О планах Франции по расширению военно-технического сотрудничества с Алжиром

Пользуясь потеплением в отношениях с Алжиром, Франция намеревается завоевать значительную долю оружейного рынка этой страны. С этой целью представители руководства Министерства обороны и работающий на него оборонно-промышленный комплекс готовятся продемонстрировать французское вооружение и военную технику.

Представители ведущих французских оборонных предприятий, включая Safran Electronics & Defense, Thales, MBDA и Airbus готовятся в ближайшее время представить каталоги своей продукции военному командованию АНДР.

Руководство французских компаний рассчитывает, опираясь на результаты улучшения алжиро-французских политических отношений 2022 года, захватить значительную часть оборонного рынка этой страны. Большая часть которого, а именно более 80%, по данным европейских источников, прочно занимает Россия.

Заметим, что официальный Париж уже давно пытается получить в Алжире серьезные оборонные контракты, но в отличие даже от своих германских и итальянских партнеров довольствуется лишь «мелочевкой».

Исключений немного, но и они не являются действительно крупными по алжирским меркам контрактами. Так, французская фирма OCEA оснастила алжирских военных моряков партией из 50 патрульных катеров FPB98. В свою очередь, компания Thales усиливала боевые возможности поставленных Алжиру Москвой танков Т-90 тепловизерами Catherine-FC и тайно снабжала алжирских военных другими электронными образцами своей продукции.

Однако всякий раз, испытав неудачу с проникновением на оборонный рынок этой страны, Франция на этом не успокаивается и предлагает АНДР новую богатую линейку своих вооружений и военной техники.

Тем более сейчас, когда алжирское руководство готовится потратить на оборону в ближайшие годы 23 млрд долларов, что распаляет аппетиты французских компаний.

Почему до сих пор Парижу этого не удалось добиться? Заметим, что ранее диалог между сторонами на данную тему срывали «неосторожные» политические действия французских руководителей. Так, они демонстративно награждали участников борьбы против алжирских партизан 1954 – 1962 годов или выступали с громкими предвыборными заявлениями, критикующими действия руководства АНДР за обличения им подробностей колониального прошлого своей страны.

Всякий раз это приводило к резкому обострению двусторонних отношений и длительными попытками их восстановления. И при таком раскладе Алжиру и Франции уже было не до развития военно-технического сотрудничества.

Но теперь, кажется, ситуация благоприятствует для того, чтобы попытаться сделать это. После августовского визита французского президента Эммануэля Макрона и членов его правительства в Алжир, в ходе которого стороны провели переговоры и на военную тему Париж, кажется, остановился в шаге от получения заветных контрактов.

Этому благоприятствует продемонстрированная готовность Франции работать в Алжире в сырьевых, в том числе энергетических проектах, на условиях последнего, доказательством чему служит ряд заключенных договоров в данной сфере.

Также Париж использует «затягивание» украинского конфликта, в ходе которого Москве пришлось столкнуться в том числе с французскими образцами оружия, для рекламы последнего и антирекламы российского.

Впрочем, расширению столь доверительных связей сторон мешает уже имеющийся негативный опыт при реализации даже тех немногих контрактов с Алжиром, сопровождавшейся скандалами.

Так, в 2014 г. стороны договорились о приобретении 5 французских транспортных самолетов Beechcraft, предназначенных для перевозки генералитета. Однако из-за банкротства в 2018 году фирмы-подрядчика EAT контракт был заморожен, что негативно отразилось на дальнейших переговорах о расширении ВТС.

Еще одним «предвестником» возможного расширения оборонных связей двух стран стало взаимодействие в последние годы их военных в Сахеле. Так, АНДР поставляла французам в Мали горючее и обменивались с ними разведывательными данными для более эффективной борьбы против джихадистов в южном приграничье Алжира.

Между тем, 22 декабря в общении с алжирскими журналистами президент АНДР Абдельмаджид Теббун заявил, что его страна намерен вести «дела с Францией на равных» и она не забудет ей совершенных в колониальные годы массовых убийств его населения» несмотря на заметное развитие двусторонних отношений.

Речь, по его словам, в том числе идет о применении французскими военными печально знаменитых «дымовых завес» в пещерах.

Соответственно, это прозвучало как предостережение в адрес официального Парижа, представители которого ранее периодически делали политические нападки на Алжир.

Что же касается перспектив заключения новых договоренностей в оборонной сфере, то, пожалуй, наилучшие для этого позиции у компаний Thales и Safran, представители руководства которых в ноябре 2022 г. провели продолжительные переговоры с алжирскими генералами относительно продажи АНДР нескольких образцов производимой ими военной техники.

Известно, что руководство последней компании ведет переговоры с алжирскими военными о заключении серьезного контракта по оснащению их привязными воздушными шарами и аэростатами для наблюдения за протяженными границами АНДР и инфраструктурой национальной энергетической компании Sonatrach.

Удастся ли французам преодолеть конкуренцию с российскими предприятиями? На стороне последних – многолетние наработанные связи. Однако первые предлагают пусть и довольно дорогостоящую, но ценящуюся в своих сегментах продукцию. И очень многое в исходе такого «противостояния» будет зависеть от того, насколько серьезно они сами отнесутся к ее росту на алжирском рынке.

62.53MB | MySQL:102 | 0,660sec