности страны. Иранские комментаторы и официальные лица утверждают, что «Китай, похоже, принял чью-то сторону в этом споре». Посол Китая был вызван в Министерство иностранных дел Ирана, а президент Эбрахим Раиси выразил недовольство упоминанием Китая. Соответственно появился  яростный комментарий в Tehran Times, очень красноречиво озаглавленный «Неправильный шаг Китая на гнилой веревке Совета сотрудничества Персидского залива». На данный момент трудно сказать, насколько серьезно следует воспринимать эту театральную озабоченность иранцев. Настоящая тревога Тегерана может быть двоякой: во-первых, китайско-саудовские отношения приобретают практический вес, и это может постепенно отодвинуть Иран на второй уровень в региональной политике. Конечно, у Ирана многообещающее партнерство с Россией, но это, по сути, геополитическая матрица с переменными, зависящими от поворотов конфронтации Москвы с Западом в условиях санкций. Между тем, тупик на ядерных переговорах в Вене препятствует нормализации отношений Ирана с «коллективным Западом». В совместном заявлении лишь поверхностно отмечается «их решимость развивать сотрудничество и координацию в области обороны» и две страны «сотрудничают в мирном использовании ядерной энергии». Но оборонные связи и ядерное сотрудничество между Китаем и Саудовской Аравией имеют долгую историю. Известно, что саудовцы и китайские официальные лица обсуждают механизмы оплаты в местных валютах для определенных типов транзакций. В конечном счете, Иран может винить только себя. Он с самого начала опередил Саудовскую Аравию с ее хваленой 25-летней «дорожной картой» на 400 млрд долларов для китайских инвестиций, но в конечном счете Китай, вероятно, взвесил бы, что Саудовская Аравия может предложить гораздо больше в качестве экономического партнера, чем Иран в ближайшей и среднесрочной перспективе. Действительно, решение о проведении раз в два года китайско-саудовских саммитов гарантирует, что подход управления «сверху вниз», характерный для обеих стран, тщательно отслеживается и корректируется в соответствии с потребностями. Иран, с другой стороны, может быть раздражающим партнером, учитывая его многочисленные уровни принятия решений и противоположную автаркическую политику. Безусловно, Китай также привлекает влияние Саудовской Аравии в арабском мире как ключевого фактора, способного помочь продвижению BRI на региональном уровне в условиях после пандемиикоронавируса. Таким образом, у Тегерана есть все основания беспокоиться о том, что региональный баланс может сместиться в пользу Саудовской Аравии.

52.28MB | MySQL:103 | 0,467sec