Американские эксперты об уроках борьбы с терроризмом

Как указывают американские эксперты из Пентагона,  в настоящее время несколько правительств, столкнувшихся с возвращением межгосударственных конфликтов и конкуренции великих держав, утратили приоритет в борьбе с терроризмом; однако терроризм часто использовался или эксплуатировался государствами в своих собственных стратегических целях, и последние два десятилетия глобальных усилий по борьбе с терроризмом предлагают некоторые ценные инструменты и уроки. По мере того, как подходы к борьбе с терроризмом достигают точки перегиба после двадцати лет «глобальной войны с террором», происходят изменения на множестве уровней, включая тактический, оперативный и стратегический. Основное внимание Запада в борьбе с терроризмом сместилось с Ближнего Востока на Африку; следовательно, региональные интересы, в том числе интересы именно европейских партнеров, а не американские цели,  с большей вероятностью станут приоритетными задачами для атак  террористов. Тем не менее, тем, кто выступает за отказ от борьбы с терроризмом, важно помнить, что многие государства используют и эксплуатируют негосударственные вооруженные группы для достижения своих стратегических целей, а борьба с терроризмом и конкуренция великих держав могут быть двумя сторонами одной медали. Многие инструменты и уроки, извлеченные из двух десятилетий глобальных усилий по борьбе с терроризмом, могут быть применимы для решения текущих проблем безопасности. Портфель сотрудничества в области безопасности и наращивание партнерских возможностей с сетью глобальных союзников, а также отношения, сложившиеся между разведывательными агентствами и службами безопасности тех, кто борется с «Аль-Каидой» и так называемым «Исламским государством» (обе организации запрещены в России), должны быть сохранены и задействованы в соответствии с текущими и новыми приоритетами. Соединенные Штаты и их партнеры работали через Организацию Объединенных Наций и такие платформы, как Глобальный форум по борьбе с терроризмом (GCTF), чтобы согласовать международные правовые рамки и партнерские отношения, а также укрепить потенциал должностных лиц и сообществ на передовой для обеспечения безопасности, поощрения прав человека и верховенства закона и построения инклюзивного подхода. Это  связано с усилиями, необходимыми для поддержки Украины в свете российского вторжения, для сохранения влияния и завоеваний, достигнутых в Сахеле, особенно с учетом возросшего влияния российской ЧВК «Вагнер» – или управлять целым рядом проблем, связанных с Ираном.

Когда–то использовавшаяся как набор тактических инструментов для устранения угроз внутренней безопасности, борьба с терроризмом была обозначена как угроза международному миру и безопасности после нападений 11 сентября 2001 года и возведена в ранг более стратегического приоритета во всем мире — без установления четкого определения терроризма. Но несколько тактических мер, включая совместные тренировки по обмену опытом, могут принести дивиденды в конкуренции великих держав, особенно с точки зрения возможностей высокого класса, таких наблюдение и разведка (ISR); наступательные кибероперации; и множество других действий, которые подпадают под сферу нетрадиционных или нерегулярных военных действий. Эта ложная дихотомия между борьбой с терроризмом и конкуренцией великих держав подрывает интересы Запада. Борьба с терроризмом и конкуренция великих держав – это динамичные и взаимосвязанные сферы; если США и их союзники оставят политический или оперативный вакуум, вакуум могут занять другие — серьезный риск в таких местах, как Афганистан и Мали, где Россия и Китай сохраняют серьезные уровни влияния. Запад, будь то через НАТО или другие региональные структуры, может и должен сделать и то, и другое, чтобы ответить на вызов растущего Китая и реваншистской России. Однако усилия по борьбе с терроризмом должны быть более тщательно адаптированы к рискам и потребностям, специфичным для различных контекстов, особенно по мере того, как угроза становится все более диффузной и разнообразной. В дополнение к салафитско-джихадистским группировкам наблюдается рост глобального крайне правого насильственного экстремизма и продолжающаяся государственная поддержка прокси-групп и множество других идеологий, мотивирующих насилие, в том числе анти-5G / технофобия, так называемые Incels и сторонники теории заговора QAnon.

Несмотря на несколько продолжающихся конфликтов – от Ирака и Сирии до Йемена и Мали, например, – среди международных партнеров был достигнут  консенсус в борьбе с терроризмом. В течение двух десятилетий это была одна из областей, в которой все пять постоянных членов (П5) Совета Безопасности ООН в значительной степени смогли прийти к согласию. Тем не менее, продолжающаяся война на Украине и напряженность в отношениях между П5 – Китаем, Францией, Россией, Великобританией и США – сделает маловероятным (хотя и не обязательно невозможным, в зависимости от того, материализуются ли новые атаки или угрозы) международное сотрудничество, достигнутое в борьбе с терроризмом. Природа «конкуренции великих держав» сделает такие глобальные партнерства, как GCTF, менее вероятными, и инвестиции в усилия по предотвращению и противодействию насильственному экстремизму, вероятно, уменьшатся; хотя многие такие усилия могут продолжать информировать государственные и местные инициативы по устранению причин, которые подпитывают поддержку насильственных групп. Российская военная операция на Украине была поучительной в этом отношении, поскольку различные западные страны демонстрируют разный уровень комфорта, одновременно бросая вызов России и опасаясь вызвать ее гнев, поскольку Кремль продолжает использовать в качестве оружия поставки энергии и запасы продовольствия. Аналогичным образом, нет единого подхода к тому, как бороться с проецированием силы Китая, продолжающимся спонсорством прокси-групп Ирана или продолжающимся бряцанием ядерным оружием Северной Кореи. Однако несомненно то, что многие сложившиеся отношения и инструменты, применяемые в глобальной войне с терроризмом, заслуживают пересмотра в рамках наступления новой эры соперничества великих держав.

Основные выводы

— Несколько правительств, столкнувшихся с возвращением межгосударственных конфликтов и конкуренции великих держав, утратили приоритет в борьбе с терроризмом; однако терроризм часто использовался или эксплуатировался государствами в своих собственных стратегических целях, и последние два десятилетия глобальных усилий по борьбе с терроризмом предлагают некоторые ценные инструменты и уроки.

— На тактическом, оперативном и стратегическом уровнях многие учебные программы США и союзников, включая совместные тренинги по обмену, могут принести дивиденды в соперничестве великих держав; международное сотрудничество обеспечило более согласованные международные правовые рамки и платформы для партнерства.

— Хотя угроза для США, исходящая от транснациональных террористических групп, таких как ИГ и «Аль-Каида», значительно уменьшилась, они могут вдохновлять и влиять на угрозы против интересов Запада и распространились в других регионах, таких как Сахель;  и ответные меры должны отражать текущие угрозы и потребности.

— Борьба с терроризмом и конкуренция великих держав – это динамичные и взаимосвязанные сферы; если США и их союзники оставят политический или оперативный вакуум, вакуум могут занять другие — серьезный риск в таких местах, как Афганистан и Мали, где Россия и Китай сохраняют влияние.

62.27MB | MySQL:101 | 0,503sec